90
91
I КОМПАНИИ И РЫНКИ |Т КТ / СЕРГЕИ КАНУННИКОВ ЕСЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК Автомобилям-иммигрантам дает добро на проживание в России таможня. Кто, как не потомки Верещагина, точно знает, сколько и каких иномарок привозят в нашу страну? Познакомимся с таможенной статистикой: в 1999-м через пограничные шлагбаумы въехали более 233 тысяч автомобилей. А в первом полугодии 2000-го - около 71 тысяч. Итоговые показатели вряд ли будут ниже предыдущих: поток машин, ввозимых физическими лицами, резко увеличивается летом и осенью, во время отпусков. Соответственно, самое горячее время на таможне - четвертый квартал (поэтому и статистика так запаздывает). Кстати, основные клиенты таможни именно частники, физические лица: в 1999-м на их долю пришлось более 60% «машино-оборота». Дилеры зарубежных компаний (а именно они, как правило, представляют «юридических лиц») стараются обрадовать немногочисленных, но обеспеченных клиентов последними новинками. Мы же - лица физические - покупаем за кордоном подержанные машины. Среди них попадаются диковинные: «Феррари» и «Бентли» (за полгода границу пересекли две пары этих титулованных иностранцев), целых пять «мазерати», один «РоллсРойс» и один «Хаммер». Но, конечно, не эксклюзивные красавцы делают погоду на нашем рынке. В рейтинге российских симпатий (диаграмма 1) - старые знакомые японские и немецкие автомобили, а еще вклинившиеся в именитые ряды «дэу». В списке автомобилей, ввезенных частниками, первые три места за японцами. «Тойоты», «ниссаны» и «мицубиси» составляют 46% от общего числа эмигрантов. Большинство их оседает восточнее Урала и лишь немногие заканчивают путешествие гораздо западнее, удивляя европейцев непривычными именами - «Краун», «Корона», «Атлас», «Делика»... У обеспеченных слоев в почете немецкие марки. Они и лидируют среди «юридических» авто. В сумме 26% набрали «фольксвагены» (они на первом месте) и «ауди» (на третьем). «Большая тройка Японии» отстает на 4%. Тем не менее восточные ветрыfii'VПО ВОСТОЧНОМУ КАЛЕНДАРЮПервая десятка иномарок, ввезенных в Россию с января по июнь 2000 г.О Юридические лица Физические лица/СТАТИСТИКАДИНАМИКА ПАРКА ИНОМАРОК В РОССИИИменитые фирмы неустанно совершенствуют автомобили, начиняют их сложными агрегатами, электроникой (сравните, например, «ФольксвагенГольф» первого поколения с нынешним), и наши кошельки, увы, не поспевают за мировым прогрессом. Европейские цены, в том числе и на вторичном рынке, растут. Многим приходится пересаживаться из солидных и мощных, но отслуживших свое машин в автомобили классом ниже. «Малышей» у нас, как известно, не любят, и редкий россиянин сменит «Форд-Скорпио» на «Фиесту». Остаются «прелести» отечественного автопрома или азиатский товар. За год заметный рывок сделали узбекские «дэу», которых стало больше в 1,5 раза, а марка переместилась с десятого на седьмое место. Новая «Нексия» - конкурент не только «навороченным» «десяткам», но и более престижным подержанным «европейцам» покупка «секонд-хэнда» всегда немного лотерея. В целом и таможенная статистика, и база данных ЗР свидетельствуют: в структуре парка иномарок доля европейских машин, несмотря на усилия официальных дилеров, сокращается стараниями японцев, бесперебойно снабжающих Россию «секонд-хэндом», и дружественного Узбекистана. Нравится нам это или нет, но вечныйl ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ' ^ o ^ ^ "на российских просторах сильнее западных. ЕСТЬ В СТАРОМ ПАРКЕ... Чтобы оценить перемены в парке иномарок, обратимся к постоянно пополняемой и обновляемой базе данных ЗР (диаграмма 2). Картина, естественно, очень похожа на ту, что написана кистью таможенников. В первых рядах все те же знакомые имена. Следом за «Тойотой» расположились особо почитаемые россиянами «немцы». Но их число заметно сокращается. На правах рекламысв>STS Company (Russia) & Friction Materials Group (Germany)^ «QOfl ^ ^ Lч****-** <&** **,*вг*"* 'б*сероссийский спор Запада и Востока на автомобильном поприще решается в пользу последнего - «азиаты» моложе (диаграмма 3), а значит, перспективнее. МЫ НЕ ПОЙДЕМ СВОИМ ПУТЕМ Кстати, примерно такая же картина в странах, которые в былые времена называли развивающимися, да ив Восточной Европе. Накатавшись на престижных «европейцах» не первой молодости, ремонт которых сопоставим со стоимостью машины, соседи постепенно пересели в недорогие, практичные азиатские машины. Некоторые бывшие «братья по соцлагерю» умудрились сделать эти автомобили доступнее, наладив у себя их производство - и для внутреннего рынка, и на экспорт. Но вернемся в Россию. Иномарки составляют пока около 15% от общего числа машин, но вот доля их начинает понемногу расти. Почтенные БМВ и «Ауди» уходят в отставку вместе с мифами о вечных иномарках и надеждами быстро разбогатеть. Период первоначального накопления опыта прошел. Ни «мерседесы», ни даже «фольксвагены» не станут народными российскими автомобилями. Идет естественный отбор: на смену гордым, престарелым «европейцам» приходит менее родовитая, но напористая молодежь. 1»1Российский автопарк наиболее популярных иномарок 1999 и 2000 гг. в процентах(база данных ЗР).Что их объединяет? И те, и другие — транспортные средства. А еще? А еще — тормозные колодки фирмы СТС. Вскоре их будут устанавливать не только на машины, но и на легкие самолеты. Всем известно, что авиационные требования куда выше "наземных". И тем не менее, на фирме СТС вовсе не планируют создавать отдельное производство. В воздух поднимутся колодки, прошедшие ту же технологическую цепочку, что и колодки СТС, работающие на вашем автомобиле. Уровень разработок оказался вполне достаточен не только для автомобилей, но и для самолетов. О качестве тормозных колодок СТС мы уже говорили, например, об их способности"Дэу" "Тойота" "Ниссан" "Фольксваген" ^40,3L29,2г%V*..\20,0Доля автомобилей моложе 10 лет (база данньи ЗР).выдерживать сотни циклов торможений подряд. Испытатели НАМИ пожалели тормозной стенд и остановили тест, когда температура в зоне контакта колодки с диском достигла 900 °С. Но фрикционные свойства остались стабильны! Производство колодок на заводе фирмы быстро растет. Им отдает предпочтение все больше потребителей, не только индивидуальных. Колодки СТС тормозят все машины "Ока", выпущенные в Серпухове. ВАЗ, по полной программе протестировав изделия фирмы, официально признал их "оригинальными запчастями". Важная новость: подписан договор о поставке тормозных колодок СТС на сервисные станции ВАЗа. А теперь — и на самолеты... Короче говоря, колодки СТС прекрасно тормозят, а фирма СТС — прекрасно развивается. Ведь признайтесь: когда вновь придет срок менять колодки, вы снова остановитесь на изделиях СТС. Дмитровское шоссе , д. 1 07 / 4 . Тел.: (095) 484-83-00, 484-83-10, 484-83-11. www.aha.ru/~stscentr E-mail: stscentr@aha.ru_\м.б