ТЕХНИКАРУЧНАЯ РАБОТАМ ОЖНОЛИ СДЕЛАТЬ АВТОМОБИЛЬ УДОБНЫМ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ-ИНВАЛИДА?навливаясь, не нужно выжимать левую педаль. Вариация на ту же тему - электромагнитное сцепление «Мегаматик», где исполнительным механизмом служит соленоид. У обеих систем есть достоинства и недостатки (подробнее см. ЗР, 2000, № 7). Кстати, «автоматы» требуют стабильных оборотов холостого хода - иначе сцепление не выключится вовремя. Увы, добиться идеальной работы «оковского» карбюратора, особенно пожилого, нелегко. Выручил бы впрыск... Конструкторы СеАЗа работают также над вариатором и «электронной» коробкой передач с пультом управления на руле. Однако в серии все это появится нескоро. Пока даже автоматы сцепления массовым спросом не пользуются: их считают сложными и ненадежными. Да и не по карману большинству усовершенствования дешевой «Оки». В конце прошлого года за автомат сцепления нужно было доплатить примерно 3300 рублей. Итак, потребитель отдает предпочтение не столь удобной, но дешевой, надежной, проверенной временем механике. Руки инвалида должны управляться с газом, тормозом, а иногда и сцеплением. Сегодня существует несколько серийных вариантов заводского ручного управления (см. фото). Конструкции отработанные, но устраивают не всех. Основной недостаток заводской продукции: она рассчитана на среднестатистического водителя. Завод не в состоянии учитывать индивидуальные требования: на такой подход можно рассчитывать/ОСОБЫЙ ПОДХОДТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИНИнвалидный автомобиль заменяет хозяину все прочие средства передвижения, но им должны легко управлять и здоровые члены семьи. Ведь машина, как правило, на всех одна... и чаше всего это самая дешевая из отечественных - «Ока». Конечно, удобнее всего модель с автоматической коробкой передач. Но даже подержанную иномарку могут купить немногие. Отечественных серийных «автоматов» нет ив ближайшем будущем, видимо, не будет. Доступная замена полуавтоматическое сцепление. Одну из конструкций разработали для «Оки» специалисты НАМИ и СеАЗа. Электровакуумный привод избавляет от необходимости пользоваться третьей педалью. Едва водитель прикладывает небольшое усилие к рьгчагу коробки передач, датчик в рукоятке подает сигнал на выключение сцепления. При падении оборотов сцепление выключается автоматически, так, что, остатолько в немногочисленных специализированных фирмах. Там постараются исправить заводские недостатки и подогнать управление под конкретного водителя. Пример - петербургская мастерская Александра Романова. В отличие от некоторых серийных модификаций «Оки» для инвалидов, здесь все педали остаются на месте, ведь основному водителю они не мешают. Ход серийной ручки сцепления некоторым кажется излишне длинным. Его уменьшили с помощью оригинальной регулируемой тяги, действующей, как и заводская, на рычаг педали и подходяшей к любому автомобилю. Штатные рычаги акселератора, связанные с карбюратором тросом, работают надежно и многих устраивают. Но для дальних поездок они слишком тугие - устают руки. Вместо серийных «лопухов» справа или слева от руля ставят ручку управления подачей топлива, связанную непосредственно с педалью газа. Водитель легко давит на нее, практически не снимая рук с руля. Собственная конструкция Романова управление газом, сцеплением и тормозом одной ручкой (фото 4). Универсальный рычаг, как правило, устанавливают справа от руля (на праворульных машинах, соответственно, слева). Сцепление работает по стандартной схеме - перемещением ручки на себя, тормоз - под углом 45° относительно хода сцепления. Подачей топлива ведает небольшой флажок, установленный на рукоятке. Достоинства конструкции - компакт-