42
43
44
46
/БЕЗОПАСНОСТЬMERCEDES-В^кшКТО, КАК И ЗАЧЕМ РАЗБИВАЕТ АВТОМОБИЛИТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИН, МАКСИМ САЧКОВ5/700142алюминиевой «стенки»... Кстати, для не- в их невольной предвзятости. стов го (вернее, конструкции) это уже не первое К тому же производитель испытывает Яркие софиты выхватили из сумрака испытание. только собственные автомобили, так полосатый бетон и блестящий гофр алюпроцессе создания автомобиля мночто сравнить между собой впрямую В миния. Автомобиль на исходной. Начинаего элементы подвергают тестам: разные марки в нестандартных тестах гие ется обратный отсчет... ломают сиденья, рвут ремни, крушат покупатель не сможет. Поэтому не буЕще несколько десятков лет назад вебамперы... Развитие компьютеров поздем задерживаться в заводских лаборадущие фирмы разбивали машины. Так, волило моделировать удары, эконоториях - отправимся в государственные в 1935-м с 30-метрового уступа сбросимить время и деньги, но тем не менее и независимые центры. ли «Ситроен-llCV», с удовлетворенидостоверность виртуальных крэш-тесСам по себе удар очень скоротечен. Авем отметив, что автомобиль после притов непременно проверяют реальными. томобиль свое отработал. К искореженно земления «пригоден для дальнейшего Перед приемочными испытаниями авму кузову спешат эксперты - им предстодвижения (!), если бы не потеря капотомобильные фирмы обязательно разит оценить повреждения, «опросить» мата». В 50-х получила развитие програмбивают прототипы, часто в собственнекены и вынести вердикт - насколько безма крэш-тестов «Мерседеса» под руконых лабораториях, и, лишь убедившись опасна машина. водством Белы Бареньи - ныне его нав должной пассивной безопасности, отСуществуют нормативы, соответстзывают отцом пассивной безопасности. дают их в руки независимых экспертов. вовать которым машина обязана. В ЕвСерьезно занимались ударами в ШтаМетодика ударов, как правило, соответропе автомобиль, прежде чем постутах... Со временем на смену единичствует официальной (об этом ниже), пить в торговую сеть, сдает госэкзамен ным тестам пришли масштабные проа требования иногда даже выше. Кроме по Правилам ЕЭК ООН - проходит граммы, лабораторные испытания того, машины подвергают специальобязательную сертификацию, включаприблизились к реальным условиям. ным испытаниям, не предписанным ющую крэш-тесты. Демократичная Так, сегодня навстречу препятствиям правилами сертификации. Можно, наАмерика верит, что производители учотважно несутся представители третьепример, переворачивать кабриолет, нали требования федеральных стандарго поколения манекенов - точные приезжать (в смысле - врезаться) сзади, тов. Недремлющая общественность в боры в человечьем облике. А в некотосталкивать машины разных весовых калице, например, прессы или страховых рых ранних крэш-тесгах за руль приготегорий. .. и потом использовать резулькомпаний всегда может проверить изворенных машин усаживали... трупы, таты «самодеятельных» крэш-тестов готовителя ив Европе, и в США. «заправленные» яркой жидкостью. как рекламный ход. Дескать, законом Как именно разбивать автомобиль? Машина набирает скорость. Вот бам­предписано, а мы - невзирая! не Ответ знает... статистика. При крэш-тепер уже в считанных сантиметрах от Для потребителя минус подобных тестах моделируют условия типичных НАША СПРАВКАРоссия, присоединившись к Женевскому соглашению, взяла на себя обязательство испытывать автомобили по Правилам ЕЭК ООН. С 2003 года при сертификации новых моделей обязательными будут фронтальный и боковые удары по Правилам 94 и 95 (нынешний единственный - фронтальный удар повторяет американский). Полигон НИЦИАМТ и новый комплекс на АвтоВАЗе уже имеют необходимое оборудование для испытаний по европейской схеме. Следующие поколения российских машин должны будут прокатить «гибридов Ш» по короткой дорожке к алюминиевым сотам. А сегодня эта процедура обязательна для автомобилей, имеющих виды на экспорт в Европу.Рис 1. Схема фронтального удара по американскому федеральному стандарту 208, методикам NHTSA (США) и 0SA (Япония) (скорости см. в табл.1).