48
49
50
/ТЕСТ «ИЗВОЗЧИКИ»ТЕКСТ/ ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ, АНТОН ЧУЙКИН ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ- Витальич, наклейки-то оторвал? -Какие? - Наши, «зарулевские», с дверей. А то реишт, что в конторе денег на ремонт не дают... Дизель для себя - это на любителя. Дизель для работы - практика, принятая во всем мире. И основная его служба - в такси. Увы, подняв руку в центре Москвы, можно поймать что угодно, только не дизельный таксомотор. Впрочем... Продолжая серию совместных «дизельных» тестов, мы ударились в частный извоз, выехав «побомбитъ» на знакомой вам парочке - ВАЗ-21045 и ГАЗ-310221-600. Тем самым машины поднялись, наконец, до ранга профессионалов, а журналисты опустились до не вполне легальных заработков, да простит нас главный редактор и налоговая инспекция. Аминь. -Ленинский, пятьдесят рублей. - Поехали! - Шеф, тормозни - в обменник забежать. - Нет проблем. Вообще-то, вместо юго-запада столицы мы в это время должны были фонуться ни много ни мало... в Ухту Идее хорошенько проморозить дизели помешали два обстоятельства. Вопервых, на всем досягаемом Севере установилась небывалая для этого времени теплынь: «В Сыктывкаре 7-11 ниже нуля». Во-вторых, подвела техника: «четверка» осталась без мотора. Беспокоивший нас расход масла (ЗР, 2001, № 1) вылился... в капитальный ремонт двигателя. Причина видна на фото, а приключилась неприятность из-за технологического сбоя. Поршень дизеля ВАЗ-341 упрочняют в зоне колец элекфонно-плазменным лучом, после чего режут канавки. На нашем поршне луч «промахнулся»... Цена новизны и неотлаженности метода - замена изношенных блока цилиндров и поршневой фушгы всего на 35-й тысяче. А за отсутствие развитой (точнее, хоть какой-нибудь) сервисной сети мы заплатили двумя неделями ожидания, пока барнаульский завод, честно выполняя гарантийные обязательства,ТАКС0-М0Т0РВО ВСЕМ МИРЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РАБОТЯГИ... ВАЗ-21045: от покупки до «Извозчиков» тротуара», то есть не самым прибыльным методом. Остальное время машины служили все-таки в редакции, но в режиме такси: целый день по столице. Подбиваем бабки (пардон, в такси нахватались): ВАЗ-21045 за 1 километр городского пробега съедает топлива на 57 копеек. Обычная «четверка» в тех же условиях просит 87 копеек на бензин. Для «Волги» получается 72 копейки на солярку и аж 1,16 рубля, если мотор карбюраторный. Экономия на топливе очевидна даже при возросших зимой аппетитах дизелей. Но не стоит забывать, что такие машины дороже: за барнаульский двигатель приходится доплачивать 15-18 тысяч рублей; за авСфийско-нижегородский - держитесь крепче - пока не менее 100 тысяч (цены московские). Простейшая арифметика: дизельные плюсы к цене машины окупаются за 60 тысяч км («Жигули») и за 220 тысяч км («Волга»). Не топливом единым... Если подсчитать все расходы с начала эксплуатации до нынешнего теста, получим, что проехать 1 км на «сорок пятой» стоит 78 копеек, а на дизельной «Волге» вдвое дороже. Знаете, откуда такая разница? Взгляните на сфоку «обслуживание» в бюджетах: фирменный сервис недешев для «волг», а «четверку» мы обслуживаем самостоятельно (отсутствие сервиса все-таки выгодно?).| Пробег, км | Средний расход топлива, л/100 км | Расходы на топливо,руб. | Расходы на обслуживание, | материалы, ремонт, руб. Всего за пробег 33 445 «и, руб. 33445 17,114 686 11 276 25 962Тест «Извозчики»I Пробег, км [ Средний расход топлива, л/100 км | Расходы на топливо, руб. | Расходы на ремонт, руб. Всего за тест, руб. 2581 17,81470 I 710 | 2180ГАЗ-310221: от покупки до «Извозчиков»Пробег, км Средний расход топлива, л/100 км Расходы на топливо,руб. Расходы на обслуживание. материалы, ремонт, руб. Всего за пробег 20 900 км. руб. 20 900!712 3352015132 486Тест «Извозчики»1 Пробег, км | Средний расход топлива, л/100 км 1 Расходы на топливо, руб. J Расходы на ремонт, руб. 1 Всего за тест, руб. 2480 1 9,9 Г 1792 1 105 РМы учли в зафатах даже зимние шины. Скажите, много в вашем городе такси на шипах? Вы встречали машину с шашечками на элекфонном диагностическом стенде? Увы, чтобы хорошо В Ухту мы еще непременно попадем. зарабатывать