90
91
КОМПАНИИ И РЫНКИ IСЛЕПИТЬ ВСЕГДА!ПОХОЖЕ, ПОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ ПРОДАЮТ ЛАМПЫ ГОЛОВНОГО СВЕТАПоложение основных контрольных точек экрана на перспективном изображении дороги. Главными контрольными точками являются: B50L соответствующая положению глаз водителя встречного автомобиля, и Н - точка горизонта./ЭКСПЕРТИЗАТ КТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ ЕСПерегорела лампа фары? Нет проблем: выбирай «всепогодные», «гоночные», «супермощные» и т. д. А нормальные есть? Те, что и дорогу хорошо освещают, и встречных не слепят? Попробуем разобраться. Объяснять, что в автомобиле свет бывает ближним и дальним, никому не надо. Последний хорош для езды по пустынной дороге, когда чем дальше I.Tungsram. Н4.12V. 130/90WШтрих код I 69 Цена / $0 руб .видно, тем лучше. Благодать заканчивается с появлением встречного автомобиля. Разъезд при безжалостно бьющих в лицо лучах опасен - вместо дороги глаза видят лишь яркие сполохи. Да и едущему впереди водителю слепящие зайчики в зеркалах заднего вида вряд ли понравятся. Вот и приходится переходить на ближний, куда более демократичный свет. В России для него принята асимметричная система «Европейский луч». Световой пучок «обрезан» по высоте специальным экраном под нитью накала. При этом глаза встречного водителя остаются выше светотеневой границы, в тени - в них попадает лишь отраженный, неяркий свет (см. рисунок). Зато ничто не мешает подсветить свою полосу -асимметричные фары «пробивают» правую сторону дороги и обочину на тридцать процентов дальше левой. На современных загруженных магистралях приходится ездить преимущественно с ближним светом. Поэтому все основные характеристики освещения связаны именно с ним. И многое зависит от источника - лампы. Самый раогространенный сегодня тип - двухнитевая галогенная Н4 (см. ЗР, 2001, № 5, 6). О таких и пойдет речь. Несмотря на кажущуюся простоту, лампа - изделие сложное. Так, при сертификации образца цоколь проверяют по двадцати параметрам, а колбу с «начинкой» - по двадцати трем. Но потребителю важно другое. Он должен быть уверен, что купленная в магазине 7. Narva. H4.12V. 60/55W.Штрих код / Ю Цена / 23 руб .3. Osram. Н4.12V. 60/55W. НВ-2. GermanyШтрих-код / Ю Цена / Sl^ р уб .5. Philips. H4.12V.60/55Wallweather (всепогодная • прим ред.).UV Block*. GermanyШтрих-код / 87 Цена , "З р\ б.6. Philips. H4.12V.2. Tungsram. H4.12V.60/55W.ШТРИХ-КОД / (1°4. Osram. H4.12V.60/55W. GermanyШтрих-код Ю Цена / 61 руб .130/100W. Rally. Don I use in Europe (не применять в странах Европы прим.8. Narva. H4.12V. 130/90W.Штрих-код / 40 Цена / 40 р\ о.Цена / 26 ухо.ред) UV Block. Germany Цена I 270 (!) р\ 6.щ• тшяв* 1 *>^ri*f-**Ьыь* UV Block (STOP) - стекло колбы из специального материала, не пропускающего ультрафиолетовые лучи. Это требование внесено в Евростандарт (Правила ЕЖ ООН ЛЬ 37) в 2000 г. По внешнему виду лампы не отличаются от обычных. Необходимы лишь в (рарах с пластиковым рассеивателем - последний пропускает ультрафиолетовое излучение. 9Teslamp.H4.12V.60/55W. сделано в Чехии. всепогодная. UV STOPШтрих-код / 85 Цена / 80 р\ б,10. General Light. Н4.12V. 130/90W.Цена : 2т 1р ) б .11. General Light. Н4.12V. 60/55W. Цена 20 р\ б.12. Super Light. Н4.12V. 100/90W. Цена 20 руб.aflg^ rf^.нмоввиюгеишр ГгТиТ:1;7.^ЯвШМSOPERis&tffiSrцант^ П ВШ ГСмвввШрашенные в желтый цвет и обозначенные как «всепогодные» вряд ли улучшат видимость в тумане, при снегопаде или в дождь - здесь главную роль играет не цвет, а специальное светораспределение. В основных фарах головного света, в отличие от противотуманных, оно не предусмотрено. Лампы, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, на большинстве российских автомобилей не нужны, так как эту функцию выполняет стеклянный рассеиватель самой фары. Так стоит ли переплачивать? Теперь давайте посчитаем, где и как нас обманули. Совершенно ясно, что нам всучили явную подделку - фирмы «Тунгсрам» и «Нарва» известны высоким качеством продукции и выпустить такой низкопробный товар просто не могли. Более того, в большинстве случаев нам продали бракованные изделия. Напомним: мощность у четырех ламп много ниже заявленной. Воистину, семь раз отмерь... И это при покупке всего лишь лампочки. А если помножить эту цифру на общее количество запчастей, то Остап Бендер с его (их не сто! - прим. ред.) сравнительно честными способами отъема денег покажется жалким дилетантом. 