74
75
I КОМПАНИИ И РЫНКИ 1 /ПРОЕКТГДЕ ТЫ, «НАША ИНОМАРКА»?ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЩЕГЛОВЕсли бы человечек из Зазеркалья внезапно попал в наш мир, у него все было бы как у людей, кроме двух отличий: пуговиц на другую сторону и неспособности усваивать пишу. Все аминокислоты, из которых состоит живая плоть, имеют левостороннее вращение. Для зазеркального человечка они бесполезны. Сколько его ни корми, он бы чахнул на глазах и умер от истощения. Нечто подобное происходит порой ис нашими проектами при участии зарубежных партнеров. Возьмем, к примеру, таганрогский автозавод «Донинвест», где так и не смогли наладить выпуск хороших автомобилей по зарубежным лекалам. Как ни бьются, не подходят наши комплектующие, наши технологии, наши реалии, наконец. Не хотят их машины размножаться в нашем зоопарке, скрещиваться с местными производителями, не переваривают зазеркальную пищу. Мы - другие. А СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО... Какая была красивая идея! На основе достижений мирового автостроения создать совсем новый, современный российский автомобиль. И поддержка государственных лиц была, и деньги на постройку завода нашли. Энергия, напор и первые успехи руководителя «Донинвеста» Михаила Парамонова вселяли уверенность в успех предприятия. Теперь оно построено, но... Третий год рабочие только сдувают пыль с современных роботов и манипуляторов. Очень некстати случился финансовый кризис 1998 года. Стало ясно: такого количества иномарок, которое собирался выпускать ТагАЗ, даже при сниженной на 20% цене, не продать. Единственный выход - убыстрить локализацию, то есть постепенно заменить импортируемые детали отечественными и таким образом добиться приемлемой цены на автомобили. Задача представлялась совсем простой ведь рядом, в Ростовской области, много крупных машиностроительных предприятий. Навались всем миром -ТРЕТИЙ ГОДПРОСТАИВАЕТНОВЫЙ СБОРОЧНЫЙ АВТОЗАВОД В ТАГАНРОГЕи вот он, русский автомобиль мирового уровня. Не получилось. КАЧЕСТВО СЕБЕ В УБЫТОК За все время существования ТагАЗа еще ни одна мало-мальски серьезная деталь отечественного производства не устанавливалась на «Донинвесте». Были, правда, шильдики (заказанные в Корее), технические жидкости и пр., но о таких мелочах говорить неудобно. А ведь по программе локализации менеджеры ТагАЗа смогли найти предприятия-поставщики почти для всех комплектующих - только двигатель предполагалось закупать в собранном виде за рубежом. Казалось бы, потенциальные партнеры с энтузиазмом воспримут возможность получения крупного заказа, освоения новых технологий и выдадут на-гора требуемые комплектующие. стемы сертификации, лицензирования, налогового законодательства...ДОХОД СЛОВАМ НЕ ВЕРИТ Есть и другие проблемы. На многочисленных переговорах с потенциальными партнерами руководство «Донинвеста» ни разу не представило техническую документацию на комплектующие. Вероятнее всего, ее просто не было. Западным фирмам легче пойти на финансовую помощь, чем рассекречивать свои «ноу-хау». Так что даже при полной самостоятельности деюре отечественный производитель оказывается полностью зависим дефакто. А как без «ноу-хау» наладить выпуск деталей с заданными характеристиками и показателями качества? Использовать собственные наработки и сделать самим? Нет ни денег, ни технологий, ни, зачастую, квалифицироУвы, производство равнозначных заванных кадров. Даже если получить в рубежным изделий требует и нездешруки всю технологическую документаней культуры производства, а значит, цию, то при ее использовании все равломки укоренившейся системы. но не обойтись без постоянной помоБолее восприимчивы к новым технощи «со стороны». А значит, о полнологиям небольшие частные заводы, но стью независимом производстве можтут при попытке внедрить новые виды но забыть. продукции возникает немыслимое коКредиты? Для любого технологичеличество проблем: несовершенные сиски нового производства требуются Ma правахрекламысв>объемные и долгосрочные капиталовложения с высокой степенью риска. Российские банки подобным инвестированием всерьез не занимаются, а государственная инвестиционная программа не в состоянии охватить сколько-нибудь значительные объемы. И получается, что денег на производство нового российского автомобиля взять, по большому счету, неоткуда. ОТЕЧЕСТВО ПРОРОКОВ По версии губернских властей, ТагАЗ простаивает только из-за того, что федеральные власти не предоставили таможенные льготы на 2000 и 2001 гг. Действительно, предприятие не выполнило оговоренную с правительством программу иу ФПГ «Донинвест» не погашена задолженность перед федеральным бюджетом. Москва настаивает на ликвидации задолженности. Ростов отвечает, что отдать долги может только работающее предприятие и просит льготы на пять лет. За это время, вкладывая в дело прибыль от производства, планируется довести локализацию до 50%. Аргументация довольно шаткая: план 2001 года - 5-10 тыс. автомобилей. Такое производство даст прибыли, которых хватит, в лучшем случае, на поддержание завода в рабочем состоянии; средств на освоение комплектующих не останется. А большие объемы выпуска нереальны: рынок не переварит десятки тысяч автомобилей по цене выше 8000 долл. Поскольку «Донинвест» распродает свои убыточные предприятия, циркулируют слухи о смене хозяев и на ТагАЗе. Тем более, что в конце прошлого ТагАЗ сегодня в года ростовский губернатор Владимир кольце проблем. Чуб провел переговоры с заместитеИдеи о легком прелем директора «Ситроена» по маркетворении в жизнь тингу. Впрочем, условия сотрудничестзаморских технолова ТагАЗа с французской фирмой пока гий оказались утов тумане. Если «Дэу», по сути, кредитопичны. Уже ясно: без посторонней помощи вало «Донинвест» (финансовые споры предприятие вряд ли о более чем 100 млн. долл. задолженкогда-нибудь начнет ности перед корейским партнером до работать в полную сих пор не решены), то «Ситроен» тресилу. Государству бует деньги вперед. Тем не менее, на оно не нужно (хотя, ТагАЗе планируют вот-вот начать казалось бы, какие сборку еще одной модели «Ситроена» могут быть налого(в 2000 году здесь выпускали «Берлин- вые поступления, го» под именем «Орион-М»). Какой сколько рабочих именно - пока тайна, известно только, мест!). Остается ждать пророков из что модель будет... больше, чем «Дочужих пределов. нинвест-Кондор» («Дэу-Леганза»). 1»1А1адВ(ьУуПочемуавтосигнализации Magic Systems стали лучшими сигнализациями России? Почему автосигнализации MS дважды побеждали в конкурсе Госстандарта РФ «100 лучших товаров России» — и в 1999, и в 2000 году?Да потому,что только автосигнализации MS имеют ударный датчик с адекватной реакцией на покушение. ни киек пильный режим охраны. iiponiBopajoofiHyK) карточку, предотвращающую уi он автомобиля в случае его насильственно! о захвата. двойной д|пш\01ческнй код. не поддающийся компьютерной расшифровке. речевой интерфейс, пылающий информацию о факте к причине срабатывания спгиалтпацпи. прогрев двигателя дистанционно и по встроенному таймеруПриглашаем дилеров:( 8 12 ) 3 27 - 1 388 (с-петербург)(095) 145-2347 (Москва)3 20www.magicsys.spb.ru~7\