68
69
70
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ| омограф, который из-за своей дороговизны до сих пор остается экзотикой в наших поликлиниках, прописался... в исследовательском центре «Даймлер-Крайслера». Не подумайте, что в этой 30-тонной махине обследуют сотрудников. Впервые томографом просвечивают металлические детали автомобиля. Впрочем, серийные узлы, изготовленные по отработанной до мелочей технологии, сюда не попадают - дорого. Разве что новый поставщик литья вызовет сомнения в своей добросовестности. А вот экспериментальные детали прототипов могут рассчитывать на внимание уникального прибора, если они не превышают 210 мм в сечении, а подозрительное место скрывается в толше металла на глубине не более 150 мм. Итак, новый шатун, поршень или еще что-нибудь подобное попадает под плоский рентгеновский луч тол-тПОЖАЛУЙТЕ НА РЕНТГЕН!КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОБНАРУЖИТЬ НЕ ТОЛЬКО ОПУХОЛЬ, НО И РАКОВИНУшиной 0,5-1 мм и примерно за 45 минут совершает полный оборот с шагом в четверть градуса. На каждом из этих 1440 шагов и делается снимок, попадаюший в память компьютера. Тот, обобшив все полученные результаты, выдает на монитор картинку заданного оператором среза, на которой отчетливо видны мельчайшие дефекты.Снимок с экрана нового томографа «Даймлер-Крайслера».Чтобы получить такие результаты, конструкторам пришлось снабдить томограф двумя рентгеновскими трубками, работающими с разными ускоряющими электроны напряжениями. А в ближайших планах разработчиков - очередная модификация томографа, чтобы получать трехмерные «стереоснимки» исследуемого образца.КАЗАЛОСЬ БЫ, АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ ИНТЕРЕСУЕТ ТОЛЬКО НЕФТЬ..ШЕИХ МЕНЯЕТШмногокилометровые параболические зеркала, чтобы фокусировать даровую энергию в узкую световую полоску, а ею моментально разогреть проложенную в фокусе трубу с жидким теплоносителем. Так получается пар; он способен раскр мощнейшую турбину, дающую то: для разложения морской воды на водород и кислород. Первый станет топливом автомобилей будущего, второй найдет применение в сварочных работах ив медицине. Бояться, что моря пересохнут, не стоит: после «использования» водород вновь превратится в пар и, в конечном счете, вернется в океан.На самом деле все далеко не так однозначно. И фирма БМВ не ошиблась, выбрав началом своей «водородной» кругосветки Дубай. Правительство этой страны уже давно обеспокоено односторонней ориентацией своей экономики на эксплуатацию недр. Уловив тенденцию перевода автомобилей на питание водородом, ОАЭ хочет оказаться в первых рядах поставщиков нового топлива. Правда, водород изпод земли не достать, зато море рядом - дело за электроэнергией. И вот шейх Бин Фахад решил вложить капиталы в совершенно новый энергокомплексАрабские Эмираты расположены Втак называемом солнечном поясМздесь преобладает ясная nbjcjna). Сам Аллах велел построитьГ$1Ъе*х"3Первые водородные ласточки в Дубае.•г^ЯЭЗИ На правахрекламы рекламусв>Без права наДО СТАРТА - МГНОВЕНИЕФИРМА «БЕРУ» СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ПУСКА ДИЗЕЛЯустить дизель на морозе без предварительного подогрева цилиндров свечами накаливания практически невозможно. После включения «зажигания» автоматика обычно предлагает подождать, пока не погаснет сигнальная лампа, что занимает несколько десятков секунд. Новая электронная система Комплект свечей и блок управления ISS (Instant start system - мгнодля шестицилиндрового дизеля. венный старт) гарантирует процесс пуска, практически неотличимый от бензинового мотора: даже при - 25°С время ожидания не превысит двух секунд. Да и после пуска ваш мотор будет работать гораздо ровнее, тише, меньше дымить. Это, однако, еше не все. Новые свечи по совместительству служат датчиками температуры и полноты сгорания и сообщают эту важнейшую информацию компьютеру, управляющему двигателем. Тот, в свою очередь, корректирует впрыск индивидуально по цилиндрам. Как же протекает теперь пусковой