154
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВУсловия, в которых работают щетки, иначе как экстремальными не назовешь. «С открытым забралом» они встречают и песок, и соль, и камни. Поблажек никаких: и грязь смахни - не размажь, и стекло не поцарапай, и послужи подольше, да еще будь красивой. Сегодняшний «дворник» отличается от своего прадеда, как микроволновая печь от электроплитки. «Поумнела» и система управления: датчик дождя теперь не редкость даже на автомобилях среднего класса (пример - «Пежо-406»). Автопроизводители уже давненько не разрабатывают стеклоочистители для своих новых моделей - выгоднее обратиться к «узким специалистам». Европейский лидер в поставках этих изделий на заводы - французская фирма «Валео». Впрочем, она же одна из первых ив Новом Свете: 44% автомобилей «Дженерал моторе» сходит с конвейера со щетками «Валео». Французы проектируют и выпускают все компоненты системы - от датчика дождя и моторчика сгеклеючистителя до самой щетки. Подбирают усилие пружины, срорму спойлера - аэродинамика в зоне ветровых стекол у всех автомобилей разная, поэтому его проектируют для каждой модели и изготавливают как одно целое с поводком щетки. Мы побывали на заводе во Франции, где ежедневно производят свыше 100 тысяч (!) щеток Знакомство началось с лаборатории испытаний. Здесь изделия должны выдержать серьезный экзамен: кроме чистого дождичка, в меню грязь, сауна со льдом (перепад температур от -66 до +100°С), солнечные ванны на крыше лаборатории. Конечно, есть и ультрафиолетовые лампы, но их используют, в основном, зимой. В парижском филиале щетки проходят и солевую обработку, хотя вряд ли здешняя лаборатория может соперничать с московской улицей. Направляемся в цех. Первая стадия: сырую резину обрабатывают особым порошком (состав его засекречен), а затем полученную массу многократно прокатывают через специальные валки для лучшего перемешивания, после чего нарезают на ремни и выдерживают несколько часов при постоянной температуре и влажности. За это время происходят химические реакции между резиновой массой и порошком. Для большинства щеток (в том числе и предназначенных к продаже на российском рынке)НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ/НОУ-ХАУЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ СЕГОДНЯ ПРОДУКТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ• • • • ш \ •»••-•• И с =• * •••* " ••••-•-. и м7^—1щ•ЩК1* •• Jг1J»j^-^ч|Ш^г~'J_*_Оптический стенд для визуального контроля профиля «резинки».«Валео» использует только натуральный каучук, лучше других сохраняющий эластичность при низкой температуре. Часть щеток изготавливают из синтетических материалов. По цене они почти не отличаются, но по характеристикам немного уступают «натуральным» (за исключением износостойкости - у «синтетики» она чуть выше). Так в чем же выигрыш? Для производства последних не нужна гевея, из сока которой и добывают натуральный каучук - защита природы! Следующий этап - производство «резинки». Выдавленную из экструдера ленточку слегка обжаривают в микроволновой печи (для сохранения профиля), затем основательно пропекают уже на «гриле» (тут происходит вулканизация), после чего последовательно хлорируют, графитируют, сушат, маркируют и, наконец, нарезают на куски нужной длины. В маркировке (на основании резинки) зашифрованы год и неделя выпуска, состав смеси, начало или конец партии (А - первая тысяча, В-вторая тысяча). Графитирование не только поверхностное, но ив массе, поэтому даже при небольшом износе щетка не «дробит». На одной и той же линии производят «резинки» к щеткам и для конвейера (например, «Пежо» или «Ауди»), и для продажи в запчасти (в частности, к нашим «ладам», «москвичам», «волгам») технология одна и та же. На всех стадиях производства - тщательный контроль: состав смеси, свойства полученной «резинки», точность профиля и т.п. Последняя разработка «Валео» - двойной экструдер: смесь одного состава подается внутрь «резинки», другого - в поверхностный слой. Пока по новой технологии выпускают относительно небольшие партии - дорого! Конструкций каркаса щетки - три. Самая простая и дешевая: основная дуга металлическая, а малые дуги (поддерживающие резинку с направляющими) - пластмассовые; шарнир - загнутые внутрь, в пластмассу, лепестки металлической дуги. Сборка автоматизирована, один робот собирает до 1000 щеток в час. Несмотря на простоту, конструкция эта весьма надежная. Она же и самая распространенная - около 45% выпускаемых на заводе щеток. Другой вариант: все дуги - металлические, шарниры - завальцованные оси. Между дугами, в шарнирах, пластмассовые вкладыши: контакта металл-металл нет, а значит, меньше шума и коррозии. Такие щетки дороже, их доля около 30%. Наконец, полностью пластмассовые щетки. Они для заднего стекла автомобиля, где их не спрячешь под закраину капота - здесь важен элегантный дизайн. Как правило, собирают их (только вручную) вместе с поводком - также пластмассовым. Таких - около 25%. Показали нам и опытные образцы задних щеток со встроенной форсункой омывателя - льет только туда, куда нужно -