50
51
52
ТЕХНИКАДЕШЕВЛЕ - Б ЛИЖЕКНАРОДУ !ТЕКСТ / СЕРГЕИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ •ОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ, КБ СПЕЦАВТОМОБИЛЕЙ АВТОВАЗ<Ж>Полноприводный универсал ВАЗ-21116 4x4, разработанный на ВАЗе в КБ специальных автомобилей, воспринимался логичным продолжением самой мощной «десятки» - «сто шестой». Тот прототип явно относился к модной ныне за рубежом категории автомобилей для активного отдыха (ЗР, 2000, № 4). Мощный 150-сильный двигатель, увеличенный на 20 мм дорожный просвет, подключаемый через вискомуфту задний мост, гидроусилитель руля, подвеска собственной разработки сделали свое дело полноприводный универсал оказался весьма гармоничным транспортным средством, причем не только на асфальте, но и вне его.шало одно - цена 17 000 у. е. Это чувствовалось и по менявшимся голосам читателей, желавших узнать о диковинной машине поподробнее. Естественно, ни о каком серийном выпуске нельзя было даже помыслить. Спустя год мы вновь на ВАЗе: перед нами теперь уже два полноприводных универсала на базе «одиннадцатой». Один хорошо знаком - это все тот же ВАЗ-21116 (на верхнем фото справа), а вот другой, еще пахнущий краской, - максимально удешевленная версия столь понравившегося полноприводника, который, соглас-но техзаданию, должен уложиться в 7500-8500 у. е. Согласитесь, для полноприводного автомобиля, пусть и отечественного, цена более чем привлекательная. Внешне универсал ВАЗ-21113-04 4x4 почти не отличается от переднеприводных собратьев: увеличенный на 10 мм дорожный просвет, раздавшаяся колея, подрезанные арки колес вот, пожалуй, и все. Под капотом обычный с виду «десятый» восьмиклапанник, и только присмотревшись повнимательнее, можно выделить высокий блок цилиндров, поз-П9/2110150омнится, тогда «одиннадцатая» уверенно передвигалась по проселкам, преодолевая рыхлый песок, снежные переметы, затяжные скользкие подъемы. В то же время на асфальтовых трассах автомобиль демонстрировал хороший комфорт, отлично держал дорогу, а понравившийся поворот позволял пройти не только быстро, но и эффектно. Стать горячим поклонником машины ме воляющий увеличить объем до 1,8 л. Гидроусилителя руля, увы, нет - пришлось пока отказаться из-за жесткого бюджета. В перспективе - адаптация электроусилителя от ВАЗ-2123. Поворот ключа зажигания - и салон машины наполняется неожиданно сочным звуком выпускной системы. На мой немой вопрос Вадим Классен, ведущий конструктор проекта, разводит руками: дескать, в бюро сильны спортивные традиции, отсюда и любовь к «свободному» выпуску. Что же, простим «одиннадцатой» маленькие окологоночные шалости, ведь пока это просто ходовой образец. А вот вибрации силового агрегата, приходящие на кузов машины, - это уже недостаток. Оказывается, передний подрамник, на котором укреплены мотор с коробкой передач, еще не окончательно доработан с точки зрения виброакустики. С места автомобиль трогается легко и привычно, лишь тугая педаль сцепления да более «строгий» механизм управления коробкой передач напоминают о необычности конструкции. Возможности двигателя под стать привычной внешности. Он чуть «моментнее» привычного полуторалитрового восьмиклапанника и заметно резвее «на верхах». В остальном - полное единодушие с хорошознакомым читателям мотором: удобные, стабильные отклики с небольшим «подхватом» после 3500 об/мин, позволяющие легко разгонять «одиннадцатую» до 150-160 км/ч. Конечно, это далеко не «опелевский» 150сильный мотор. Здесь все спокойнее, размереннее, приземленнее. По мере знакомства с автомобилем проявились и особенности полноприводной конструкции. Новинка явно лучше держит дорогу, увереннее ведет себя в быстрых поворотах. При этом характер управляемости близок к переднеприводному - по достижении пределов машина плавно выскальзывает наружу от намеченной траектории. Очень быстро замечаешь, как изменилась работа подвесок. Плотные ив то же время довольно комфортные, они прекрасно справляются с пологими волнами, мелкими неровностями и даже внушительными колдобинами. Уменьшились крены кузова и боковая раскачка, но при этом универсал не стал этаким спортсменом-качком, норовящим поиграть мускулами при каждом удобном случае, - это по-прежнему весьма комфортный автомобиль. Оказывается, проведя целый комплекс работ, заметно увеличили жесткость кузова на кручение, подобрали вертикальные и угловые жесткости подвесок, что, конечно же, не замедлило сказаться на поведении мапги-Мы, наконец, официально познакомились с новым рулевым