80
81
82
1 КОМПАНИИ И РЫНКИ IколдовствоПРИ СВЕЧАХ/ЭКСПЕРТИЗА«Накрутить» на испытываемых свечах по тысяче километров - что может быть проще? Дело за небольшим - обеспечить им равные условия испытаний: состояние двигателя, погодные условия, качество бензина и др. Помогли специалисты с полигона НИЦИАМТ - нашлись и исправные автомобили, и грамотные испытатели, и большая бочка с «правильным» бензином. В итоге строевая подготовка на свежем воздухе закончилась довольно быстро и 16 «отделений» свечей потопали обратно в каза... в лабораторию. А вот отделение из Энгельса захромало - уже на 40-м километре пробега под капотом появился непривычный звук, причина которого показана на фото. Что ж, бывает. В лаборатории царили требования ОСТ 37.003.081-98. Сначала у всех свечей проверили величину искрового зазора. Затем оценили утечку газа через соединения деталей свечи, находившейся в эксплуатации, - при разнице давлений 10 кгс/см2 она не должна превышать 5 см3/мин. Проверка бесперебойности искрообразования велась при давлении 8,5 кгс/см2 и напряжении 18 кВ. Затем измерили номиналы встроенных резисторов, а «под занавес» решили немножко похулиганить и измерить «экологичность» свечей, а также их «аппетит». Объективные данные скрупулезно заносились в протоколы, а субъективные мнения экспертов приведены под соответствующими фото изделий. Получилось следующее. С искровыми промежутками, утечками и бесперебойностями проблем не возникло - в граТ КТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН ЕС фах протокола стабильно появлялись записи «соответствует». Встроенные реКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1-Й СЕРИИ Первый круг испытаний семнадцазисторы дружно изменили свои номити комплектов свечей зажигания для налы - где-то в плюс, где-то - в минус, но «Самары» (ЗР, 2001, № 1) не выявил это, как мы уже отмечали, практически явных лидеров или аутсайдеров: нони на что не должно влиять. Действивенькие свечи спокойно выдержали все тельно, измерения напряженности поля проверки. Однако впереди были пробеги никаких отклонений не выявили. по полигону, новые лабораторные замеТысяча километров - пробег скромры - в общем, семнадцать мгновений ный. По идее, никакой разницы в повевесны. дении таких свечей при испытаниях на2-Я СЕРИЯ...Свечи делаются сальныя, стеариновым, восковыя, спермацетовыя; есть маканыя, катаныя и литыя.в.и. ДАЛЬ«толковый СЛОВАРЬ живогоВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА»«экологию» и экономичность наблюдаться не должно, но ведь интересно же... Пролистав в очередной раз ГОСТ 17.2.2.03-87 по охране природы и ГОСТ WR 7 DP PLATINUMизготовитель/ BOSC1 I, Германия цена за 4 шт. / 380 руб.У «платинового «Боша» прекрасно подобран тепловой режим, хорошо идет самоочистка. Такие свечи могут работать даже с плохой поршневой группой. В общем, своих денег стоят.WR 7 DC SUPERизготовитель / BOSC11, Германия цена за 4 шт./ 169 руб.Типичный образец породистых «рабочих лошадок» - пока замечаний нет. WR 78 SUPER 4 изготовитель/ BOSCH, Германия цена за 4 шт. / 360 руб.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ И НА ТОПЛИВНУЮ ЭКОНОМИЧНОСТЬСо держание вредных выЬро сов№ Пошагали СО, % Свети 1 WR 7 DP PLATINUM 2345 WR 7 DC SUPER WR 78 SUPER 4 BERU ULTRA 14R-7DUZ20 NGKBPR6E1X V-Line Ns 2 А17ДВРМ (Энгельс) RN9YC RN9YCC LR15TC L15YC А17ДВ-10 «Чемпион России» А17ДВ-10 «Свечи двухискровые ПЕРЕСВЕТ-Л» 9063CA4FD3 А17ДВРМ (Уфа) «Система зажигания ПУЛЬСАР» СН.рргл Расход топлива, л/1 DO КМNxx1,82 1,83 1,85 1,81 1,78 1,83 1,80 1,82 1,80 1,80 1,84 1.79 1,78 1,85 1,84 1,82 2,05NIK»0,19 0,20 0,19 0,20 0,23 0,22 0,23 0,22 0,20 0,22 0,19 0,23 0,20 0,23 0,21 0,21 0,26Nxx 167 166 163 163 168 156 157 161 164 158 167 165 163 159 161 160 178NflDBЗаезд 1 8,11 7,93 7,95 7,89 7,96 7,91 8,09 8,21 8.14 7,92 7,89 7,91 8,11 7,96 7,99 8,03Завезд2 8,05 7,86 7,89 8,01 7,84 7,78 8,15Заезд 3 8,32 8,44 8,42 8,29 8,17 8,22 8,29 8,17 8,29 8,27 8,36 8,27 8,16 8,24 8,36 8,31Заезд 4 8,24 8,26104 99 98 106 101 104 103 104 100 99 103 102 108 110 103 101 1188,0 8,08,10 8,06 7,97 8,13 8,15 8,04 8,17 8,37 7,95 7,89 8,06 7,92 8,966 А17ДВР 789 108,08,04 7,87 7,95 7,89 8,03 8,32 7,89 7,80 8,65На исправном двигателе работают, по выражению экспертов, «шикарно». А вот самоочищение у «крутых» свечей - не ахти. Мораль: суперсвечи - для супермотора, а на изношенном движке им будет плохо.11 13 1412 L15Y15BERU ULTRA 14R-7DUZ20 изготовитель/ BERU, Германия цена за 4 шт./ 180 руб.16 178,98,5Примечание: NnoB и Nxx соответствуют режимам измерения при повышенной частоте вращения коленвала и на оборо№4Средние свечи, без каких-либо особых «талантов». Чувствительны к состоянию поршневой группы. Очень похожи на своих собратьев из Энгельса, если