154
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | /ПРИДУМАНО В РОССИИПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ«ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД», ПОХОЖЕ, ВСЕ-ТАКИ УДАЛОСЬТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИ НУнашей северной столицы много достойных визитных карточек Михайловский замок, Михайловский дворец... А кто слышал про «михайловское» зажигание? С появлением микропроцессорных систем катушка зажигания полностью попала в кабалу к электронике. Однако выяснилось, что новые двигатели, управляемые современными системами, унаследовали от своих предшественников кучу «детских» болезней - то «звенят» после очередной заправки, то демонстрируют врожденную «тупость»... Только для «лечения» вместо подбора пружинок в трамблере теперь приходится применять модный «чип-тюнинг» - медицина подорожала. Можно упрекать разработчиков программ - не учли, недодумали... Бывает и такое, но главная причина капризов все же не в этом. Мы уже пытались жить согласно продиктованным сверху «Программам» - получалось не очень здорово. Так и здесь - и трамблер, и микропроцессор всего лишь следуют заложенной в них программе и пытаются управлять двигателем безо всяких скидок на его конкретный «норов». Если же при этом программа не самая умная, датчики не самые совершенные, а двигатели отечественные, то получается не очень здорово. Вот и попробуйте ответить владельцу «Волги» - откуда взялось множество разных вариантов блоков управления для его машины и почему фазу не сделали так, «как надо»? А КАК надо? Система зажигания - что велосипед: усовершенствовать ее пытались все поколения инженеров и радиолюбителей. Получалось чуть лучше, чуть хуже, а в целом - «дежа вю». Поэтому знакомство с системой петербургского изобретателя Глеба Михайлова могло бы и не состояться, если бы не одно словечко в ее названии. «Михайловское» зажигание - АДАПТИВНОЕ... «Адаптивное» означает умение приспосабливаться к среде обитания - например, к отечественной машине с карбюраторным двигателем. Эффект достигается без дополнительных датчиков и «Пентиума» в багажнике - блок управления имеет размеры обычного коммутатора (фото), а датчик всего один! Он следит за угловыми перемещениями вала двигателя, определяя с высокой точностью не только угол его поворота, но также скорость и ускорение. Даже при постоянной частоте вращения коленчатого вала его движение неравномерно: на сложную комбинацию взаимодействия отдельных цилиндров накладываются возмущающие факторы - от неоднородности состава бензовоздупшой смеси до неровностей на дороге. Характер движения вала является, по мнению изобретателя, интегральным показателем оптимальности управления опережением зажигания. Если в какойто момент времени зажигание оказалось слишком ранним, то это тут же отразится на характере движения коленвала система сразу это поймет. А поскольку ее быстродействие очень высокое, то уже в следующем цилиндре угол опережения будет скорректирован. В результате «михайловское» зажигание как бы приспосабливается к самочувствию двигателя и «выжимает» из мотора максимально возможный крутящий момент на всех режимах работы. Изобретатель не будет изобретателем, если не уподобится рыбаку, рассказывающему друзьям про размер пойманной им рыбы. По мнению автора «Михайловского» зажигания, оно должно на 10-15% повышать момент на валу двигаНеобычиого вида характеристика «Михайловского» зажигания. «Размыв» - это мгновенная реакция системы на неоднородность бензовоздушной смеси: привычная по книжкам «прямолинейность» достижима только при идеализированных условиях эксплуатации. Для пояснения отдельно показаны изменения угла опережения на отметке 1168 9 об/мин.теля и на столько же снижать расход топлива, в несколько раз сокращать содержание вредных веществ в выхлопных газах и спокойно «переваривать» низкооктановый бензин. Однако аплодисменты подождут - для начала хотя бы убедимся, что машина без привычных датчиков вообще способна передвигаться. Ведь сколько раз приходилось слышать: реформы, мол, правильные, а вот народец, извините, никуда не годится... Привыкшая к «издевательствам» хозяина 14-летняя «Волга» покорно разевает пасть. Вместо штатного высоковольтного распределителя устанавливаем датчик, прикручиваем в удобное место коммутатор и две двухвыводные катушки зажигания, подключаем провода и первый раз пускаем двигатель без «центробежника» и «вакуумника». Поехали... Давить на газ боязно - очень не хочется, чтобы красивая идея с первых же шагов аукнулась полным отсутствием динамики или противным «звоном». Однако машина разгоняется шустро и без «провалов». После ознакомления с тем, что намерил подключенный к системе «Ноут-бук» (см. рис.), выяснилось, что мы нечаянно «раскрутили» низкооборотный двигатель 4021 до 5600 об/мин как говорится, увлеклись... Возвращаться к пружинкам и грузикам не хочется - в Москву едем на «Михайловском» зажигании. Про экономичность и экологичность расскажем потом - пощупаем, понюхаем... Однако уже ясно, что «изобрести велосипед» все-таки удалось. Заметим, что система успешно прошла сертификацию и уже производится. Цена кусается - 3780 руб. А в планах изобретателя - «разборка» с системами впрыска: неправильные они все, по его мнению... 1»1