148
149
150
151
152
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙАЛЫНЕ1ЛЕЗ... БОРИСЕНКОВ легче было совсем закопать, чем выоворят, автомобилисты - злейзволить. Хорошая проходимость и шие враги природы. Неправда: в бесшабашный водитель - смесь адбольшинстве своем они ее страстская. Вот она и сработала. А мы запино любят. И при первой возможности сали в актив испытуемых первые очстараются с ней слиться. Чтобы поки, отметив, что чем раньше автомомочь им, автопром выпускает даже биль застрял, тем быстрее его вызвоспециальные автомобили. Такие, как ление. И сверхдлинный трос до тяга«Нива» или УАЗ. Но, шумные и проча «на берегу» не понадобится. жорливые, они хороши лишь в своей Пришлось вернуться на накатанстихии. Большая же часть населения ную дорогу. Почувствовав под колеживет у нас в городах и предпочитасами твердь, колонна увеличила скоет общаться с природой на обычных рость. Самой резвой оказалась здесь «волгах», «москвичах», «жигулях»... «сто третья». Но прыти ей хватило Вот мы и решили проверить, какая лишь до первого поворота... Вытамашина лучше справляется с зимним щив автомобиль из сугроба, экспедибездорожьем: ведь ив эту пору мы ция сошлась во мнении, что в крититоже общаемся с природой. В пробег ческой ситуации управлять передотправились семь автомобилей: ваним приводом сложновато, особенно зовские «сто третья», «девятка», «шеводителю, который привык к «класстерка», ижевская «Ода», а также сике». Попробуйте, как советуют «Святогор», «Волга» и «Нива» - пов некоторых руководствах, «в случае следняя вне зачета, зато с возложенсноса передней оси выровнять автоной на нее обязанностью спасателя. мобиль и вновь зайти в поворот по Из снаряжения, помимо фотоаппабольшему радиусу», если сразу за рата, захватили прочный трос, руч«радиусом» начинается лес! Аполоную лебедку, валенки и вдоволь снегет переднего привода скажет то же говых лопат. Колеса машин-участниц самое про «классику», хотя в ее повеобуты в ту резину, что была при подении, на первый взгляд, больше купке, - «универсальную всесезон- привычной логики: добавил газу - заку». Раскошеливаться на специальнос увеличился, и наоборот. Кроме ные покрышки не стали - ведь и мнотого, такой автомобиль заранее прежеству соотечественников эта росдупреждает водителя об опасности и кошь не всегда по карману. на скользких участках дороги начиЗадачу сформулировали так: вынает «повиливать хвостом». В любом браться в лес по зимнику «на лыжслучае главное - дружить с головой: ную прогулку», а потом съездить «на выбирать скорость соответственно шашлыки» в заметенный снегом дачобстановке и не забывать, какие коный поселок. леса у вашего авто ведущие. Первая попытка достичь опушки Встреченную на пути промоину закончилась неудачей. Несмотря на форсировали с ходу. Проскочили все уверения старожила, что «летом тут до одного. О силе контакта днища все ездють», заметенная вьюгой кос дорогой судили по звуку. Громче лея оказалась тракторной. Через всех приложились «Волга» и «шестерполсотни метров выяснилось, что она ка». Оттопыренные юбки их багажне по зубам даже «Ниве». «Сто треников срезали по большому куску натья», доверчиво шедшая следом за ста, заметно сгладив береговую ливездеходом, села на брюхо в самом нию. Заставил поволноваться и хрупначале пути и посему ее довольно кий бампер «сто третьей», но отделабыстро вернули на твердую почву. лись оторванным брызговиком. ^jjj «Нива» же, как и следовало ожидать, Насладившись тишиной зимнего ле- •% застряла основательно - казалось, ее са, приступаем к выполнению второй __ ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙГ IМЫ И АВТОМОБИЛЬ |все же веселее. Ну а «Волга» подтвердила прозвище «баржа». Замучившись руками и ногами вызволять ее из снежного плена, буксиром в конце концов назначили «Ниву». Конечно, в подобного рода «упражнениях» очень многое зависит от самих водителей, поэтому, переходя к «раздаче слонов», хотим предупредить неопытных автолюбителей: не принимайте наши оценки за некий абсолют! Неумело управляя «Нивой» или «Святогором», вы тоже успешно их посадите. И наоборот, удачно работая головой, рулем и педалями, вы, возможно, на «шестерке» проедете там, где другие уже сидят! По словам одного из испытателей, «проходимость, как и безопасность, заложена в мозгах водителя, а не впрыска»! Остаток дня «проходимцы» провели на стоянке, а экипажи - за анализом полученных впечатлений. К вечеру коллективный разум сформулировал основные критерии проходимости. 1. Проходимость геометрическая. Ограничена размерами переднего и заднего свесов, базой и дорожным просветом. Чем последний больше, а остальные меньше, тем лучше. 