забыть про цену.20306 по топливной экономичности, эксперггы вооружились всевозможной измерительной аппаратурой, и... в итоге появилась приведенная здесь таблица. Заметим, данные по токсичности усреднялись по 12 измерениям, а при замерах расхода топлива результат каждого из четырех заездов определялся как федний: два раза - туда, два - обратно. Итого - 16 заездов для каждого комплекта свечей. А17ДВР изготовитель/ Завод автотракторных запальных свечей, ч ч Энгельс, Россияцена за 4 шт./Что ж, теория может быть довольна. Во-первых, особой разницы между относительно свежими свечами действительно нет и быть не может - если, конечно, речь не идет о явном браке. А если говорить о браке, причем не случайном, а спланированном, то обратите внимание на последнюю строчку таблицы. Вместо обещанных нам фантастических снижений, улучшений и приращений, достигаемых А17ДВРМизготовитель / З аво :NGKBPR6E1xV-Line№2изготовитель/ NGK, Япония цена за 4 шт./ 210 руб.запальных свечей, Энгельс. Россия цена за 4 шт. / 50 руб.«Все хорошо, прекрасная мар» Да нет, не№7А вот эти - другое дело. Не боятся ни богатой смеси, ни изношенной поршневой группы самоочистка работает прекрасно. Выпуском таких изделий отечественный производитель поддерживает сам себя без лишних напоминаний.все хорошо - нашелся один дистрофик, умуд№5На хорошем двигателе работают нормально, а вот замасливания боятся. Так что, если движок не очень, то лучше не экспериментировать.рившийся развалиться на куски. Кстати, еще в 1-й серии мы обратили внимание на странную форму электродов... Жаль - остальные свечи, несмотря на отмеченные ранее недостатки, отработали нормально 1 КОМПАНИИ И РЫНКИ |кустарными способами, мы получили самый грязный выхлоп и достигли расхода топлива, превышающего средний почти на литр! Если бы не «мини-камера» из приваренного коRN9YC изготовитель / С] LAMPION, ЕС цена за 4 шт. / 230 руб. лечка и нахлобученный сверху конденсатор, то ни в чем не виноватая японская свеча показала бы тот же результат, что и нормальная подруга в пятой строке таблицы. Таким образом, после двух серий испытаний можно подвести предварительные итоги. Приятно, что в группе лидеров уверенно себя чувствуют свечи из Энгельса (№ 7) и Уфы (№ 16) напомним, что они у нас самые дешевые! Из недорогого «импорта» отметим «Бриск» - № 10,11,12. А из «крутых» изделий, чья цена зашкаливает за 300 рублей, самых добрых слов заслуживают «платиновый «Бош» ( № 1), «Чемпион» (Nfl 9) и «Автолайт» (№ 15). «Самодельным» свечам не повезло - если «Пересвет» ( № 14) просто ничем сеL15YCизготовитель / B RISK , Ч ехия цена за 4 шт. / 100 руб .бя не проявил, то «Пульсар» (№ 17) полностью оправдал доставшийся ему стартовый номер. Что дальше? А дальше будет самое интересное: мы постараемся довести пробег всех свечей до пятизначной величины! На этом рубеже можно будет сделать окончательный вывод о надежности испытываемых изделий и решить, наконец, самую популярную «свечную» загадку - в чем преимущество дорогих фирменных свечей перед невзрачными «золушками»? Пока что мнения расходятся... I»I А17ДВ-10 «Чемпион России» изготовитель / «Автоконинвест», Россия цена за 4 шт. /150 руб.Как говорится - «не в этой жизни»... Чувствительны ко всему- к плохому бензину, к состоянию двигателя и др. Если же у вас «другая жизнь» - т о нет проблемRN9YCC изготовитель/ CHAMPION, ЕСцена за 4 шт. / 3 45руб .n1Miii i шШШШШ— №11С одной стороны, претензий нет - отработали честно. Рваных колпачков и сугробов под капотом, в общем-то, не боятся. С другой стороны, если вспомнить обещания легкого пуска и экономии топлива, то особой разницы между «чемпионами» и «обычными» свечами (№ 7, 16) пока отмечено не было. А ведь разница в цене - тройная.Аналогично № 10 - претензий нет. Эдакий импортный «Энгельс», только износ чуть меньше. А вот этот «чемпион» - т о , что надо. Отлично показал себя на всех моторах - от новых до изношенных.LR15TC изготовитель / BRISK, Чехия цена за 4 шт. / 120 руб.X15Y изготовитель / ООО «Бриск», Озерск, Россия цена за 4 шт. / 80 руб.А17ДВ-10 «Свечи двухискровые ПЕРЕСВЕТ-Л» изготовитель / «ПЕРЕСВЕТ-Л»,цена за 4 шт. / 1 10руб .Самые обыкновенные свечи с ослабленным№10Спокойно отработали все испытания, за что и удостоились оценки «прекрасно». В том смысле, что и хорошо и недорого. Могут работать на изношенных двигателях.№12На третьем «бриске» эксперты заявили: «Все они одинаковые!». Что ж, можно только порадоваться за изготовителей - их «марка» проявила себя очень хорошо.боковым электродом. «Двухискровой» эффект, как и предполагалось в 1-й серии, равен нулю. Ни одного из обещанных преимуществ над обычными свечами обнаружить не удалось. Выводы относительно порядочности производителя предлагаем сделать читателям.