164
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | /СДЕЛАНО В РОССИИТЕКСТ/ МИХАИЛ КОЛОДОЧКИНТолько и слышишь со всех сторон: «Купи отечественное, поддержи своего товаропроизводителя...» Надоело: уж больно похоже на откровенный призыв: «Подайте, кто сколько может...» С другой стороны, хочется быть добрее: ведь очумевшим от критики автозаводам подчас не хватает конкретных предложений по улучшению продукции. А они есть.ЗВЕЗДОЧКА ПЛЮС ЗАМОЧЕКПОДДЕРЖИВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ МОЖНО ПО-РАЗНОМУОдна из причин капризов двигателя ЗМЗ-406 называется «башмак» (фото 1). Башмак натяжителя цепи не живет, а мучается. При этом он мешает жить всем остальным - от гидротолкателей и гидронатяжителя до поршневой группы. Ошметки хилого изделия забивают все подряд, цепь «нервничает» все сильнее, а в итоге - нокаут тысяч эдак через 20-25. Старожилы говорят, что в прежней жизни башмак был звездочкой (ЗР, 2000, № 6), но - увы: слишком громко пел... Между тем проблема «обуви» решается довольно просто. На фото 2 представлено натяжное устройство, разработанное и выпускаемое московской фирмой СЕТ. Устройство чем-то напоминает швейную машинку «Зингер»: при вращении оно всасывает в себя пары масла, смазывая само себя. Ломаться, засоряться и изнашиваться здесь просто нечему. Замена несчастного башмака происходит демократическим путем: снял одно, поставил другое... И сразу всем становится хорошо: снизилось трение, появилась экономия топлива, исчезли продукты износа,пропали сумасшедшие динамические нагрузки гидронатяжителя. Кстати, о гидронатяжителе. Если раньше он просто не мог не заклиниться, то теперь режим его работы щадящий - примерно на 2-й ступени. Однако практика показывает, что грязь (шлаки, плохая фильтрация и т. п.) иногда все-таки добирается до его внутренностей. Решение показано на фото 3 - в Ярославле освоили выпуск изделий с сетчатым фильтром. Полезность новинки в комментариях не нуждается. Итак, цепной привод может облегченно вздохнуть. Впрочем, мы забыли про его главный элемент - цепь. Вообще говоря, с ней проблем нет, поскольку свои 140 000 км она спокойно выхаживает. И дольше бы служила, но вытягивается... А если вы хотите выжать из мотора ресурс в 250 000 км, то взгляните на фото 4. Основное отличие новой балтийской цепи - замочек. А поскольку с ним изделие становится разборным, то через 100 000 км владельцу автомобиля достаточно заехать на сервис для маленькой хирургической операции над одним из звеньев. И... спокойно ездить дальше. А теперь вернемся к проблеме поддержки «своего» производителя. «Волга» с японским мотором ценой в пятизначную «зеленую» сумму - это все же пародия на иномарку. Доведенный до ума отечественный двигатель по праву может занимать место под капотами нижегородских машин, делая их надежными и доступными для обслуживания в любой точке страны. Поэтому инженеры, устраняющие болевые точки «406-го» мотора, поддерживают экономику страны куда сильнее, чем большие начальники, закупающие за казенный счет импортные «игрушки» с российским обличьем. 1»1