164
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |КОТ В МЕШКЕПОКУПАЕМ «ПРАВИЛЬНЫЙ» АККУМУЛЯТОРТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ/ИСТОЧНИК ПИТАНИЯккумуляторов нынче в продаже превеликое множество. С батареями именитых фирм все ясно - добротный, но дорогой товар. Самый удачный выбор для тех, кто в состоянии платить. Купил и забудь об АКБ на несколько лет. Но попробуем разобраться в том, что предлагает рынок рядовому владельцу «Жигулей» или иномарки не первой свежести. Яркие наклейки, разноцветные корпуса, звучные названия, как правило, к качеству батарей не имеют отношения. Разнообразие такое, что невольно подумаешь: аккумуляторы делают все кому не лень. В самом деле: закупил корпуса и пластины, все это где-то собрал, залил уксусом подешевле да прилепил этикетку поцветастей - и готов аккумулятор. Может, так и появляются на свет изделия с самыми громкими названиями? И - внезапно исчезают, уступив место на полках другим, новым, сработанным по той же «технологии». «Могучий Бык» (по-английски, естественно!) вдруг превращается в «Неукротимого Бизона», а тот в свою очередь - в «Мощного Буйвола». Наблюдательный покупатель обязательно приметит, что изделия отличаются лишь наклейкой. Корпуса абсолютно одинаковы, иной раз даже заусенец у них в одном и том же месте! Служат такие батареи обычно год, от силы два. Причина столь малого срока службы ясна - низкое качество изготовления: ненадежная пайка перемычек и разная емкость банок в батарее. Из-за последнего дефекта одна банка вскоре начинает «отставать». Разрядившись до предела, она будет заряжаться от соседних, естественно обратной полярностью (иначе говоря, происходит процесс двойной сульфатации). Такую в условиях гаража так просто уже не зарядишь.Апосулах придется забыть. Разве что заручиться гарантией продавца. А он больше двух недель не дает. Та же цена, а то и подешевле у неброских отечественных батарей-тружениц. Почему дешевле? Да потому, что не надо платить таможенные пошлины - комплектующие из отечественного сырья, да и зарплата на заводах... Тем не менее дешевле в данном случае - не значит хуже. Так что же выбрать? И как? Сперва о том, что бросается в глаза сразу. В последнее время появились российские аккумуляторы с ручкой. Мелочь, а удобно. А вот глазок-индикатор не более чем забавная игрушка. Точность его не выдерживает критики, да и контролирует он лишь одну банку из шести. Рекламный трюк. Обратим внимание на расположение пробок. Если они утоплены в лоток непременно обрастут грязью. Стоит отвернуть пробку - грязь сыплется внутрь, что здоровья батарее не прибавит. Можно на прилавках найти и старые, залитые черной мастикой аккумуляторы. У них - свои преимущества: низкая цена, удивительная ремонтопригодность, надежные, неперегорающие, вынесенные из банок перемычки - такие батареи не взрываются. Немаловажно и то, что их никто не подделывает - невыгодно. Новые аккумуляторы, как известно, могут быть в трех вариантах: незаряженные, сухозаряженные ис электролитом. В чем разница? С залитым все ясно: поставил на машину - и поехал. Хотя для продления здоровой жизни батареи лучше бы ее предварительно подвергнуть контрольно-тренировочному циклу - разрядить током, равным О емкости, до напряжения 10,4 В или Д3 плотности электролита 1,24 г/см , а заНесмываемая дата выпуска, которая тем зарядить. Незаряженный аккумудолжна быть нанесена на батарее, здесь лятор - сегодня большая редкость. Талибо вообще не проставлена, либо прикую батарею собирают в блок, не подсутствует на бумажном ярлычке, котовергая пластины формовке (заряду в рый по мере «надобности» легко замеспециальных ваннах). Храниться она нить на свежий. Реквизиты производиможет без особого вреда для себя пятьтеля и его адрес столь туманно зашифшесть, а то и более лет. Лишь бы проброваны, что о любых его гарантийных ки были завернуты герметично. Сухо-От разнообразия марок и цен батарей рябит в глазах - сумей только правильно выбрать!заряженный отличается тем, что его пластины перед сборкой заряжают (формуют), промывают и сушат. Ресурс всех батарей примерно одинаков и зависит более всего от условий эксплуатации. Если аккумулятор нужен немедленно - имеет смысл купить залитый. Если же ему стоять на дальней полке до осени - сухозаряженный. А в стратегический запас - незаряженный. Дело в том, что срок хранения у них разный. Для залитого год без работы уже старость, а два - смерть. Сухозаряженный выдержит год безболезненно, два - еще терпимо, больше - хуже. Если сквозь прозрачный корпус на дне виден осьптавшийся с пластин шлам воздержимся от покупки. Незаряженные батареи обозначены букой «Н» на маркировке. Особое внимание - дате выпуска. Если срок хранения истек лучше ее не покупать, как бы ни убеждал вас продавец. Аргументы в виде нормальной плотности электролита, хорошей скидки и кристально честных глаз продавца в расчет не принимаем. Самым выгодным приобретением будет, пожалуй, залитый аккумулятор. Заряжен он по всем правилам, электролит в нем чистый, проверенный. А перед отгрузкой покупателю солидный производитель еще на заводе каждую батарею прогонит через «камеру пыток». Готовую батарею замыкают накоротко на 220 миллисекунд. Ток получается чудовищный - около 800 ампер! ГОСТ 959-91 такой проверки не предусматривает, зато собранный с огрехами аккумулятор (к примеру, с плохо пропаянными контактами перемычек) за ворота не выйдет: в переплавку! Занятно, что аккумуляторы многих