на извозе, приходится Но пока, в рамках обкатки отремонтисильно экономить на машине. Либо обслуживать ее за чужой счет: видели, рованного двигателя - на промысел! как бросаются к поднятой руке лиму- Таганка, и 1юбыстрее, пожалуйста, я зины с большими фиколорами на носпешу! мерах? - Мадам, как вам дизель? - ???? - Извините... Мысленно повернув ручку таксометра, попытаемся доказать, что дизель хороший работник. Обе машины на отхожем промысле зарабатывали по 2,7 руб./км (учитывая, конечно, холостой пробег). «Калымили» мы совсем немножко - экспериментальным заработкам была посвящена пара увлекательных дней. Признаться, таксисты мы не слишком опытные, работали «от - Командир, в Бибирево! - Не очень спешите? На заправку завернем. - Так у т-тебя дизель? - А что, на слух не видно?! Работа в такси выравнивает ходовые качества самых разных машин. Вот и недостатки дизельной «четверки» растворились в городской толчее. Торопятся-то пассажиры, а не водитель степенной кобылки... Малахольного дизелька вполне достаточно для дрейфаприслал запчасти и командировал специалиста. Кстати, «штрафники» приостановили поставки двигателей на ВАЗ, пока не разобрались с мудреной технологией. Второй дизель, который от «Волги», пока держится молодцом. За отчетный период поменяли только термостат, признав его виновником очень долгого прогрева (напомним, что раньше его путем проследовала помпа - ЗР, 2001, № 1). Остальное - привычные для отечественных автомобилей «мелочи»: замолчал звуковой сигнал, приказал долго жить замок зажигания. Кроме того, регулировали рулевой механизм и ремонтировали подрулевой переключатель. Заводская гарантия спасла наши денежки, а московский сервис - время.1897 [Ч оы i4J*gS5 тб^сервисе•Wb4702НАШ ТЕХНИКАГотовы ли вы приобрести отечественный дизельный автомобиль?по цене аналогичного бензинового на 10% дороже ГПШИ дороже 16% 17% 11%• i mi ' i irll ' l iMllli ' , — — 56%н^1кж ™н81I -в илотном потоке даже с полной нагрузкой. Особенно удается уверенное перемещение в пробках - не фогая педаль газа. Мотор, простой, как школьная парта (слова его консфуктора), при обслуживании позволяет обойтись малыми силами и средствами. Экономия по фавнению с бензиновой машиной очевидна. И только одно мешает назвать наш ВАЗ-341 идеальным таксомотором - выход из строя на первом году службы. Ежели перебирать практически новый двигатель, пусть и по гарантии - таксист помрет с голоду. Комплекс мер, предпринятых Барнаулом, позволяет надеяться, что наш случай останется уникальным... Простим? Настоящее такси - это... Правильно, «Волга»! Универсал - тоже хорошо. Можно посадить аж шестерых пассажиров или, опустошив полбазара, зафузить под крышу «челночные» клетчато-полосатые тюки типа «мечта оккупанта». В общем, емкий автомобиль. И мотор, обрусевший авсфияк, все это безропотно везет - привык уже. А какое удовольствие видеть удивленные глаза брата-бомбилы на бензоколонке! И полный кайф сообщить ему, что кушает машина всего литров восемь-девять... Но каково потом выслушивать оценки умственных способностей того, кто приобрел «баржу», будь она хоть фижды дизельной, за такие деньги. Ежели какой продвинутый таксопарк решит прикупить десяток «шестисотых» «Волг» - запросто может пойти по миру. С ростом выпуска цена, конечно, должна стать более разумной. Подождем? Дизель, по своей сути - самый правильный таксомотор. Только отечественные двигатели под это определение пока не очень подходят. Потому что только один из них дешевый; и только один из них показал себя более-менее надежным. Ну почему эти качества достались разным моторам?! Две недели спустя: - Виталъич, ты чего на оперативку опоздал? Шеф ругается! - Да понимаешь, ехал на работу... -Ну? - Ну, и по привычке «столъничек» срубил. - Ты завязывай, материал-то уже... опубликован! 1»|150 км назад в чистую «кастрюлю» поставили новый фильтрующий элемент... Выброс масла недвусмысленно говорил: с цилиндро-поршневой группой неладно!Канавки на поршне начали разрушаться, и кольца получили большую свободу. На стенке второго цилиндра образовалась выработка глубиной до 0,15 мм. Аналогичная скоро появилась бы в четвертом... Грустный итог замена блока.