56
57
58
I ТЕХНИКАПОМОГУ, ЧЕМ СМОГУСТРЕМЛЕНИЕ СДЕЛАТЬ АВТОМОБИЛЬ БЕЗОПАСНЕЕ ЛИШЬ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ДОСТОЙНО БЕЗУСЛОВНОЙ ПОХВАЛЫТ КТ / АНАТОЛИИ ФОМИН ЕС АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ ФТ / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ ОО/ТЕСТНЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ПИАНИСТА ОН ИГРАЕТ, КАК УМЕЕТ! Если верить вестернам, такие предупреждения были нередки в салунах Дикого Запада. Нынче впору делать что-то подобное для электроники в автомобиле. Ведь умные системы все настойчивее вмешиваются в управление. Речь идет уже не о контроле работы двигателя, а о самой деликатной материи - управляемости! Антиблокировочная система тормозов, противобуксовочная система и венец электронных ухищрений - система стабилизации стали обычны не только на самых дорогих машинах, но ив более доступных ценовых категориях. Конечно, для новичка за рулем любая дополнительная «страховка» полезна, но опытному водителю еще один посредник между ним и машиной кажется неуместным. Попробуем разобраться в его роли, оперируя не только эмоциями, но и цифрами. НЕОБХОДИМОЕ ЗЛО? Абсолютно безопасной машины быть просто не может. Пассивная безопасность дает себя знать, только когда авария уже произошла. Активная комплекс мер, способных предотвратить наихудшее развитие событий. Как сделать машину более прогнозируемой, однозначно выполняющей команды водителя? Хорошо настроенное шасси - только полдела. В предельных режимах неизбежны скольжения и заносы, когда неподготовленному водителю сложно справиться даже с простым и понятным в управлении автомобилем. Впрочем, и более опытный в подобной ситуации не всегда избежит столкновения - например, на узкой дороге или в интенсивном потоке. Тут-то и должна помочь система стабилизации (ESP - Electronic Stability Program). Что она может?ЭЛЕКТРОННЫЙ «ЖУК» Роль подопытного на этот раз выпала модному «Фольксвагену-Нью Битл». «Новый жук» оказался единственной из машин концерна, оснащенных подобной системой, - он поступает к нам в европейской комплектации. Все другие «фольксвагены» в Россию пока приходят без нее. Сложность в том, что «российские» машины имеют другую программу управления двигателем, а интеграция с ней необходима для работы ESP. Поэтому сложную систему, требующую кропотливой доводки под характеристики автомобиля и двигателя, у нас пока не предлагают. Наш подопытный оснащен не только ESP, но также АБС и противобуксовочной системой (ее можно отключить совместно с ESP). Как известно, новый «Жук» сделан на платформе «Гольфа», а потому технически мало отличается от него. Под капотом поперек - двухлитровая 115-сильная «четверка»; забегая вперед, скажем: агрегат на редкость тяговитый и послушный. Привод, естественно, передний, «обувка» по сезону «Континенталь Винтер Контакт», зимние нешипованные покрышки нешуточного размера - 205/55R16.ЧТО МОЖЕТ АБС? Ее задача - не давать колесам блокироваться при торможении, подстраховывая автомобиль от заноса и позволяя управлять им при экстренном торможении. На деле все получилось не так радужно. Во-первых, с работающей АБС машина управляется далеко не так хорошо, проявляя склонность к сносу передних колес. Во-вторых, тормозной путь с АБС оказался больше, чем без нее. На гладком льду с включенной АБС «Жук» останавливался с 50 км/ч примерно на 23м дальше, чем без нее. Впрочем, в относительных цифрах это совсем немного: всего 4,2%. А вот на снегу АБС проиграла уже вчистую: 3,5 м здесь - это уже 21 % тормозного пути. Впрочем, никаких чудес. Заблокированные колеса «вгрызаются» в плотный снег и быстрее тормозят автомобиль. АБС же, напротив, не дает им «зарыться», заставляя катиться по скользкой поверхности. БУКСУЙ БЫСТРЕЕ Как разогнаться на льду;— «в натяг», на грани пробуксовки или, наоборот, шлифовать лед колесами «во всю дурь»? Как часто бывает, обе крайности неоппшальны. Лучше всего ускоряться с небольшой контролируемой пробуксовкой - если потренироваться, нужную меру найдете быстро. Сможет ли электроника определить ее так же точно? Увы, нет. Разгон до 50 км/ч под присмотром ESP, постоянно «душащей» двигатель, длится на 2,5 с дольше, чем под управлением чуткой правой ноги нашего эксперта. Справедливости ради добавим, что ESP вовсе не глупа. Она все же допускает небольшую пробуксовку, а потому дает немного выиграть по сравнению с разгоном «в натяг». КАК КРУТЯТСЯ «ЖУКИ» Упражнение № 1: вход в поворот. Размеченный резиновыми конусами коридор плавно изгибается влево. Его ширина - 3,5 м, как у полосы движения на до- На правахрекламыроге. Заезжаем быстрее, еще быстрее, и через несколько попыток черный «Жук» начинает выскальзывать наружу. В это время ESP, притормаживая внутреннее переднее колесо, буквально «запихивает» машину внутрь поворота. Еще быстрее - и электроника уже не в силах помочь: автомобиль выскальзывает за пределы «дороги», разметая по снегу полосатые конусы. Рекорд - 38,2 км/ч. Попробуйте по-другому. «Ломаем» траекторию на входе в поворот и заходим в него со скольжением. Дудки! В самый ответственный момент ESP «душит» двигатель, и «Жук» опять вылетает с траектории. Да, так быстрее не получится. Хорошо, отключаем ESP и наслаждаемся полным контролем над машиной. Теперь лучше? Не совсем, если заезжать обычным образом. «Фольксваген» демонстрирует классическую недостаточную поворачиваемость: «мордой» вперед и давай давить конуса. Пробуем вход со скольжением: заработало! Теперь скорость возросла больше чем на 3 км/ч, а автомобиль все еще возможно удержать в коридоре. Упражнение № 2: «переставка». Узкий входной коридор, затем 18 метров на смену полосы движения, широкий коридор и сужение. Под колесами очень плотный укатанный снег. Начинаем потихоньку, потом быстрее. Всего 50 км/ч, а работа ESP уже ощущается. Неужели предел близок? Не похоже. Следующий, заход 52 км/ч, потом 55, 58, 60, 62. Еще быстрее. Первый конус полетел при скорости 69 км/ч, лучший «чистый проход» 71 км/ч! И ни намека на занос - предел выбран по сцепным свойствам шин. Теперь выключаем систему - и новая серия заездов. Начинаем с 55 км/ч, а уже при 59 км/ч появляются первые признаки курсовых колебаний. За отметкой 66 км/ч борьба с машиной в самом разгаре. Только очень быстрая и точная работа рулем может удержать «Жука» в выходном коридоре. Малейшая неточность - и экипаж снова вылезает на мороз расставлять конуса. Тем не менее результат, показанный с ESP, повторить не удается - лучший заезд 68,5 км/ч. Итак, «простой» автомобиль не способен удержаться в коридоре на большей скорости. A ESP успешно препятствует развитию колебаний. Упражнение № 3: бег по кругу. Восьмидесятиметровая окружность обо-~&На рынке автодеталей более десяти лет работает крупнейший в южном регионе России производитель расходных запасных частей - завод автодеталей "Цитрон», пришедший на потребительский рынок с вполне конкретной задачей: удовлетворить потребности потребителя в недорогих и качественных изделиях. Сегодня потребителям предлагается широкая гамма запасных частей, причем ассортимент их постоянно растет: от тормозных колодок и комплектов проводов высокого напряжения до фильтрующих элементов. Широкой известностью пользуются масляные фильтры и фильтрующие элементы для очистки воздуха, масла и топлива ко всем отечественным легковым и грузовым автомобилям, а также тракторам различных марок Эти изделия успешно конкурируют с лучшими мировыми и российскими аналогами, о чем свидетельствуют