182
183
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | ^ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦААРБАИТЕРЫПОЛМИЛЛИОНА КИЛОМЕТРОВ ПО РОССИИ ДЛЯ «ФОЛЬКСВАГЕНА» НЕ ПРЕДЕЛТЕКСТ И ФОТО / АРТУР ВАСИЛЬЕВинейка Т4 включает более 100 модификаций: от грузовых и грузопассажирских (объединенных под названием «Транспортер») до богато оснащенных «каравелл», в том числе бронированных, различные спецавтомобили, кареты «Скорой помощи» и т. д. В одном из автохозяйств Санкт-Петербурга трудятся десять таких машин - с бензиновыми и дизельными двигателями. Пробег некоторых приближается к 500 тыс. км - можно подвести итоги. Из бензиновых двигателей лучше всех зарекомендовал себя пятицилиндровый серии AAF объемом 2,5 л: «злой», приемистый и вместе с тем экономичный. У нас три таких двигателя, все работают идеально. Пробег одного перевалил за 470 тыс. км - хорошая и ровная по цилиндрам компрессия (11,5 кгс/см2), в норме давление и расход масла, потребление топлива. Все неприятности за это время - течь масла через сальник распредвала и через корпус датчика давления, отказ тер мостата, шум подшипника натяжного ролика ГРМ и течь помпы - приключились лишь к концу третьей сотни тысяч километров. В остальном уход ограничивался обычным ТО: замена масла, фильтров, свечей, ремня ГРМ. За ремнем - особый контроль: при его обрыве клапанам обязательно достанется. Вместе с ним меняйте и ролик натяжителя (это относится ко всем двигателям, включая дизельные). Требует внимания электронасос системы охлаждения. Он работает и после остановки двигателя, предотвращая тепловой удар и коробление головки. На наших автомобилях насосы отказывали при пробеге около 200 тыс. км. Мы сразу же меняли их, и, возможно, это тоже помогло продлить жизнь двигателям. А ведь многие, считая этот узел бесполезным «наворотом», экономят на замене - напрасно.ЛДвухлитровыми «четверками» серии ААС оснащены пять «транспортеров».Грузовички сравнительно молоды пробеги около 200 тыс. км. Нам попались моторы, адаптированные к российским условиям, - без нейтрализатора и лямбда-зонда. По сравнению с «пятерками» они более вялые и, к удивлению, более прожорливые. Дефекты те же: течь масла через сальник распредвала (у трех автомобилей), течь охлаждающей жидкости через сальник помпы (у двух). На одном автомобиле странный дефект: в морозец (-15°С и ниже) двигатель отказывается прогреваться и нормально работать. Оказалась бесполезной многократная диагностика, не помогла замена термостата, датчиков температуры и расхода воздуха и даже контроллера. Чуть потеплеет - и автомобиль вылечивается сам. Третий бензиновый двигатель - VR6, им «заряжают» немногие автомобили и среди наших таких нет. По отзывам мастеров СТО, мотор хорош, но сложен, а потому и расходы, случись поломка, будут немалые. Общие советы по эксплуатации бензиновых двигателей: никаких «левых» масел и охлаждающих жидкостей (мы используем «Бритиш петролеум» с допусками VW-Audi), замена топливного фильтра через 15 тыс. км, постоянный контроль состояния ремня ГРМ и сальников, обязательная промывка системы питания на СТО хотя бы раз в 80-100 тыс. км. Процедура крайне полезная: улучшается работа двигателя, снижается расход топлива. В системе управления двигателем Digifant нет датчика положения коленчатого вала - сигнал считывается с датчика искрообразования распределителя. Поэтому выставлять зажигание «наобум» здесь нельзя, стробоскоп и аккуратность - непременные условия. Дизельных двигателей в семействе четыре: четырехцилиндровый IX и ABL объемом 1,9 л, пятицилиндровый ААВ объемом 2,4 ли новый 2,5-литровый TDI. Все они быстроходные и вместе с тем тяговитые «на низах», экономичные, но и более вибронагруженные, нежели бензиновые, сравнительно капризные и дорогие в обслуживании и ремонте. В нашем парке два одинаковых дизеля объемом 2,4 л. Пробег автомобилей невелик - 160 и 145 тыс. км. На одном из них на 118-й тысяче при пуске срезало зубья с почти нового ремня ГРМ (кстати, оригинального). Клапаны, естественно, погнулись. На другом сюрприз преподнесла прокладка головки блока - ее пробило на 106-й тысяче. Ремонт оказался и сложен (моторный отсек очень тесен), и дорог. Холодные пуски не вызывают проблем при температуре до -15СС. Попытки пустить двигатель «в лоб» при более низкой температуре - верный способ загубить дорогой стартер: не выдерживают обгонные муфты (меняли на обеих машинах при пробеге 120 и 85 тыс. км). Ревизия топливной аппаратуры может потребоваться уже к 120-130 тыс. км - а это дорого, да и толковых специалистов еще поискать. Систему включения свечей накаливания и сами свечи необходимо поддерживать в безупречном состоянии, иначе даже при плюсовых температурах дизель с предкамерным смесеобразованием пускается плохо. Словом, дизельные двигатели оправдают себя только при очень бережной и грамотной эксплуатации: желательно без пусков в сильные морозы, перегрузок и больших скоростей, но с хорошим топливом и специализированным сервисом. Заправка по дешевке и ремонт с «мазовским» подходом - не для этих машин. Сцепление безупречно - ни одного дефекта. Оригинальные ведомые диски служат по 160-180 тысяч, а все «корзины» - до сих пор родные, с завода! Выжимные подшипники меняли вместе с ведомыми дисками - для профилактики. Приводы выключения двух типов тросовый и гидравлический. Троса хватает тысяч на 200-250, гидравлика просто безотказна. Единственный дефект на