194
СВОИМИ СИЛАМИ /НЕПЕРЕПУТАЙтюнинга вскоре нашли мелкосерийное воплощение в моторном цехе ОПП ВАЗа: в 1996 году там стали выпускать двигатель ВАЗ-2130. Его основное отличие от базового «двести тринадцатого» - увеличение хода поршня почти на 4 мм, что достигнуто благодаря новому коленвалу с большим радиусом кривошипа и более высокому (на 1,4 мм) блоку цилиндров. Высоту блока измеряют, как показано на фото: она равна расстоянию между плоскостями разъемов с головкой блока ис крышками коренных подшипников коленвала. Изменять фазы газораспределения не стали, поэтому распредвал не отличается от обычного, который ставят на крупносерийные моторы «1700». Но головка блока, разумеется, своя, с увеличенным объемом камер сгорания - иначе бы степень сжатия недопустимо возросла. И поскольку длина цепи ГРМ осталась прежней, на высоком блоке применили «ноль третий» башмак натяжителя - он поменьше «двести тринадцатого» (см. ЗР, 1998, № 9, с. 222), а заодно и «ноль третий» успокоитель - то есть металлический вместо пластмассового. А вот три прокладки под распределитель завод ставит зря (видимо, «по инерции»): ведь блоку 2130, подросшему до г~т » v? т~—СЕКРЕТЫБОЛЬШИХ ГОРШКОВКАК РАСПОЗНАТЬ ДЕТАЛИ МОТОРА «НИВЫ» ОБЪЕМОМ 1,8 Л?ТЕКСТ, ФОТО / АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВПять лет опытно-промышленное производство ВАЗа делает моторы для «нив» объемом 1,8 л - их собрано уже около двадцати тысяч. Но, увы, об отличиях их оригинальных мелкосерийных деталей от базовых завод традиционно умалчивает - даже каталога с простейшими рисунками до сих пор не издано. Поэтому автомобилистам в случае сомнений порой приходится идти окольным путем. Например, положив рядом две однотипные детали, тщательно их сравнивать, измерять, а заодно ифотографировать, чтобы поделиться опытом с товарищами. Напомним историю создания самого «крупнокалиберного» карбюраторного мотора ВАЗ. Еще в 1994 году с началом серийного выпуска 1700-кубовой «Нивы» тольяттинские тюнинговые фирмы занялись увеличением рабочего объема ее двигателя. О расточке цилиндров сверх 82 мм речь, разумеется, не шла - не запихивать же в изначально 1200-кубовый фиатовский моторчик поршни «волговского» размера. А с ходом поршня можно было и поиграть - например, применив коленвал с увеличенным радиусом кривошипа и, соответственно, подрезав юбки поршней, чтобы они не доставали до противовесов. Дополнительно пошли в дело распредвалы с более высокими кулачками, фрезерованные головки блока и прочие, давно известные приемы повышения мощности за счет долговечности. Спрос на «заряженные» агрегаты штучной сборки постепенно возрастал, поэтому идеиш^вГоловка блока: 21011-1003011 без меток, со ступенькой высотой около 2 мм (показана стрелкой) и камерой сгорания размером 79x51 мм, объемом 33.2 см 3 - для всех моторов «жигулей» и «нив» 1,2-1,6 л, кроме 2105; 21213-1003011, помеченная черной краской (см. ЗР, 1998, № 9, с. 222), без ступеньки, с камерой сгорания размером 81x52 мм, объемом 30 см 3 - для двигателей 1,7 л; 2130-1003011 без меток, с двумя ступеньками (показаны стрелкой) высотой менее 1 мм каждая, с камерой сгорания размером 81x53 мм, объемом 34.3 см 3 - для моторов 1,8 л. Внимание! В продаже попадаются головки 21011, замаскированные под 21213 со специально отфрезерованной ступенькой. На двигателе 1,7 л такая головка неизбежно вызовет детонацию в цилиндрах, а со временем и выход мотора из строя, поэтому при покупке обязательно проверяйте длину и ширину камер. Кроме того, на подделках обычно стоят седла клапанов старого образца высотой 7 мм, тогда как на всех головках 21213 и 2130, а также на головках 21011 последних двух лет выпуска должны стоять унифицированные седла высотой 9 мм.Шайба болта головки блока: а - 2101-1003265, наружный диаметр - 24 мм, внутренний -12,2 мм, толщина - 5 мм - для всех моторов «жигулей» и «нив» 1,2-1,7 лв комплекте с упругим болтом старого образца с наружным шестигранником «на 19»; б - 2108-1003265 размером 22x12,2x5 мм под болты с внутренним шестигранником «на 10» - для 8-клапанных моторов переднеприводных ВАЗ и 1,8-литрового мотора «Нивы» (первый вариант крепления головки блока); в - 2130-1003271 размером 22x12,2x0,5 только для двигателя «Нивы» 1,8 л (второй вариант крепления с болтами 21213-1003271 с наружным шестигранником «на 12»); г - 21121003265 размером 22x10,2x5 под тонкий болт с внутренним шестигранником «на 10» - только для 16-клапанных моторов семейства 2110.Блок цилиндров: а - 21213-1002011 без меток высотой 214,58 01 мм для всех моторов «жигулей» и «нив» объемом 1,7 л; б - 2130-1002011 высотой 215.98 ° 1 мм, помеченный красной, белой или желтой (в общем, любой) краской на горловине сапуна - для двигателей 1,8 л.