процесс? Вначале кончик свечи накаливания разогревается мощным токовым импульсом до температуры 1000°С всего за две секунды (без обратной связи по температуре свечи могли просто расплавиться). Уже после того, как мотор завелся, программа продолжает подофевать свечу, пока сгорание в цилиндрах не станет оптимальным. Здесь также задействована обратная связь, так что управляющий компьютер учитывает реальные парамефы в каждой камере сгорания. Но и это не все. Например, на длительном спуске, когда двигатель работает на принудительном холостом ходу без подачи топлива, его температура может понизиться. Тогда при нажатии на педаль газа из выхлопной фубы вырвутся сажа и другие вредные вещества. Но только не с новой системой: она вовремя заметит переохлаждение мотора и сама включит свечи накаливания в нужном режиме. Как же удалось заставить инерционную свечу накаливания работать в качестве датчика быстротекущего рабочего процесса? Для этого ее корпус изолировали от головки цилиндров. В результате появилась возможность измерить поток ионов между кончиком свечи и стенками цилиндра, а он-то как раз и дает всю необходимую компьютеру информацию. С помощью хифо составленной профаммы из полученного сигнала удается выделить не только временные и температурные характеристики, но и сведения о Так раскаляется новая свеча качестве топлива.EXGELLEfWПродолжение. Начало см. в №№ 1,3 (2001) http:Wwww.excellent.ruПНовинка не для всехИзвестная московская фирма-разработчик автомобильных охранных систем Magic Ring подготовила к новому сезону очередную новинку: автомобильную охранную систему EXCELLENT BLIND Новая модель органично вобрала в себя все лучшее, что было воплощено в последних моделях EXCELLENT: интеллектуальную сирену Magic Voice (с голосовым подтверждением выполненных команд и индикацией изменения режима), многозоновый пейджер с постоянным контролем радиоканала и многое другое. Особенностью новой системы является то. что она разработана для плохо видящих и слепых владельцев автомашин.Теперь полностью отсутствует необходимость (при диагностике и программировании функций с брелока) считать вспышки светодиода или бортовых огней. Система голосом отзывается на любое нажатие кнопки брелока. поэтому программирование функций можно осуществлять "не глядя". Изменен и брелок системы. На нем по-прежнему остались три кнопки, но вместо контрольного светодиода в него встроен зуммер (как в метке присутствия Magic Label) Нажатие на разные кнопки приводит к звучанию различных мелодий. Для облегчения различия кнопок "на ощупь" на каждой из них штифтом Брайля указано ее назначениет кТакого еще не было!Как известно, в автомобильных охранах часто используются системы "плавающего". "прыгающего" или "случайного" кода для защиты автомобилей от несанкционированного доступа. На сегодня фактически сложившимся стандартом является система кодирования KeeLoq (авторские права принадлежат фирме Microchip Inc. USA). Несмотря на неоднократные попытки "взломать" эту систему, до сих пор никаких достоверных данных об их успешности так и не поступало. Однако, пытаясь поставить финальную точку в соревновании с автомобильными угонщиками, известная московская фирма-разработчик Magic Ring предложила оригинальную новинку - систему кодирования KeeLoq mataDura (или двойной KeeLoq). Особенностью упомянутой системы (К" в терминологии разработчиков) является то. что понять (а стало быть, и взломать) его не может ни один из конкурентов, ни сами разработчики! К минусу заявленной новинки можно смело отнести невозможность защитить ее в соответствии с Законом об авторском праве: во-первых, алгоритм невозможно описать, а во-вторых, само название запатентовано еще в позапрошлом веке, хотя с тех пор неоднократно подвергалось ревизии. (Продолжение следует, Magic Ring, Ltd. (095) 924-1779, 923-0271• ' ТЕХНИКА/НОВИНКИ«ПАУК» ВМЕСТО РАМПЫСИСТЕМА «КОММОН РЕЙЛ» МОЖЕТ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ ОБЩЕЙ ТОПЛИВНОЙ ШИНЫизельные двигатели уверенно занимают