ТЕХНИКАВСЕВЕДУЩИЕ НА ВСЕХ ВЕДУЩИХАВТОМОБИЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ/СЛОВА, СЛОВА..НТК Т / М ХИ гзовский ЕС ИА Л азывать веши своими именами не всегда так просто, как кажется на первый взгляд. Как бы вы определили, например, класс автомобиля «Ленд-Ровер Дефендер» или «ТойотаЛендкрузер»? «Вседорожник» или «внедорожник»? А может быть, 4x4? Или все вышеперечисленные термины имеют право на жизнь? Давайте разбираться! Как это часто у нас бывает, единственное официальное название машин такого типа, используемое в справочниках и учебниках, далеко не самое популярное. Действительно, часто ли мы называем, скажем, «Блейзер» «автомобилем повышенной проходимости»? Пожалуй, нет, а ведь именно это понятие появилось одновременно с рождением самого класса машин и встречается в автомобильной литературе, изданной на протяжении последних нескольких десятилетий. Куда более расггространено нарицательное «джип» - многие так называют любой автомобиль с большим дорожным просветом, хромированными порогами и запаской, прикрепленной к «корме», какой бы марки он ни был! Словечко укоренилось в 40-е годы: тогда на дорогах (и вне таковых) во всем мире безраздельно правил родоначальник класса вседорожников «Джип-Виллис», у которого долго еще не было конкурентов. Название марки (по одной из версий произошедшее от «Джи-Пи», general purpose - общего назначения) превратилось в имя нарицательное, а абсурднаяШчш- ~^шш\0-К1 iiii ч IL__-sLi .vJ1*-'',Ш4&.цJf||мЛН «Рэнглер» - достойный продолжатель дела «Виллиса» и один из немногих, кого по праву можно назвать настоящим «джипом».l*По части внедорожной техники мы всегда были на высоте! Курганский тягач КЗКТ-7428 способен буксировать прицел массой до 70 т, но. конечно, не по дорогам общего пользования...по сути фраза «да он себе какой-то джип купил, то ли «Мицубиси», то ли «Ниссан» давно уже не режет слух. Учтем, однако: «Джип» - и поныне вполне конкретная, зарегистрированная торговая марка, так что употреблять ее «всуе» не стоит. (Это примерно то же, что любые кроссовки называть «адидас».) В журнале «За рулем» принято понятие «вседорожник»: по нашему мнению, оно наиболее точно ив то же время кратко характеризует автомобиль, предназначенный как для бездорожья, так и для асфальта. Тем более, что здравый смысл и практика эксплуатации подсказывают: в подавляющем большинстве машины эти рассчитаны именно на езду по дорогам - разного качества и состояния, но все же дорогам. А преодоление проселка или снежной целины - приключение, оно не всем «по плечу». Столь часто применяемый термин «внедорожник» - точнее, «внедорожный автомобиль» - не совсем корректен, поскольку им всегда обознача«Ниссан-Пасфайндер» - автомобиль не только «повышенной проходимости», но и «повышенной комфортности».ли те машины, которым движение по общим дорогам запрещено. К ним относят карьерные самосвалы БелАЗ, негабаритные тягачи, ракетовозы и другую военную технику. Согласитесь, не компания какой-нибудь «Хонде-CRV»! Более других в популяризации вседорожных моделей преуспели американцы - из США до нас докатилась и аббревиатура SUV (sport utility vehicle), которую все чаще используют за пределами Северной Америки (ЗР, 2000, № 4). Некогда столь популярное за океаном обозначение 4x4 ныне перестало быть синонимом слова «вседорожник». Теперь полный привод применяют и на обычных, дорожных и легковых машинах: «Ауди» и «Субару», БМВ, «Мерседес», «Порше»... На базе традиционных универсалов стали конструировать своеобразные «гибриды», которым присущи и вседорожные качества. Например, на «Ауди-Олроуд» и «ВольвоКросс Кантри» можно не бояться грунтовых дорог благодаря приводу на все колеса, увеличенному клиренсу, прочному защитному пластику, опоясывающему кузов. Итак, если формула 4x4 говорит о конструктивных особенностях трансмиссии, то термины «вседорожник» и SUV скорее указывают назначение автомобиля. Что касается понятия «джип» - в отношении иных марок его лучше применять все-таки в кавычках... 1»1