192
СВОИМИ СИЛАМИ/ОБОРУДОВАНИЕ/ К НИЖНАЯ ПОЛКАОТ «ОКИ»ДО «УРАЛА»ОЦЕНИТ ТОРМОЗА УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНДТЕКСТ / ПЕТР ТОРИЧНЫЙ«САМАРА»ПО КОСТОЧКАМТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВВ январском номере журнала мы упоминали об универсальном стенде завода ГАРО, на котором можно проверить тормоза большинства эксплуатируемых в стране автомобилей, как легковых, так и грузовых. Такой стенд пригодится автохозяйствам со смешанным парком машин и, разумеется, пунктам инструментального контроля, при мысли о которых у нерадивого автовладельца пропадает аппетит. Новейшая разработка ГАРО (совместно с германскими специалистами фирмы Cartec) универсальный компьютерный стенд для контроля тормозных систем легковых и грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов СТС 10У-СП, полностью отвечающий требованиям ГОСТ 25478-91. В составе стенда - компьютер Р-Н-400, 15-дюймовый монитор и лазерный принтер. На стенде можно проверить тормоза автомобилей с нагрузкой на ось до 10 000 кгс. Диаметр колес, с которыми могут нормально работать ролики стенда, от 520 до 1300 мм. Ширина колеи «испытуемого» - от 800 до 2800 мм. Коэффициент сцепления шин с роликами в сухом состоянии 0,9, в мокром - 0,7. Ролики весьма долговечные, со стальной наваркой (специальной поверхностью), рассчитанной для обычных и шипованных шин. Начальная скорость вращения роликов имитирует качение колеса со скоростью 2,65,2 км/ч. При «блокировании» колес привод роликов автоматически отключается. Это предотвращает износ роликов и колес автомобиля. Нагрузку на каждое проверяемое колесо вплоть до 5000 кгс регистрируют весы стенда.Контролируется и усилие на «тормозной педали» - до 100 кгс. Тормозная сила колеса, определяемая на стенде, - от 0 до 600 кгс для легковых автомобилей, от 0 до 3000 кгс для всех остальных. Кстати, стенд способен определять не только среднее значение тормозной силы на каждом колесе, но и ее изменение за один оборот, вычислив так называемый коэффициент эллипсности. Если он больше 0,5, зто говорит о значительных изменениях тормозной силы в пределах одного оборота колеса и мобилизует владельца на поиск причин. Они бывают разные. Например, некруглость (эллипсность) тормозного барабана изза неравномерного износа, коробления, механического повреждения. Или биение тормозного диска. Или различная его толщина по окружности. Или... биение самих колес, неравномерный износ шин... И так далее, включая неумелые действия самого водителя, давящего на педаль с переменной силой (переволновался на ПИКе, бедняга!). Кстати - это многим автовладельцам невдомек! - при проверке тормозов на таком стенде отдельные ошибки самого водителя, как и попытки в чем-то схитрить, могут обернуться неприятными недоразумениями. Например, при оценке равномерности тормозных сил не следует нажимать на педаль тормоза слишком быстро. Несинхронность срабатывания механизмов может резко ухудшить измеряемые показатели. Вместе с тем, время срабатывания механизмов играет важную роль при экстренном торможении. Стенд измеряет и его. Тут водитель не должен совершить другую ошибку, нажав на педаль слишком плавно. (Не удивляйтесь: среди автолюбителей встречаются и не в меру «бережливые»!) Для водителя автопоезда всего изложенного выше мало. Чтобы при торможении не возникало опасных ситуаций вроде «складывания», должны срабатывать синхронно тормозные приводы «звеньев» поезда. Стенд позволяет быстро и объективно оценить и этот параметр. За рабочую смену (8 часов) стенд СТС 10УСП способен «проэкзаменовать» до 40 различных автотранспортных средств. 1*МНаверное, каждый начинающий автолюбитель при ремонте натыкался на «подкапотные камни». Вроде все просто: вот - неисправная деталь, вот - новая, инструмент под рукой, а руки на месте... «Вдруг» оказывается, что все надо было делать не так: начинать совсем не с тех гаек, да и «хитрого» ключа в комплекте нет, а вот эти болты теперь придется менять и поврежденную прокладку тоже. В лучшем случае вместо пары часов ремонт растянется на полдня, в худшем - придется идти в магазин за незапланированными покупками. Была бы под руками тренировочная машина (чужая, конечно...). Есть такие машины! В техцентре «За рулем» их уже разобрали до винтика. Третья книга издательства «За рулем» из серии «Своими силами» (владельцы «москвичей» и «десяток» уже оценили подобные издания) посвящена «самарам». Под одной обложкой - три основные модели: «восьмерка», «девятка», «девяносто девятая» с карбюраторными и впрысковыми двигателями, с «высокой» и «низкой» приборными панелями. В каждой главе - краткое описание узлов и агрегатов, алгоритм поиска неисправностей, подробный «путеводитель» по всем ремонтным работам с цветными фотографиями на каждую операцию. В «довесок» - рисунки соединений систем управления с различными контроллерами, схемы электрооборудования, иллюстрированный список необходимого специнструмента. С таким руководством можно безбоязненно браться за обслуживание и ремонт. Удачи! Книгу можно приобрести в магазинах Торгового дома «За рулем» в Москве: ул. Бакунинская, 72. Тел. (095) 267-64-93 (м. «Бауманская», тр. 22,25, ост. «Балакиревский переулок»); ул. Долгоруковская, 36. Тел. (095) 973-14-00 (м. «Новослободская», по улице к центру); ул. Краснопрудная, 30. Тел.(095) 264-92-94, 264-65-92 (м. «Красносельская»); оптом: тел. (095) 207-23-82,267-64-93; факс (095) 737-43-07,269-57-98.