I ТЕХНИКАКРУИЗ В ЛУЧАХ КСЕНОНАТЕКСТ / МИХАИЛ гзовский/СЛОВА, СЛОВА...ИНЕРТНАЯ МОДА Несколько лет назад на наших дорогах появились дорогие иномарки, чей диковинный лунно-голубой свет фар распугивал зазевавшихся в левом ряду «чайников». Тоща-то возникла мода на «ксенон», и в магазинах появились галогенные лампы (например, для «жигулей») с колбой, окрашивающей световой пучок в голубой цвет. Однако не стоит заниматься самообманом: «ксеноновые» самозванцы никакого отношения к мощной светотехнике дорогих автомобилей не имеют. Называться ксеноновыми имеют право лишь настоящие газоразрядные лампы, в колбе которых светится дуговой разряд между электродами, помещенными в инертную среду - газ ксеШтатная ксеноновая фара «Ауди-А8»: при переключении с ближнего света на дальний электромотор смещает лампу относительно отражателя.Обычные фары «Спринтера» и ксеноновые «лротивотуманки»: почувствуйте разницу!экран, отсекающий «лишнюю» часть светового пучка; иногда перемещается сама лампа. Ну и уж совсем технически изысканный вариант: бортовой компьютер изменяет направление и интенсивность света в зависимости от загруженности машины, ее скорости и других факторов.нон. Световая отдача таких ламп достигает 80 лм/Вт, что в несколько раз больше обычных нитевых «галогенок», они не перегорают и не боятся вибраций. Но чудес не бывает, и минус у ксеноновой светотехники тоже есть - она на порядок дороже обычной, поскольку самой газоразрядной лампой дело не ограничивается. Для ее работы необходимо ионизировать инертный газ, для чего особые преобразователи создают импульс напряжения 28 кВ, а поддерживает разряд переменный ток частотой 300 Гц и напряжением 330 В! Большая проблема - избежать ослепления водителей встречных машин. Например, в корпусе устанавливаютКак видите, с обычной галогенной лампой все гораздо проще... и дешевле, что и вызвало к жизни «псевдоксенон». Кстати говоря, всякие цветные колпачки и светофильтры лишь ослабляют и искажают световой поток и не допущены к применению на автомобилях!КОНТРОЛЬ КРУИЗУ НЕ ПОМЕХА Обладая быстрой машиной, трудно беспрекословно следовать букве закона и хотя бы изредка, невольно не нарушать скоростной режим. Хорошо в Германии с ее знаменитыми автобанами «гонщикам» есть где отвести душу. А как быть американцам с максимально допустимыми на их бескрайних просторах 65 милями в час и неистребимой тягой к комфорту? Ответ был найден уже давно, когда Управление круиз-контролем зачастую появились автомобили с так называевынесено на подрулевой рычаг.мым круиз-контролем (Cruise Control контроль за движением). Действительно, к чему напрягаться во время основательного марш-броска, часами держа ногу на педали газа, то и дело поглядывать на спидометр, опасаясь нарваться на полицейскую «засаду»? Ведь все это может сделать за вас техника! Первоначально круиз-контроль представлял собой достаточно примитивное вакуумно-механическое устройство, исправно работающее лишь на дорогах, проложенных по равнинной местности. С развитием электроники возможности инженеров существенно расширились и круиз-контроли стали «умнеть» на глазах. «Мерседес», например, представил на последней модификации S-класса «интеллектуальный» его вариант - «Дистроник». Он не только поддерживает заданную скорость, но и радаром «сканирует» пространство на 150 м. Стоит идущему впереди автомобилю сбавить скорость, как «Дистроник» сбросит темп, а при необходимости и притормозит. Как только «помеха» исчезнет из поля зрения радара, «Мерседес» вновь наберет первоначально заданную скорость. На дисплее водитель видит реальную дистанцию до «ведущего». Сегодня круиз-контроль, пусть не такой сложный, как «Дистроник», можно встретить на многих иномарках. Случится сесть за руль, имейте в виду, что в простейшем варианте схема управления выглядит так: нажатием рычажка фиксируют скорость, а последующим перемещением прибавляют или сбрасывают примерно по 1 км/ч. Отключается круиз-контроль, когда водитель касается педалей. После ускорения можно вернуться к прежнему режиму, отпустив газ. 1»1