автомобиле с тросовым приводом поломка сервопружины педали. Впрочем, оказалось, что и без нее усилие на педали вполне приемлемо - заказывать новую не стали. Коробки передач напоминают «самарские». Заправлены синтетическим трансмиссионным маслом 75W90; нареканий за весь срок службы не было. А вот в механизме управления коробкой иногда выпадает (и теряется) пластмассовый упор. Без него вместо первой может включиться задняя передача, да и все остальные - как повезет. Простейшая контровка мягкой проволокой позволила забыть об этой неисправности. Если беречь пыльники и не насиловать груженый автомобиль, то ШРУСов хватает тысяч на 250. По нашему опыту, для замены лучше приобретать приводы фирмы «Лебро» (Lobro), они самые долговечные. При сборке обязательно нанесите на болты внутренних ШРУСов анаэробный герметик для резьб (на этом настаивает руководство по ремонту). Как-то раз мы жестоко поплатились за забывчивость: разобравшийся внутренний шарнир вдребезги разбил картер коробки передач. Подвеска передних колес - торсионная, двухрычажная: для наших колдобин жестковата, зато очень энергоемка и долговечна. Проседающие торсионы можно регулировать, поддерживая осанку автомобиля. Шаровые опоры «Лемфердер» (Lemforder) ходят 100-120 тысяч, втулки стабилизатора и сайлент-блоки рычагов (оригинальные) - 80-120 тысяч, амортизаторы - до 120 тысяч. О последних разговор особый. Сами по себе амортизаторы очень долговечны, но сайлент-блок нижнего крепления тысячам к ста разбивается, грозя обрывом «уха». Отдельно втулок не выпускают («самопал» не в счет, долго не живет), поэтому и приходится заменять амортизатор целиком. С завода стояли амортизаторы «Сакс», для замены брали и их, и «Боге», и «Габриэль», и множество других. Наиболее комфортными и, вместе с тем, самыми долговечными оказались «Монро Ван-Магнум». Упругий элемент задней подвески бочкообразная пружина - частенько ломается на груженых «транспортерах» и «броневиках». На пассажирских «каравеллах» - реже. Выход один: ставьте усиленные, они есть и оригинальные, и сторонних фирм («Килен»). А вот подшипники ступиц, возможно, благодаря большому диаметру весьма долговечны - их ресурс не менее 160 тыс. км. Рулевое управление особых хлопот не доставляет. Правда, порой «сипят» гидроусилители, но работают при этом неплохо. Используйте только оригинальную жидкость - «зеленку» (не пе-Тормозная система достойно справляется со своими обязанностями. АБС (где она есть) надежна и безотказна. Правда, тормозную жидкость заменяем ежегодно. Немногочисленные поломки традиционны: прихват коррозией направляющих пальцев суппортов, обрыв стяжных пружин задних тормозных колодок, течь задних тормозных цилиндров (при больших пробегах). Последние бывают различных диаметров, учтите это при покупке запчастей. Электрооборудование при наших снежно-соленых зимах редко работает безотказно. Меняли различные реле, лампы, искали «массу», чистили разъемы - словом, обычная текучка. При замене щеточных узлов и реле-регуляторов генераторов выбрать среди множества модификаций нужную деталь очень сложно, зачастую не помогает и VIN. Типичных дефектов немного: отказ сигнала, расположенного прямо перед передним колесом, трещины на противотуманных фарах (приходится менять их после каждой зимы), отказ стартера (в основном на дизельных моторах). Кузова очень прочные, большинство панелей оцинкованы с обеих сторон. Но слабые места есть и их стоит знать. Первое - площадка переднего амортизатора. В месте ее крепления и на лонжероне возможны усталостные трещины, обычно они появляются к 200 тыс. км пробега. Требуют внимания ролики и направляющие сдвижной двери. Нижнюю и среднюю направляющие очищайте как можно чаще, но не вздумайте смазать - с налипшим песком получится отличный абразив, и ролики придется вскоре выбросить (беговая дорожка у них пластмассовая). Петли, ручки, замки - надежны и долговечны, хотя замок задней двери подчас требует регулировки, иначе дверь дребезжит, как «восьмерочная». Грязь из-под ведущих колес быстро сдирает краску на арках, порогах и боковинах кузова - брызговики и антигравийная обработка не помешают. Впрочем, ржавчины не видно - оцинковка. Раз в год полезно поднять ковры и тщательно просушить салон. Подведем итог: своих денег автомобиль стоит - он надежен, вместителен, долговечен. У дилеров можно заказать любой вариант исполнения, да и на вто- ^HOj ричном рынке их все больше - заднемо- "I О * J торный Т2 становится раритетом. И М *"Самые «ходовые» детали.РАСХОДЫ НА РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «Ф0ЛБКСВАГЕН-Т4» за 100 тыс. км*, долл. СШАСистема или агрегат Двигатели: бензиновый 2,5 л бензиновый 2,0 л дизельный 2,4 л Трансмиссия и ходовая часть Подвеска (передняя и задняя) Рулевое управление Тормозная система Электрооборудование**" Кузов Шины (комплект) Ремонт (запчасти) ТО (расходные материалы и эксплуатационные жидкости)144 44491"537 526 569 23536 681 80 30 396352"**_18 64320360'Средние данные по 10 автомобилям, без стоимости работ. "Включая восстановленный стартер в обмен на неисправный - 278 долл. ""Без учета расходов настартердля дизельного двигателя. ""Комплект роликов боковой двери и ветровое стекло с комплектом дли вклейки.репутайте с «ситроеновской» LHM). При заказе наконечников рулевых тяг обязательно укажите VIN автомобиля конусы пальцев выпускают трех различных диаметров. Мы используем «Лемфердер», как самые долговечные.