опасных аварий, чтобы сохранить здоровье возможно большему числу людей. Теоретически можно сделать автомобиль, безопасный на любой скорости; правда, он уже мало будет напоминать транспортное средство. В общем, по подсказке банков данных, в Штатах приняли как обязательный стандарт следующую схему: машина на скорости 30 миль в час под прямым углом врезается в бетонный барьер (рис. 1 и табл. 1). Последний, естественно, не деформируется, так что авария получается куда более тяжелой, чем столкновение со стоящей машиной. Скорее крэш-тест можно приравнять (условно, конечно) к удару лоб в лоб машин равной массы. Примерно такую же скорость предписывают Правила ЕЭК ООН. Но автомобиль врезается не в жесткий бетон, а в деформируемую алюминиевую структуру - она имитирует некую усредненную машину. Столкновение смещенное,или с перекрытием, то есть в преграду «приходит» лишь часть передка - 40% по ширине (рис. 2). Понятно, последствия для водителя куда тяжелее, чем при ударе всей поверхностью. Кстати, бьются именно водительской стороной (то есть в Великобритании, например, правой) - из-за воздействия рулевой колонки и педалей такой удар опаснее. Следом за фронтальными столкновениями правила и нормы охватили боковые. В Европе автомобиль-торпеду имитирует 950-килограммовая тележка с деформируемой передней частью (рис. 3). Ее центральная ось нацелена в так называемую точку R водителя примерно в тазобедренный сустав. Американский стандарт предписывает бить автомобиль более тяжелой (3015 фунтов или 1367 кг) и быстрой тележкой, но под углом 63° (рис. 4). Сотовую алюминиевую структуру на носу снаряда «венчает» бампер, а точка уда-Рис. 2. Схема фронтального удара по Правилу 94 ЕЭК ООН, программе EuroNCAP, американского института IIHS. В Австралии тест «зеркальный»: праворульная машина ударяется о барьер правой же стороной. Рис. 3. Схема бокового удара по Правилу 95 ЕЭК ООН и программе EuroNCAP.По австралийской (NRMA) и японской (0SA) методике машину бьют в правую водительскую - дверь.ТАБЛИЦА 1. ВИДЫ КРЭШ-ТЕСТОВПрограмма испытаний (организация), страна Фронтальный удар: Номер схемы Скорость столкновения, км/ч (миль/ч) Боковой удар: Номер схемы Скорость столкновения, км/ч (миль/ч) Правила 94 и 95 E3K00H 2 50(31) EuroNCAP, Европа; NRMA. Австралия 2 64 (40) Стандарты FMVSS 208 и 214, США 1 48 (30) NHTSA, США IIHS, США 0SA. Япония1 56 (35)2 64 (40)1 55(34)3 50(31)3 50(31)4 54(33,5)4 61 (38)-3 55(34)Рис 4. Схема бокового удара по американскому стандарту 214. Управление NHTSA бьет автомобиль дважды: тележку нацеливают на переднюю и заднюю двери под тем же углом 63°. ТЕХНИКА™яова •«"• ребенка "рослого бедра ^ ЛгВзрослыйРебенокРис S. Европейский «пешеходный тест»: так оценивают возможные повреждения при ударе о бампер и капот.44pa выбирается исходя из размера базы, но близка к европейской. В разбитом автомобиле оценивают, как сместился руль, какое сохранилось жизненное пространство, насколько легко открываются двери, но главной «линейкой» служат манекены - кстати, разные для фронтальных и боковых ударов (нынешнее племя зовут «Гибрид Ш» и «Евросид I»). «Куклы» на передних сиденьях расскажут, какие ускоре_и фронтальный удар «Пежо-206». Оценки ния испытали, отметят места контактов четыре звезды за стойкость в крэш-тестах с деталями интерьера, «пожалуются» и две звезды за дружелюбие к пешеходам. на травмы ног или головы, повреждения ребер... Вывод, насколько жив и стное человеколюбие: безопасность цел экипаж, сделают по хитрой методе давно работает на рекламу! Ведь респециалисты, и если автомобиль достазультаты именно этих, независимых источно безопасен, ему выпишут путевку пытаний становятся достоянием широв жизнь. Автосалоны распахивают двекой общественности. ри... Заглянем? Программу EuroNCAP проводят в жизнь несколько организаций-учредиПервые автомобили поступают в протелей, в числе которых Международдажу. Но что это? Купленную сразу маная шину доставляют на полигон. Вновь перед автомобильная федерация (FIA), германский клуб АДАЦ (ADAC) и новой моделью полоса разгона, а в конце другие. Ту же методику использует в ярко освещенный эшафот... В роли «палачей» обычно выступают австралийской программе ANCAP независимые организации, действуюгруппа NRMA, ведущая в том числе щие в рамках программ оценки новых страховой бизнес. автомобилей (например, EuroNCAP По сравнению с Правилами ЕЭК European New Car Assessment ООН здесь выше скорость столкновеProgram). Они поднимают планку чуть ния при фронтальном ударе. Кроме товыше, чем того требуют правила сертиго, есть специальный «пешеходный фикации. По результатам подобных тест»: на 40 км/ч автомобиль сбивает проверок судят о некоем запасе безоманекен (рис. 5). Это, конечно, не совпасности, или, если хотите, добросовесем «крэш», ибо машина страдает нестности производителя: один автомосильно... но вспомним классиков: «Пебиль выполняет лишь официально пришеходы - это большая и лучшая часть нятые нормы, другой спроектирован человечества»! Чтобы она таковой и осстоль тщательно, что предоставляет доталась, передок машины стараются сдеполнительные 10 км/ч жизни. Не стоит, лать относительно безопасным и... правда, приписывать фирмам бескоры- «мягким».