1»1лампа будет светить «как надо» и обеспечит ему комфортную и безопасную езду. Для этого она обязана соответствовать эталону, предписанному Правилами ЕЭК ООН № 20. Вот мы и решили это проверить, приобретя в магазинах Москвы и протестировав двенадцать образцов ламп разных производителей. Сведения об участниках - по тексту на упаковках и данным, указанным на цоколе. Световые характеристики лампы оценивались в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 20 (применительно к фарам с лампой Н4) по освещенности, создаваемой фарой типа 8702.3711 автомобиля ГАЗ-3102, в главных контрольных точках B50L, Н, 75R и 50R экрана (см. рисунок), а также по максимальной освещенности и освещенности в точке Нв режиме дальнего света. При измерениях была использована методика НИИАЭ. На лампу подавалось напряжение 133 В, одновременно регистрировалась мощность, потребляемая каждой нитью, геометрические параметры тела накала оценивались по качеству светотеневой границы. Итоги (см. табл.) весьма неутешительны. Экзамен выдержали лишь четыре участника экспертизы под номерами 3, 4, 5 и 9. Все остальные с треском провалились по причине несоответствия геометрических параметров конструкции, несовершенной технологии изготовления отдельных элементов и самой сборки, низкого качества примененных материалов. Конкретно это выразилось в следующем. Фактическая мощность «Тунгсрам» 130/90W примерно 60/50W, нить ближнего света расфокусирована на 5 мм; «Тунгсрам» 60/55W: колба помутнела и покосилась - она сделана не из кварцевого жаропрочного стекла; «Нарва» 60/55W: разрыв в цепи ближнего света;фактическая мощность «Нарвы» 130/90W составляет примерно 54/54W, колба негерметична - помутнела через несколько минут после подачи напряжения; фактическая мощность «Дженерал лайт» 130/90W приблизительно 60/60W, колба почти мгновенно помутнела; «Дженерал лайт» 60/55W: помутнела колба, из-за несоответствия геометрических параметров сильно размыта светотеневая граница; фактическая мощность «Супер лайт» 100/90W составила 80/60W, из-за несоответствия экрана ближнего света Правилам ЕЭК ООН № 37 светотеневая граница плохая. Скорее всего, последние три лампы изготовлены в одной из арабских стран для внутреннего рынка и не соответствуют Европейскому стандарту. А вот лампа «Филипс» 130/100W хоть и сделана на совесть, но предназначена для автоспорта (на ней надпись - Rally) и не годится на европейских дорогах общего пользования. Все это указано на цоколе, но понятно лишь тем, кто знает английский. Теперь о некоторых особенностях взятых на экспертизу ламп. Слегка ок-СВЕТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАМПНорны освещенности Е по Правилам ЕЭК ООН № 20, лк Ближний свет BS0L 75R 50R Н <04 >12.0 >12Л <0.7 12,4 14,4 0,98 0,59 светотеневая граница неудовлетворительна 16,0 27,6 0,94 0,6 16.5 25,5 1.0 0,56 16,4 26,8 0,94 0,6 2,4 31.0 46,6 4,0 нет электрического контакта светотеневая граница неудовлетворительна 0,66 19,4 27,4 1,2 1,94 0,8 0,76 1,0 светотеневая граница неудовлетворительна 3.2 8,4 1,2 0,6 Дальний свет Emax >48,0НЛампа Tungsram 60755W Tungsram 130/90W Osram 60/55W НВ2 Osram 60/55W Philips 60/55W Philips 130/100W Narva 60/55W Narva 130/90W TeslamD 60/55W General Liqht 130/90W General Light 60/55W Super Light 100/90W92,8 114,4 97,4 178,0-96,0 106.2 124.4 111,0 220,03,669,0-8.386.6-43,6-84,0-Превышение освещенности в точках B50L иН отчасти объясняется качеством отечественного рассвивателя. Он - словн сбитой мушкой: кучность высокая, но вся в «молоке'. Это подтверждает и ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. безопасности к техническому состоянию и методы проверки*. Согласно последнему при регулировке фары освещенность в допускается U12 лк. а в точке B50L $05 пк.