/СЛОВА, СЛОВАТ КТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ ЕСднажды услышал диалог продавца и покупателя, шумно обсуждавших достоинства купе «Мерседес-CLK». «А что за двигатель у него?» - поинтересовался клиент, вдоволь насмотревшись на кузов и полазив по салону. «Мотор - зверь! Турбированный», - с гордостью в голосе сообщил продавец. И хотя его собеседника такой ответ вполне устроил, многим он справедливо покажется неточным. На мощных двигателях нередко применяют системы наддува, которые подают в цилиндры воздух под давлением, тем самым увеличивая его количество ив итоге - мощность мотора (ЗР, 1997, № 8). Общие названия этих систем - «компрессор» (compressor, по-немецки - kompressor) и чаще употребляемый синоним «нагнетатель» (charger) произошли от глаголов «сжимать» и «наполнять». Сегодня большинство фирм используют два основных вида нагнетателей - механические и приводимые в действие отработавшими газами. У каждого свои преимущества и недостатки, определяющие область применения.ОДУТАЯ МОЩЬСИСТЕМЫ НАДДУВА И ИХ ОСОБЕННОСТИвает нагнетатели с механическим приводом на машины с бензиновыми двигателями, а турбокомпрессоры на дизели. Дело в том, что у приводных (жестко связанных с валом двигателя) нагнетателей давление наддува не зависит от оборотов, благодаря чему машина быстро реагирует на нажатие педали акселератора. Особенно ценно это качество при разгоне. Также в их активе простота конструкции. Но, естественно, есть и другая сторона медали: расход топлива у моторов, оборудованных нагнетателями с механическим приводом, выше, а КПД ниже, чем у двигателей с турбонаддувом. Что касается терминологии, то разные фирмы именуют механические нагнетатели по-разному: наиболее популярные варианты «supercharger» или «compressor». Никакого «турбо» тут, естественно, нет.Компрессор Турбина С ЛОПАТКАМИ НАПЕРЕВЕСТакой механическим нагнетатель «Мерседес» ставит на бензиновые моторы.ПОД ГНЕТОМ КОМПРЕССОРА«Мерседес», например, уже давно определился с выбором и устанавлиL-1.1Турбокомпрессоры распространены более широко (красные стрелки - «воздух», синие стрелки - «выхлопные газы»).Наиболее распространенный вид наддува, широко используемый сегодня в дизелях ив бензиновых моторах, - турбонаддув. Отработавшие газы вращают турбину, а та, в свою очередь, приводит компрессор, нагнетающий свежий воздух. Выигрыш от турбокомпрессора (называемого «turbocharger» или просто «turbo») - значительное улучшение характеристик двигателя за счет «дармовой» энергии. А вот моментального отклика и уж тем более энергичной помощи на малых оборотах от турбокомпрессора ждать бесполезно; в самом общем случае он обеспечивает высокий крутящий момент лишь при оборотах выше средних - в характеристике появляется провал, называемый «турбоямой». (Впрочем, эту яму можно засыпать; кроме известных «лопат», передовые фирмы пробуют... подкрутку турбины специальным высокоскоростным электродвигателем.) Еще один минус - высокие требования к культуре производства и эксплуатации придирчивого турбокомпрессора. В силу особенностей рабочего процесса дизельные двигатели лучше подходят для оснащения турбонаддувом, нежели бензиновые. Конечно, существуют и другие типы наддува, например с использованием волнового обмена. Но сегодня о них вспоминают все реже, предпочитая механические (распространение получили роторно-зубчатый типа «Руте) и турбонагнетатели. 1»1%щб пщ-г¥ftФю«т-5YNERGYM Dmo Tested Engines ODDY'SRACING OILt09M*Sjiт?щЕЦЩ/ЭДг/