Рис. 6. «Столбовой тест» по программе EuroNCAP. В качестве столба или, например, дерева выступает металлический цилиндр.Совсем недавно введен еще четвертый - «столбовой тест», который показывает, прежде всего, насколько автомобиль бережет голову хозяина. Машину водружают на тележку, которая со скоростью 29 км/ч отправляется навстречу опасности (рис. 6). Американская организация, которая в том числе проводит крэш-тесты новых автомобилей в рамках программы US-NCAP, - Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA). Здесь методика тоже жестче официальной: при фронтальном ударе скорость выше на 5 миль/ч, а в бок автомобиля бьют... в два раза больше тележек. Таким образом, и манекен-водитель, и задний пассажир по очереди получают свое. Собственные тесты организует DHS институт, проводящий исследования в области безопасности для страховых компаний. Кроме фронтального удара, повторяющего европейские, институт проводит тесты со столбом, сталкивает по две машины, расчетом определяет эффективность защиты головы, но главный тест, на основании которого составляют рейтинги, - лобовой. Японцы следуют методике Национального управления автомобильной безопасности (OSA), состоящей из американского фронтального крэш-теста, европейского бокового и собственной скорости столкновений. Фронтальный удар по европейской ме тодике в исполнен» Ооедлл-—- -«Мерседес» сначала разбивают на компьютере.чек»). Иногда за разные виды тестов выставляют общий балл, иногда их оценивают отдельно. В целом количество звезд соответствует степени защиты от серьезных, в том числе смертельных травм. С помощью «звездочек» автомобили проще расставить по ранжиру. Собственно, их часто и испытывают группами, сравнивая одноклассников (табл. 2). Это, кстати, очень важно машины неодинаковых весовых категорий сопоставлять некорректно. Рейтинги разных организаций могут отличаться, хотя, например, «прима», получившая пять звезд (а это три крэш-теста, включая «столбовой») по европейской шкале, вряд ли провалится в Америке. В системе оценок - не только звезды, но и отметки вроде школьных. Так, в одиночных тестах машина заслуживает «хорошо», или «допустимо», или «на пределе». Подобным образом оценивают степень риска или серьезность вероятных травм. Возможно, самую интересную оценку ставит институт IMS. Касается она лишь неопасных для жизни ДТП. В тесте автомобиль бьют (или, вернее, тюНазванными организациями перекают с5 миль в час) бамперами в разТАБЛИЦА 2. ОЦЕНКИ АВТОМОБИЛЕЙ чень «автомобильных палачей» не исличные препятствия, после чего подПО ПРОГРАММЕ EuroNCAP черпывается, но они, пожалуй, наибосчитывают стоимость ремонта. ПолуРейтинг по Рейтинг по лее авторитетны, а их методики - обчается очень наглядный удар рублем... результатам результатам Модель фронтального «пешеходного щеприняты. Чтобы донести до потрето есть долларом. и боковых теста» Бетонный куб, стальной цилиндр, бителей душераздирающие результаударов (шах - * * * * ) ты крэш-тестов, их чаще всего облекаалюминиевые соты готовы к приему сле(max- *«*»«) Малый класс. 1999 год ют в форму рейтингов. Пусть не слишдующих испытуемых. Здесь жизнь авто"Мврседес-БенцА» ком строга система баллов... но что мобиля принесут в жертву... чтобы сбе«Ниссан-Алмера речь жизнь человека. l»l может быть доступнее? 1,4 GX» Крэш-тесты позади. За спасение экипаВ американских тестах NHTSA «Форд-Торус» за«Опель-Астра 1,6i» жа автомобили награждают звездами. работал пять звезд во фронтальном ударе (риск «Фольксваген-Нью Битл» Или это искры из глаз многострадальных серьезных травм водителя и пассажира не пре«Форд-Фокус 1,6» вышает 10 %) и три - в боковом (риск - до 20 %). манекенов? Средний класс. 1998 год Сухие цифры отчетов ни о чем не «Ауди-Аб» скажут неподготовленному человеку. БМВ 5-й серии Поэтому предназначенные для широ«Мерседес-Бенц Е-класс» кой публики оценки машин пересчи»Вольво-Б70» тывают и представляют в виде однойПримечание. Между собой сравнивать корректно только пяти звезд (снабжая ценнейшим комавтомобили одного класса. ментарием: «лучше всего - пять звездо-