178
179
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ДОЛГОЖИТЕЛИТЕКСТ / АНТОН УТКИНПодходит к концу наша «кариниада» - из трех находившихся на службе в редакции машин «Тойота-Карина II» осталась одна, да и ту скоро продадим. Цель эксперимента сравнение эксплуатационных расходов новой отечественной и равной по цене подержанной иномарки - достигнута, пора обновлять парк, ибо сегодня «Карина» конца 80-х уже вдвое дешевле нового ВАЗ-21103. Итак, четыре года назад, хлебнув лиха с подержанным «Фольксвагеном-«мокрый асфальт» купили по дорогой, еще докризисной цене - $7600 и уж на этот раз выбрали машину с московскими номерами и ГПС. Как оказалось, сила «японок» не только в долговечности - чтобы почувствовать разницу с «немцем» (кстати, ровесником и одноклассником), оказалось достаточно проехать первые десять метров или даже просто открыть и закрыть дверь. Несмотря на то, что свою юность «Тойота» прожила в сырой Голландии, состояние кузова было отличным, да и мотор, проработавший около 150 тыс. км, был вполне«ТОИОТА-КАРИНА»МОДЕЛЬ / ИЗГОТОВИТЕЛЬ / ГОД ВЫПУСКА / В ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЗА РУЛЕМ» / ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА, / ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ /покатались и обменялись восторгами, для «Карины» начались трудовые будни. За последующие четыре года она пробежала 100 тыс. км, опровергнув расхожее мнение, что неизбежная замена выработавших ресурс деталей якобы тяжким бременем ложится на владельцев иностранного «секонд-хэнда»... На самом деле расходы на запчасти составили всего $608 (см. табл. 1). Да, это намного дороже аналогичного комплекта деталей для ВАЗ-21093, но по сравнению с расходами на топливо несущественно. Даже если бы мы всегда ездили на бензине (напомним: на первой «Тойоте» было газобаллонное оборуТОЙОТА-КАРИНА II 1.6XL дование), затраченные на ТОЙОТА МОТОР запчасти доллары «отбили» 1S89 1988 1989 бы, экономя топливо, около 13 л/100 км по сравнению С МАРТА 1997 С ОКТЯБРЯ 1998 С МАРТА 1999 с карбюраторной «девят155 000 КМ 178 000 КМ 250 000 КМЗР,1998,№1; 1999, № 1 ; ЗР, 2000, N5 2 ЗР, 1999, № 1 0 ; 2000, № 2Пассат» (это была целая эпопея - с растаможиванием, техосмотрами и хроническим отказом усилителя тормозов), решили купить машину, что называется, «без проблем». Имея обширные источники информации от владельцев и специалистов со всей России и из-за рубежа, мы сошлись во мнении, что в наибольшей степени этого титула заслуживают японские автомобили, а среди них - «тойоты». Восьмилетнюю «Карину» цветасвеж. В общем, учитывая тогдашнюю дороговизну подержанных иномарок (новый ВАЗ-21093 в 1997-м стоил те же $7600), считали, что с покупкой нам повезло. После того, как все по очереди кой». Кстати, продали мы «Карину» за те же $2000, которые сейчас можно реально получить за ВАЗ-21093 1997 года выпуска. Значит, счет равный? Неужели с учетом $2800 на бензин и масло, четыре года тряски на вазовской погремушке обошлись бы в те же $8000 (то есть по $0,08 за километр), что и наслаждение иномаркой? Э, нет - поменьше оптимизма! А кто будет считать диски сцепления, термостаты, датчики, реле, ШРУСы и т. д., которые потребовала бы «девятка» за этот пробег? А во сколько обошлись бы регулярные визиты на сервис? А литры «Тосола», пролитые на дорогу при отказах вентилятора? И вообще, 100 тыс. км - иной раз, слишком много для мотора современной «девятки». Без капремонта ($200), скорее всего, не обойтись... Да и коробочку пришлось бы разок-другой перебрать, а уж перекрасить машину для продажи - обычное дело, иначе кто ж ее купит?.. Короче, накинем еще парутройку тысяч долларов: примерно столько нам сэкономила «Тойота» «машина без проблем». Вторую «Карину» цвета «бежевый металлик» купили, разумеется, под влиянием первой, но впопыхах, о чем позже пожалели. Нет, сама машина была почти в идеальном состоянии, просто дело было сразу после дефолта, когда продавцы по инерции продолжали ломить цены. Ну, семь тысяч - это, конечно, слишком, а 4500 посчитали приемлемыми - уж больно хороша была «Карина» в комплектации «люкс», привезенная из Германии. Так случилось, что за два года работы в редакции она прошла всего 12 тыс. км, поэтому итоговые потери при продаже в ноябре 2000-го оказались довольно велики. Сложив $4500 с расходами на бензин и масло - $300 и добавив еще 300 на запчасти (см. табл. 2), а затем вычтя $2600, уплаченные нам новым покупателем, получаем $2500. Таким образом, тишина, комфорт и безотказность подержанной «японки» обошлись примерно в $0,2 за километр. Это явно больше, чем съела бы новая «девятка» или «десятка», хотя и вдвое меньше, чем новая иномарка того же класса. (Например, «Ниссан-Максима» «транжирил» по $0,4/км - см. ЗР,2000, № 10.) Эх, повремени мы с покупкой второй «Тойоты» месяца четыре, она обошлась бы на треть дешевле, а километр стоил бы центов десять... Третью сестру в семье «карин» приобрели уже после тщательного изучения рынка. Первоначально вместо нее планировали аналогичную по агрегатам и столь же надежную, но более компактную «Короллу». Однако ситуация на рынке заставила отказаться от популярного в Европе Скласса - владельцы таких машин, как правило, небогаты и прижимисты, поэтому выставляют свое авто на продажу словно какое-то сокровище, пытаясь вернуть чуть ли не всю вложенную в него сумму. А более крупные «вектры», «пассаты», «карины» и «аккорды» покупают довольно состоятельные люди, меняющие машины часто и, естественно, на новые - отсюда избыток D-класса на вторичном рынке и разумные цены. В России, кстати, то же самое. Слегка разбогатевшие вчерашние «жигулисты», купив первую в жизни иномарку («ДэуНексия», «Шкода-Фелиция», «ХёндэАкцент» и т. п.), впоследствии держат круговую оборону на рынке, добровольно отдавая потенциальных покупателей более покладистым хозяевам больших и роскошных «кларусов», «кондоров», «сонат». Вот и мы, оставив продавцов пятитысячных «королл» и дальше чахнуть над своим «златом», присмотрели серебристую «Карину» с кузовом лифтбек. Понимая, что таких машин в рекламных газетах немного больше, чем покупателей, хозяин вежливо «подвинулся» до $3000. Обследование показало, что ничего серьезного он сломать не успел, а до него, в Германии, машину, по-видимому, обслуживали как полагается.ТАБЛИЦА 1. РАСХОДЫ НА ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ПЕРВОЙ «ТОЙОТЫ»Дета»Амортизаторы (комплект 4 шт.) Трубы выпускные Стойки передней подвески от ВАЗ-2110 Свечи NGK BCPR5EY (комплект) Стекло правой передней двери Ремень ГРМ Фильтры масляные Фильтры воздушные Итого Цена, поляПромывать форсунки лучше на сервисе.Приведя машину в порядок за $300 (ветровое стекло, колодки, тросики), с тех пор покупаем только расходные материалы. Машину переоборудовали под недорогие топливные фильтры (готовы рассказать об этом подробнее). Масляные - что «Фрам», что «Чемпион» - стоят по $6, да ис прилавков не пропадают, но воздушные - дефицит. Нашли оригинальные по $16 - разумеется, не на сервисе, а у мелкого дилера, закупающего японские запчасти в Арабских Эмиратах, где они вдвое дешевле. Полгода назад впервые появились в продаже штатные для нашей «Карины» свечи «Дэнсо» Q16R-U - тут же поставили, хотя проработавшие менее 10 тыс. км. «Эн-Джи-Кей» (NGK) тоже проявили себя отлично. Стопроцентную трансмиссионную «синтетику» «Ликви-Моли», залитую в коробку передач сразу после покупки машины, заменит, наверное, только будущий хозяин - потеря нулевая, картер снаружи абсолютно сух. Зато моторное масло сменили уже дважды - с тех пор как перевели часть редакционного парка на эстеровую «синтетику» фирмы «Мотюль», оставшаяся «Карина» тоже ездит на спортивном 300V вязкостью 15W50. Чтобы форсунки не забивались смолами, бензин АИ-95 заливаем только на проверенных колонках. Тем не менее, накануне зимы профилактически промыли систему на сервисеТАБЛИЦА 2. РАСХОДЫ НА ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ВТОРОЙ «ТОЙОТЫ»Детали Стойки стабилизаторов передней и задней подвесок (комплект 4 шт.) Сцепление «Борг энд Бэк» (комплект) Свечи «Дэнсо» Q16R-U (комплект) Фильтр масляный «Фрам» РН4967 Итого Цена, долл.200 160 40 12 40 6 50 100 808144 146 12 6 308