2. Конструкция днища. Чем больше выступающих деталей, тем хуже. В снегу они (например, упомянутые уже юбки!) - самые настоящие и весьма эффективные тормоза. Не забудем также о риске повредить незащищенный топливный бак, его магистрали, тормозные трубки. Пример удачного решения - «десятка». Ее дно сделали гладким с другой цельючасти плана. Между нами и видневшимся вдали дачным поселком простиралась белая целина. Где-то под снегом скрывалась вполне сносная (конечно, летом) грунтовая дорога. Двигаться наобум показалось неразумным, и в разведку вновь бросили «Ниву». Шныряя галсами, она все же смогла нащупать верный азимут и даже пробить колею в нужном направлении. Следом снова пошла «сто третья». Сразу выяснилось, что ехать на первой передаче трудно. На малом газу тяги не хватает и 16-клапанный мотор норовит заглохнуть, на большом - сорвать колеса в пробуксовку и закопаться. Иной раз проще ехать на второй. Но машина идет быстрее, чем хотелось бы, и чтобыне сбиться со следа, «гонщику» приходится изрядно работать рулем. Вдобавок, снежная пыль из-под ведущих колес, несмотря на усилия «дворников», залепляет ветровое стекло. Но - пронесло, обошлось без троса и коллегтолкателей, наблюдавших за этой схваткой из своих машин. «Святогор» продемонстрировал прямо-таки царское пренебрежение к сложным условиям движения. За всю дорогу он даже не попытался забуксовать и позволил водителю выкурить сигарету. «Девятка» тоже дошла самостоятельно, но закурить экипажу удалось только после финиша. «Орбита» с «шестеркой» пару раз попросили подмоги, хотя первая шла - добиться хорошей аэродинамики, но убили и второго зайца. 3. Схема привода. Передний, пожалуй, предпочтительнее, так как постоянно нагруженные весом силового агрегата колеса лучше цепляются за дорогу. Кроме того, забуксовав, их можно повернуть... и опять-таки зацепиться. (Если же вспомнить заднемоторный, но с гладким днищем «Запорожец», то он почти идеал проходимости по пунктам 1,2 и 3! Привод задний, но хорошо нагруженные ведущие колеса идут по утоптанной передними колее, реализуя большую тягу.) 4. Скоростная характеристика двигателя. Чем выше тяга (крутящий момент) на малых оборотах, тем лучше. Проще «дозировать» тягу колес, легче ехать с минимальной скоростью. 5. Диаметр колес. Чем меньше, тем хуже. (Комментариев не требует.) 6. Четкость включения передач и удобная схема. Здесь старая добрая вазовская «классика» вне конкуренции. 7. Наличие, расположение и прочность буксирных проушин и домкратных гнезд. С учетом вышеизложенного мы определили места между машинами так: Первое - «Святогор», Понравилось: хорошая геометрия, самый большой среди участников дорожный просвет, гладкое днище, неплохая тяга на малых оборотах, большие, хорошо загруженные ведущие колеса, передний привод. Не понравилось: незащищенность тормозных и топливных трубок и способы их крепления, отсутствие задней буксирной проушины. Несмотря на столь существенные недостатки, с бездорожьем справился лучше всех. Второе - «девятка» ВАЗ-2109. Понравилось: удачная геометрия, гладкое днище, передний привод, крепкие бамперы. Не понравилось: маленькие колеса (хотелось бы - как на «Святогоре»), низко расположенный воздухозаборник (забивается снегом), форма переднего бампера («скребок» снизу быстро нагребает перед автомобилем сугроб), нечеткое включение передач, особенно задней. Будь колеса побольше, автомобиль, возможно, оказался бы на полступеньки выше. Третье - «сто третья» ВАЗ-21103. Понравилось: отличная геометрия, самое гладкое, «аэродинамическое» днище, передний привод. К сожалению, для данного теста ее 14-дюймовые колеса практически бесполезны: у низкопрофильных шин радиус качения почти тот же, что иу стандартных 13-дюймовых. Не понравилось: малая тяга «на низах», низкий воздухозаборник, хрупкие и дорогие, исключающие атаку «с хода», бамперы. Кстати, нас наверняка спросят: а как бы повела себя восьмиклапанная «десятка», не представленная в тесте?ВАЗ-2106ИЖ-2126 МЫ И АВТОМОБИЛЬУ восьмиклапанника «девяток» и «десяток» тяга при низких оборотах не лучше. А передаточные числа трансмиссии одни и те же, передачи - длинные, характерные для скоростного автомобиля, который, вспомним, разрабатывался не для бездорожья. Четвертое - «Ода» ИЖ-2126. Понравилось: отличная геометрия, тяговитыи мотор, четкое переключение передач, очень крепкие бамперы. Не понравилось: маленькие колеса, самый загроможденный низ, задний привод. (Как водится, этот пункт вызвал разногласия!) Лучший из «классиков». Пятое - «шестерка» ВАЗ-2106. Понравилось: тяговитыи мотор, малый передний свес, четкое переключение передач, хорошо защищенный бензобак, надежная защита картера двигателя. Не понравилось: свисающая юбка багажника, негладкое дно, слабые буксирные проушины (одну оторвали), неудачная конструкция домкратных гнезд. Все это и определило оценку: велики минусы! Ну и, разумеется, задний привод нравится не всем. Шестое - «Волга» ГАЗ-3110. В «чистом» виде к езде по зимнему бездорожью почти непригодна. Однако мощный мотор и прочная ходовая, как показывает опыт автовладельцев, позволяют воспользоваться средствами повышения проходимости, включая браслеты, цепи и т. п. 1»1Если вы - городской житель, любящий изредка выбраться на природу, вам больше подойдут переднеприводные ВАЗы или «Москвич». (Увы, производство последнего хиреет с каждым днем.) И не уповайте на мощные многоклапанные моторы. Эти «спортсмены» по-настоящему показывают себя только на асфальте. «Классика» имеет свои преимущества, высокоманевренна, но хороша лишь для водителя, владеющего приемами «пилотирования». И последний вывод. Тому, кто зимой ездит не меньше, чем летом, все же следует серьезнее относиться к автомобильной «обувке». Нужна именно зимняя. Всесезонной не спасешься.