механизмом для «десятки». Эта разработка фирмы ZF изначально предназначалась для всего семейства, однако запоздала. Рейка с переменным передаточным отношением позволяет снизить усилия при парковке и немного ограничить предельные углы поворота управляемых колес, дабы они не задевали за брызговик. Естественно, увеличение передаточного отношения на 20-25% при больших углах отклонения руля повлекло за собой не только снижение чувствительности автомобиля, но и увеличение числа оборотов руля от упора до упора. Как вы понимаете, это не улучшило управляемость «десятки», которую без того постоянно упрекают в отсутствии четких и понятных взаимосвязей. Мнение ВАЗа - потребитель привыкнет, дескать, все необходимые испытания проведены. Нам же показалось, что под «десятое» семейство подложена очередная мина замедленного действия, которая вынудит владельцев, не понимающих, что же происходит с машиной, бежать в магазины запчастей за проверенным и логичным рулевым механизмом от «восьмерки». А пока новую рейку уже ставят на конвейере. ны. Увы, как только автомобиль, что называется, поехал, остро дало себя знать отсутствие усилителя руля. При небольших отклонениях баранки к ее тяжести еще адаптируешься, а вот в крутых поворотах и при парковке приходится изрядно потрудиться. Но вот асфальт закончился, и передо мной обычный проселок, изрядно ТЕХНИКАДвигатель. ВАЗ-21084; 8 клапанов; 1.8 л; 95 л. с. при 5400 об/мин; 150 Ни при 3200 об/мин.Трансмиссия. Коробка передач на 6азе 2110 с усиленными синхронизаторами и вторичным валом, а также с измененными картером сцепления и корпусом дифференциала.Двухступенчатый повышающий редуктор привода заднего моста с милиндрическои и конической парами. Его задачей является отбор мощности с корпуса дифференциала переднего моста под углом 90°.Вискомуфта. Основной элемент, обеспечивающий подключение заднего моста. Производитель - фирма GKN. На сегодняэтоединственная и самая дорогая импортная деталь."ЛЗадний мост. С небольшой доработкой выполнен из картера редуктора переднего моста ВАЗ-2121. Задняя подвеска - многорычажная с подрамником, эластично закрепляемым на кузове.Передний подрамник, на который крепятся не только элементы подвески, Задний кулак оригинальной конструкции. но и двигатель с коробкой передач.мСтупичный узел. Усиленный передний кулак, применяемый для ВАЗ-21106.поврежденный весенней распутицей. Честно говоря, психологически довольно трудно сразу ухнуть в это месиво. Но жажда познания сильнее, и мы с универсалом ныряем в огромную лужу. Шины Л-5 буксуют, брызгая грязью во все стороны, но автомобиль-то едет в нужном направлении! Вот затяжной подъем: первая передача, газ - и мы вновь без проблем преодолеваем препятствие. Именно в грязи удается почувствовать работу трансмиссии. Она рассчитана таким образом, что на заднюю ось машины приходит лишь20% крутящего момента. Отсюда и переднеприводный характер поведения (в занос этот универсал сорвать очень сложно), и довольно легкое буксование: ведь основная ведущая ось все же передняя. Постепенно добираюсь до тяжелых грунтов в виде раскисшего песка. Здесь уже очень остро не хватает крутящего момента и демультипликатора - пробиваясь вперед, приходится много работать газом и сцеплением. Первое впечатление - очень даже неплохо. Если устранить повышенный шум и вибрации, снизить усилиена рулевом колесе и при этом остаться в рамках ценовой программы, ВАЗ-21113 наверняка не будет обделен спросом в России. Ну, а если учесть, что, меняя характеристику вискомуфты, можно довольно серьезно влиять на поведение автомобиля, а среди разработок есть еще и блокировки межколесных дифференциалов, и задний стабилизатор поперечной устойчивости, и 120сильный двигатель - беремся утверждать, что у этой концепции автомобиля есть будущее. Единственное, от чего предостерегают разработчики: новый универсал - не вседорожник, он просто расширяет возможности обычного легкового авто. 1»1 Если у читателей сложилось впечатление, что все это можно проделать практически на «стандартном» кузове, оно ошибочно. Вот примерные объемы изменений: доработка тоннеля для прохода карданного вала привода заднего моста, промежуточных опор, вискомуфты и системы выпуска; установка втулок переднего и заднего подрамников; доработка ниши запасного колеса; введение усилителей для увеличения жесткости на кручение; доработка проемов арок задних колес для увеличения колеи и возможности установки шин 185/65R14; 195/55R15; новая подштамповка переднего крыла с увеличенным проемом арки.