многочисленные награды. В 2000 году высокое качество масляных фильтров было оценено высшей наградой для товаров народного потребления - знаком «Рубиновый Крест». В чем же секрет «цитроновского» феномена? Задача очистки воздуха возложена на проверенную годами фильтровальную бумагу немецкой фирмы BINZER, равномерное распределение которой в сочетании с полипропиленовым двухслойным барьерным предочистителем позволяет осуществлять полноценную очистку воздуха по всей поверхности фильтрующей шторы. Полипропилен выполняет две функции: каркаса и предфильтра. В качестве каркаса он увели^ ^ ^ ^ ^ чивает жесткость фильтра и защищает фильтровальную fl бумагу от деформации и механических повреждений. Выщщ сокая герметичность и термостойкость фильтров достигается за счет применения уплотнительных дисков, изготовленных из вспененного полиуретана Этот материал используется в производстве подавляющим большинством западных производителей, потому что он дает идеальное уплотнение при установке в корпус фильтра при любых температурах. что. увы, не подвластно традиционному пластизолевому полимеру. Все эти технологические изменения позволили увеличить рабочий ресурс фильтра на 30% и обеспечить его стабильную работу в любых диапазонах температур ив различных климатических зонах. Масляные фильтры «Цитрон» дают гарантию автовладельцу: не бывать масляному голоданию! Высокое качество очистки обеспечивается за счет усовершенствованной конструкции перепускного и антидренажного клапанов. Корпус фильтра окрашен порошковыми красками, что абсолютно исключает выброс экологически опасных примесей в атмосферу. Это. а также использование при вытяжке корпусов принципиально новой технологии и смазочных материалов, разработанных ведущими НИИ страны, надежно защищает фильтры от коррозии (гарантия 5 лет). Ни одно изделие не выйдет за ворота завода, не пройдя соответствующий контроль качества. Все фильтры проходят как минимум 3 вида испытаний. Констатируем факт: фильтры компании «Цитрон» поддерживают высокие технические параметры, надежно защищают двигатель от всех известных вредных примесей. Техническая мысль на «Цитроне» идет в ногу со временем. Уже закуплено импортное оборудование и проведена подготовка производственных мощностей к выпуску воздушных панельных фильтров для инжекторных двигателей и топливных фильтров для легковых автомобилей с карбюраторным двигателем Есть чем похвалиться цитроновцам ив области дизайна. Их упаковочный материал приближен к мировым стандартам. Логотип завода и знаменитая стилизованная звездочка теперь украшают корпуса и этикетку фильтров. Эти меры преследуют еще одну цель: защитить потребителя от некачественных подделок, которыми наводнен вторичныйрынок запасных частей.т/ r v "ЦИТРОН SSаш>»»проверено временем3 56200 , Ставропольский кр., г. М ихайлов » , ул.Почтовая, 79А тел./факс ( 8 6553 ) 5 - 1 9 - 3 0 , 5-1В-18, 5-21-40 HTTPr'/WWW.TSITRON.RU E-mail:[email protected] Московское представительство: 127644, г. Москва, ул. Лобненская, 14А, тел./факс (095) 486-67-38 ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ Почему мы выбрали именно такие ситуации? Дело в том, что за каждой из них стоит определенная идея. Езда по кругу дает возможность оценить действия ESP в повороте, прощупать «навыки» системы при практически неизменных условиях. Бесконечный поворот постоянного радиуса скучен только на первый взгляд; на самом деле это странный многоугольник, составленный из циклов «занос-разгон-сносторможение скольжением». Пока такое упражнение лучше удается человеку, чем электронике. Вход в поворот и «переставка» - модели типичных ситуаций и ошибок человека за рулем. Давайте мысленно перенесем результаты с полигона на РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ » | Погодные условия: температура -12°С, давление 744 мм рт.