187
188
СВОИМИ СИЛАМИ№6 ИЮНЬ 2001/РЕМОНТВ ЭТОМ ВЫПУСКЕ:РЕМОНТ КОРОБКА С СЮРПРИЗОМ(ВАЗ-2110)187 193В ЗАЗЕРКАЛЬЕ(НАРУЖНОЕ ЗЕРКАЛО «САМАРЫ»)С СЮРПРИЗОМВТОРИЧНЫЙ ВАЛ НЕ СЛОМАЕТСЯТЕКСТ / ВИТАЛИИ УРЮКОВКОРОБКА шОсновное отличие, видимое снаружи, место крепления стартера: у 2110 (фото 2) две шпильки, у 2109 (фото 3) - три; у 2109 есть опора вала стартера (фото 4), у 2110 (фото 5) - ее нет. Различаются и вилки выключения сцепления (фото 2и 6). Маркировка, выполненная в литье, находится на картере, слева от пробки маслосливного отверстия (фото 7и 8). Где покупать? Цены на «десятые» коробки передач в магазинах - от 7500 до 9700 руб., на авторынке - около 6800 руб. Мы взяли самую дешевую (7500 руб.) из первых: рыночный товар мог обернуться большей потерей, чем 700 рублей. Тем более, что на месте практически невозможно проверить качество агрегата - нечем схватиться за шток переключения, чтобы включить передачи и провернуть валы. Остается только внешний осмотр. Кстати, бросим камешек в огород изготовителя: снабдите. господа, свое детище хоть каким-нибудь «удостоверением личности». Кроме маркировки номера детали, хотелось бы знать, когда рождено «чадо» и кем, его возмож-ОСНАСТКА ЗАМЕНЯЕМ САЙЛЕНТ-БЛОКИ(ПЕРЕДНИЕ АМОРТИЗАТОРЫ «ЖИГУЛЕЙ»)189ФОТО / ВИКТОР конопДОВОДИМ ДО УМА ПОЗИЦИЯ «СНИЗУ»(СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ НА УАЗЕ)190РАЗДЕЛЯЯ - УПРАВЛЯЙ(ОТОПИТЕЛЬ ВАЗ-2108...2109)198ОБОРУДОВАНИЕ ОТ «ОКИ» ДО «УРАЛА»(СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТОРМОЗОВ)192КНИЖНАЯ ПОЛКА «САМАРА» ПО КОСТОЧКАМ(РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ВАЗ-2108...2109)192НЕ ПЕРЕПУТАЙ СЕКРЕТЫ БОЛЬШИХ ГОРШКОВ(ДЕТАЛИ МОТОРА «НИВЫ» 1,8 л)194КАРАУЛ! ПОТЕРЯЛИСЬ КЛЮЧИ.(КАК ОТКРЫТЬ АВТОМОБИЛЬ)Переборка коробки передач сразу после покупки нового «сорок первого» считалась чуть ли не нормой. «Пробой» синхронизатора второй передачи на «самарах» тоже явление привычное. Но поломки вторичных валов в коробках вазовских «десяток» (ЗР, 2000, № 12) - подобного что-то не припоминается. Отметим, что ВАЗ все-таки отреагировал на это (ЗР, 2001, № 2 и 5), но, как обычно, постарался не афишировать свои промахи. Злополучные коробки обещано менять бесплатно на гарантийных СТО ВАЗа. Однако дело это порой хлопотное: то запчастей нет, то распоряжение не поступило. А если СТО к тому же за сотню километров? Вот мы и решили проверить, что ждет бедолагу, вынужденного самостоятельно менять на своей «десятке» коробку передач. Отправляясь за покупкой, полезно знать, как она должна выглядеть. Внешне - очень похожа на «девятую» (на фото 1 «десятая» справа), поэтому будем внимательны.вввш196КОНФУЗ ЛЕНИВЫЙ БЕГУНОК(«ШКОДА-ФЕЛИЦИЯ 1,3»)200А МЫ ДЕЛАЕМ ТАК ЗАВОДИМ КНОПОЧКОЙ(ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ СТАРТЕРА)200Коробки передач 2109 (слева) и 2110 Место установки стартера -коробка передач 2109.