место под капотами даже совсем маленьких машин - таких, например, как «Смарт». При этом они не просто уменьшаются в размерах и рабочем объеме - в полном соответствии с законами диалектики происходит переход «количества в качество». Вот, например, новая система топливоподачи «Мултек DCR 1400», разработанная фирмой «Делфай» в сотрудничестве с «Рено». Речь идет об аппаратуре для дизеля объемом 1461 см3, предназначенного автомобилям «Лагуна» и «Клио» последних поколений. Бросается в глаза отсутствие топливной рампы, которая наДуже привычном «коммон реиле» идет Небольшой «паувдоль форсунок - в ней в ожидании чок» над форсунвпрыска находится сжатое под больками и есть «топшим давлением топливо. Однако внешливная шина». ность обманчива. Консфукторы решиФОТО/ ли ужать эту шину до небольшой, почNEWSCOM ти сферической камеры-«паучка». Изменены также блок управления и форгателя с учетом происходящих в нем сунки. В каждой установлен дополни«возрастных» изменений. тельный балансировочный клапан, позНовации повысили мощность полуволивший использовать для прецизиторалифового мотора с 66 до 81 л. с. и онного дозирования топлива сверхмикрутящий момент со 160 до 185 Нм, ниатюрный быстродействующий солеодновременно уменьшив выброс СС>2, ноид. Новая система следящей обратуровень шума и пофебление топлива ной связи АРС (Accelerometer Pilot (на «Клио» - до 4,5 л/100 км). ПоявлеControl) обеспечивает оптимальное сгоние новинки под капотом «Рено» ожирание на протяжении всей жизни дви- дается уже летом этого года.Нет, конечно же, Крупп и прочие без боя не сдадутся. Но чтобы победить новые материалы, надо изготовить детали автомобиля из стали не менее легкими, но более дешевыми. Задача непростая и для ее решения 30 известных металлургических фирм объединились в консорциум. Проект назван ULSAC (Ultra Light Steel Auto Closures - сверхлегкие стальные автомобильные «крышки», то есть навесные элементы). Ранее мы писали о подобном проекте ULSAB по облегчению каркаса кузова (ЗР, 1998, № 8), теперь пришел черед дверей и капотов. Технологам консорциума удалось облегчить их на 27-32%, сохранив себестоимость на прежнем уровне. Недавно была продемонстрирована дверь легкового автомобиля, изготовленная по новой технологии с применением высокопрочных стальных сплавов, гидроформованных полых профилей, лазерной сварки. Ее масса (без стекла и внутренних механизмов) составила всего... 10,47 кг, что на целых 42% легче традиционной консфукции! Как заявил президент консорциума д-р Кристоф Шнайдер, «производители стали хотят оказать помощь автомобильным концернам в выпуске надежных, легких и экологически чистых автомобилей».ЛЕГЧЕ АЛЮМИНИЯ?СТАЛЬНЫЕ МАГНАТЫ НЕ СДАЮТСЯОб экологии, кстати, упомянуто отнюдь не случайно. Дело в том, что ставшие популярными в семидесятые годы пластиковые бензобаки пропускают сквозь свои стенки пары топлива - около 18 г за сутки. По нынешним, а тем более перспективным «меркам», это слишком много: калифорнийские законодатели с 2001 года допускают утечку углеводородов в атмосферу до 2 г/сутки, а с 2004-го - 0,5 г! Тут-то и вспомнили о стальном баке, не пропускающем вообще ничего. Правда, вместо вредного свинца защищать новые баки от коррозии будут покрытия из цинка и никеля плюс тончайшая пластиковая оболочка. Есть также варианты горячего алюминирования (к ним склоняются Германия и Япония) и даже использования новых сортов нержавейки. Не забыли сталелитейщики ио колесах. Казалось бы, что можно противопоставить красивым, легким и прочным легкосплавным дискам? Новые стали марок DP600 и DR600 позволили снизить массу штампованного диска на 20%: 15-дюймовый обод весит всего 6,75 кг при прежних прочности и стоимости. Это лишь на 1250 г тяжелее гораздо более дорогого алюминиевого конкурента! Кроме того, проходит испытания биметаллический стальной диск, сваренный лазером из двух полос стали разных сортов. Его масса всего 5,3 кг, то есть меньше алюминиевого аналога!К":\-аЛЛ '•^^^чТак работает вода, формуя стальные профили.• Л