170
171
СВОИМИ СИЛАМИ/ПРИМЕРОЧНАЯТЕКСТ / ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗР «КРЕСТОВСКИЙ»Щупом проверяем зазоры между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами (0.2+0.05 для впускных клапанов и 0.35±0.05 для выпускных). Порядок проверки подробно описан в руководстве по эксплуатации, но мы предпочитаем действовать несколько иначе. Поскольку нужный кулачок хорошо виден, регулировку производим, когда его выступающая часть направлена вверх. Ориентируемся просто: впускные клапаны расположены напротив труб впускного коллектора, а выпускные - выпускного. Коленчатый вал проворачиваем ключом за болт крепления шкива или вывешенным колесом при включенной пятой передаче. Свечи выворачиваем. Это облегчает работу. Если зазор отличается от нормы, приступаем к регулировке.к^т ЪЗаездить мотор так, чтобы в нем не осталось ни одной, годной на что-то железки, удается немногим. При грамотной эксплуатации большая часть деталей готова отработать второй и даже третий срок. Об этом позаботились, заложив в конструкцию припуски на ремонтные размеры. Значит, чтобы избежать ненужных трат, надо тщательно отсортировать годное от негодного.Фиксирование толкателей клапанов в нижнем положении: 1 - регулировочная шайба; 2 - приспособление.Начнем с блока цилиндров. Как известно, последние изнашиваются неравномерно: в поперечном сечении из окружности получается эллипс, а в продольном из прямоугольника - «бочка». Поэтому измерения проводим в трех уровнях причем в двух взаимно перпендикулярных направлениях Отводим приспособление и, пользуясь шилом и пинцетом, извлекаем регулировочную шайбу.Нутромер при этом настраиваем на номинальный размер. У каждой модели двигателя он свой, поэтому конкретные величины и Ее толщина указана на стороне, обращендопуски здесь не указаны. Все эти данные, ной к толкателю (такое положение защищакак правило, есть в руководстве по ремонту ет маркировку от стирания движущимся куавтомобиля. Попутно заметим, что ставить лачком). Учтите это при установке новой! новые кольца в сильно изношенный блок Зная этот размер, фактическую и требуемую нет никакого смысла. Ведь, контактируя с величину зазора, нетрудно подобрать новую цилиндром лишь небольшой частью по ­ шайбу. Если зазор требуется увеличить, то верхности, они сотрутся «в ноль» еще во Шприцем отсасываем масло из масляных ванн гошайба должна стать тоньше, и наоборот. время обкатки, тем более что и следов холовки цилиндров. Если этого не сделать, то послеСведя полученные данные в таблицу (см. нинингования в таком цилиндре уже нет. дующие операции придется выполнять на ощупь. же), можно идти в магазин за шайбами. Обязательно промеСлучается, даже после тщательной регуряем нутромером лировки из двигателя периодически доновкладыши валика сится клапанный стук. Наши предположения привода масляного об источнике: и толкатель, и отверстие под насоса (в просторечии него сделаны с определенными допусками, - «поросенка»). то есть не являются идеально круглыми. СоЭтот подшипник ответственно, и зазор между ними по ок- первый в цепочке ружности не одинаков. Толкатель при рабодеталей, смазываУстановив приспособление, утапливаем толкатель, те поворачивается, и, когда наибольший зающихся под давлезор совпадает с направлением движения купредварительно развернув его прорезью к себе. нием, и при больлачка, возникает стук. Подбирать толкатели Ставим фиксатор так, чтобы выступом он упирал ших зазорах в сак отверстиям - работа неблагодарная, так ся в край толкателя, а верхней частью - в распредмом начале маслявал (см. рисунок). что лучше все оставить как есть. I»l ное голодание последующим узлам № клапана Параметры гарантировано. 7 вп. 3 вп. 4 вып. I 5 вып. | 6 вп. 8 вып. 1 вып. 2 вп.Зазор (мм) Норма Фактич. Есть Треб. 0,35 0.40 +0,05 0,20 0,20 0,35 0,35 0.20 0,20 0,3501-0,1 3 50 3,40Разность* 1 (мм) Шайба (мм)3/5-'Допускается ±0.05 им.Следующая возможная неприятность исключительно рукотворная. Если болты головки блока подтягивали ломом вместо динамометрического ключа, поверхность блока могла перекоситься. НА СВОИМелкие недочеты устраним шлифовкой, явные прогибы обычно рихтуют прессом, после чего, при необходимости, доводят шли ­ фовкой. Шатун редко выходит из строя безвозвратно (как правило, при аварийных поломках). Но случается, провернувшийся вкладыш «фрезерует» нижнюю головку. Если нутромер показал отклонение от нормы, отправляем деталь в ремонт. А делают его так: с торцов крышки снимают «лишний» металл, а затем, прикрутив ее на место, образовавшийся эллипс фрезой превращают в круг. Плоскостность головки блока вообще следует проверять при каждом удобном случае податливый сплав охотно коробится. Для этого опять пригодится прямоугольный стальной брусок.АРШИНКАК ОЦЕНИТЬ ПРИГОДНОСТЬ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ РЕМОНТАНехитрую проверку делаем, положив по диагонали ровный металлический брусок. К счастью, в девяноста пяти случаях из ста плоскость свое название оправдывает. Еще реже встречается износ постелей коренных вкладышей коленвала Но помочь при такой беде возьмутся далеко не в каждой мастерской, поэтому скорее всего дело обернется заменой блока. Проверить подозрение можно нутромером.Следующий объект наших забот - коленчатый вал. Не забудем, что он вращается, поэтому для него очень важна соосность коренных шеек. Замеры делаем индикатором часового типа, установив вал на призмы. Полу чив результаты, оцениваем их Из-за неравномерной нагрузки шатунные и коренные шейки со временем из цилиндрических становятся эллипсными. Как далеко зашел процесс подскажет микрометр. При сильном износе понадобится перешлифовка под вкладыши ремонтного размера....микрометром. Первым промеряют отверстия в направляющей втулке в трех се ­ чениях, вторым - диаметр стержня клапана в тех же местах. Измерять износ подшипников распредвала вряд ли стоит, так как в первую очередь обычно изнашиваются кулачки, что хорошо видно невооруженным глазом. И последнее: геометрия деталей зависит не только от степени из ­ носа, но и от точности изготовления. Так что, отправляясь за запчастями, захватите с собой мерительный инструмент. |»|Возможный износ вала в зоне установки полуколец измеряем штангенциркулем.2/2001МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ СОДЕЙСТВИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИРМЫ «МЕХАНИКА».