^-*ЩЙ ввв,^ Место установки стартера и вилка выключения сцепления - коробка передач 2110.J УОпора вала стартера - коробка передач 2109. ности (передаточные числа, какому двигателю может составить пару), соответствует ли ТУ и принято ли ОТК. Качество сборки нашей покупки мы оценили вместе со специалистами фирмы SVR Conversions, имеющей большой опыт в ремонте автомобильных трансмиссий и подготовке их для спортивных автомобилей. Агрегат разобрали, осмотрели детали и... «криминала» не обнаружили! Видимых дефектов нет, все, что положено, затянуто и законтрено, вторичный вал - модернизированный (ЗР, 2001, № 2), стопорное кольцо (фото 9) - нового образца. Напомним, что изменение дефектной детали заключалось в уменьшении на 0,75 мм глубины канавки под стопорное кольцо (фото 10) - по ней и ломался вал. И все же сомнения в заводском происхождении коробки остались - на внутренних поверхностях картера не было даже следов масла, хотя, по нашей информации, после сборки каждый агрегат попадает на испытательный стенд. На нем в коробку заливают нагретое до 70°С масло и принудительно гоняют ее, проверяя переключение передач. Значит, наша прошла мимо стенда? Тем не менее, коробку установили для ^ ^эксплуатационных испытаний на одну из редакционных «десяток» с 16-клапанным мотором. Он для нее не самый удобный партнер - большая часть сломанных валов как раз приходится на долю шестнадцатиклапанников. Когда готовился этот материал, коробка прошла около 2000 км. Претензий к ней пока нет - не хуже и не лучше той, что вышла с завода вместе с автомобилем. Но проточка-то на валу осталась! Даже чуть меньшая, она не перестала быть концентратором напряжений. По слухам, ускоренные испытания на ВАЗе показали, что таким образом модернизированный вал не лопается аж 20 тыс. км. А дальше что? Надежнее, на наш взгляд, было бы заменить в «десятой» коробке полый вторичный вал массивным «девятым». Как это лучше сделать самостоятельно, сколько будет стоить и каким будет результат? Постараемся ответить и на этот вопрос. Чтобы сделать объем работ минимальным, нужен вал в сборе с шестернями, синхронизаторами, подшипниками, соответствующий передаточному числу главной передачи. На «десятке» оно равно 3,7 (63 зуба ведомой шестерни и 17 - ведущей, сидящей на вторичном валу, - фото 11). К сожалению, в магазинах «девятые» валы в сборе были только с 16 зубьями ведущей шестерни (под передаточное число 3,9), а «семнадцатизубые» - отдельно, «голые». В такой ситуации надо покупать или оба этих вала, или вал в сборе и соответствующую ведомую шестерню главной передачи. Чтобы не перебирать валы, пошли по второму пути. Вал (фото 13) подозрений не вызвал, но буква «В» в клеймении на ведомой шестерне (фото 12) очень похожа на восьмерку, хотя больше придраться не к чему. Полный комплект деталей для превращения коробки ВАЗ-2110 в надежный агрегат показан на фото 14. Кроме ведомой шестерни главной передачи (63/16) и «шестнадцатизубого» вторичного вала в сборе, понадобились: подшипник шестерни V передачи, сама эта шестерня и две гайки валов. Обратите внимание (фото 15) - шестерня «девятой» коробки (на фото слева) имеет два диаметрально расположенных отверстия для смазки подшипника. Синхронизатор - с заменяемого вала. Цены деталей указаны в таблице. Для эксперимента взяли тот самый агрегат, который сняли с нашей «десятки». Пе--4 1ШМаркировка на картере коробки передач 2109. Клеймение ведомой шестерни главной передачи 2110 соответствует передаточному числу 3,7.КЗ0в/ . Место установки стартера - коробка передач 2110.ОшМодернизированное стопорное кольцо. У «девятки» передаточное число 3.9. о чем говорит клеймение.Ш~Жik • ' ' M b •Маркировка на картере коробки передач 2110.Проверка диаметра канавки под стопорное кольцо на вторичном вале.«Девятый» вал с виду хорош и внутри не пустой.