обычное шоссе. Предположим - по ст., 1 влажность 40% невниманию, ошибке в расчете или неПокрытие - лед достатку опыта водитель слишком быТорможение 50-0 км/ч, м: стро вошел в поворот. Руль повернут, с АБС 59,3 но автомобиль движется почти прямо. без АБС 56,9 Каковы варианты развития событий? Покрытие -снег 1. Испуганный водитель давит на С АБС 25,9 без АБС 21,4 тормоз. Автомобиль по касательной Покрытие лед уходит в кювет или на встречную поРазгон 0-50 км/ч, с: лосу. Хорошо, если кювет неглубокий, ESP 27,6 а навстречу никого. безЕБР 25,1 (28,1") 2. Водитель резко сбрасывает газ, Погодные условия: температура ~4'С, давление 740 мм рт.ст., провоцируя занос. Дальше все в его рувлажность 80%. ках. Сможет «поймать» машину и наПокрытие укатанный снег щупать нужную траекторию - повезВход а поворот, км/ч: ло. Нет - сорвется в неконтролируемое ESP 38,2 6e3ESP 41,5 вращение или уйдет с дороги в боко«Переставка», S=18 м, км/ч: вом скольжении. ESP 71 3. Поняв, что в поворот «не попасть», безЕБР 68,5 водитель заранее выставляет автомоКруг, 0=80 м, 1=254 м, с: биль боком и втягивает машину в поESP 26,7 26,1 безЕБР 'Без пробуксовки.значена десятком «ворот». Под колесами укатанный снег вперемешку с шероховатым льдом. Задача - проехать три круга за минимальное время. Чуть быстрее, и передние колеса «Жука» скользят наружу. Добавить газу - перейти на больший радиус, сбросить втянуться внутрь. Просто, но только на первый взгляд. Прикатались быстро - результаты стали попадать «один в один». Теперь включаем ESP. Ну что такое: «Жук» отказывается заносить «корму», плохо реагирует на сброс газа, а на любые действия рулем притормаживает то одно, то другое переднее колесо. Конечно, можно ехать и так, но ощущения неважные, да и время не блестящее. Однако разрыв в 2,2% по сравнению с отключенной системой невелик. Четыре-шесть десятых секунды накруг, а кажется - значительно больше. Вот вам и субъективный фактор не верь часам своим?«Жук» на «переставке» под контролем ESP. ворот, полностью используя сцепные качества ведущих колес. Хорошо тому, кто умеет владеть автомобилем в такой ситуации, но давайте начистоту: вы сможете? 4. Автомобиль с ESP. Если превышение скорости невелико, система сумеет удержать машину в пределах полосы движения. Если же нет - автомобиль, по крайней мере, останется контролируемым - даже на обочине. Еще одна ситуация. Ночь, зимняя дорога, снег, местами укатанный до льда. В свете фар - неожиданное препятствие. Тормозить поздно, скорость слишком велика. В последний момент водитель все-таки успевает объехать преграду. Если он увернулся «на пределе», дальше вариант развития событий, скорее всего, один - занос, запоздалая попытка коррекции, еще занос, вращение и... Ну как повезет. Ас, может, и «выдернет» автомобиль из заноса тягой передних колес, но откуда взять ее на пятой передаче? Что произойди!, если автомобиль оборудован ESP? Вернитесь к тесту «переставка» - ответ очевиден. СТАТЬ УМНЕЕ Конечно, ESP не идеал и не панацея от неприятностей на дороге. Но по сравнению с уже привычной для многих АБС ее вмешательство предпочтительнее. П крайней мере, явно не приводит к осложнениям и не ухудшает безопасности машины. Правда, насчет удовольствия от вождения можно поспорить... Нет, ESP не перепишет законы физики и не заменит комплекта хороших шин. И уж подавно она бессильна против излишнего самомнения. Если водитель чересчур уверен в себе, он рано или поздно попадет в ситуацию, которая ему не по зубам. Быть может, тоща ESP даст ему еще один шанс - стать умнее... 1»1IС отключением EPS поведение машины заметно меняется.^№±^вжммт\ гаипJ581/i•J••: