I КОМПАНИИ И РЫНКИ |НОВЫЙ «АКЦЕНТ»ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЩЕГЛОВСавгуста 1998 года, когда производство автомобилей в Таганроге почти прекратилось, поползли слухи, что завод сменит владельца. Однако директор фирмы «Аксай», автомобильного подразделения ФПГ «Донинвест», Андрей Фрадкин твердо опровергает слухи о продаже таганрогского завода. Впрочем, свои притязания на ТагАЗ недвусмысленно демонстрировал АвтоВАЗ, создающий холдинг и стремящийся разместить где-нибудь производство устаревших «восьмерок» и «девяток». А представители «Русского алюминия», купившего у «Донинвест» Белокалитвинский металлургический завод, давали заинтересованно-уклончивые комментарии о своем возможном участии в проекте ТагАЗ. Пристальное внимание к заводу легко объяснить. Кажется очевидным, что в Таганроге невозможно достичь сколь-нибудь значимых объемов выпуска (проектная мощность завода -120 тысяч автомобилей в год) без участия крупного автопроизводителя. В независимый завод автогиганты вряд ли будут вливать технологии и деньги, взращивая себе конкурента. Все сборочные заводы в мире либо принадлежат производителям, либо приобретают лицензию на самостоятельный выпуск автомобилей. Лицензия стоит слишком дорого, к тому же для лицензионного производства у «Донинвеста» недостаточна техническая база. Сделать же «с нуля» собственную модель - задача нереальная. Выходит, единственный путь продаться. «Донинвест» же придерживается прежней линии: рассчитывать на свои силы и искать нового заинтересованного стратегического партнера. Огромные расходы по содержанию простаивающего предприятия вынуждают руководство компании форсировать события. И вот - неожиданный шаг: подписано соглашение о пятилетнем сотрудничестве ТагАЗа с корейской компанией «Хёндэ»! Инициатива парт-ТАГАЗАнерства исходила от корейцев. Их привлекала перспектива занять на российском рынке нишу, частично высвободившуюся после банкротства «Дэу». Инвестирует проект ФПГ «Донинвест». «Хёндэ», собранные в Таганроге, будут продаваться в России под родным именем. В планах ростовчан - проводить поэтапную локализацию производства, расширять техническую базу, отлаживать дилерскую и сервисную сети. Последние, а также гарантийное обслуживание, сообщают руководители ФПГ, будут работать под маркой «Донинвест». Продавать и обслуживать машины будут прежние его партнеры, числом около 150. Эти дилеры имеют опыт работы с корейскими машинами, а 90% из них уже работали с «Хёндэ». Первым на сборочный конвейер ТагАЗа стал «Хёндэ-Акцент» 2001-го модельного года с новым двухвальным шестнадцатиклапанным двигателем объемом 1,5 литра. Мощность 102 л. с. Российская версия дополнена усиленной подвеской, улучшенным антикоррозионным покрытием. В «Аксае» утверждают, что этот антикор обеспечит семилетнюю защиту от коррозии даже в России. Сборочное производство дает на машины гарантию два года или 40 тысяч километров пробега. На таганрогские «акценты» уже установлены единые дилерские цены. Машина в комплектации с механической коробкой, кондиционером (практика показывает: для наших водителей кондиционер обязателен, даже в северных районах), гидроусилителем, стеклоподъемником, магнитолой будет стоить у дилеров 11 тысяч долларов. Если к этому перечню добавляются коробка-«автомат» и АБС,/ПРОЕКТ«ДОНИНВЕСТ» НАШЕЛ НЕОЖИДАННОГО ПАРТНЕРАцена возрастает до 12 тысяч долларов. В мае на заводе находилось 450 машинокомплектов. С августа готовые автомобили попадут в дилерскую сеть. План сборки в нынешнем году - 3,5 тысячи автомобилей. Три тысячи - из машинокомплектов, а затем должна начаться поэтапная локализация - колесные диски, аккумулятор, стекла... Цена при этом, обещают руководители «Донинвеста», упадет примерно на 700 долларов. План производства в 2002 году - 8,1 тысяча автомобилей. А через полтора года ТагАЗ планирует начать сборку «Хёндэ-Элантра». Одновременно донинвестовцы продолжают сотрудничество с «Ситроеном». По договору предусмотрен выпуск 3000 автомобилей «Донинвест-Орион М» («Ситроен-Берлинго») в течение трех лет. С октября прошлого года по июнь нынешнего было продано 177 машин по цене от 9990 до 11 500 долларов. Однако в «Аксае» считают возможным со временем продавать до тысячи дизельных «орионов М» в год. На таганрогском заводе можно выпускать одновременно три модели автомобилей. Это могут быть «ХёндэАкцент», «Хёндэ-Элантра» и «Ситроен-Берлинго». Чтобы эти машины выпускались в необходимом для финансовой стабильности ТагАЗа количестве - от 50 тысяч в год, покупателям надо предложить очень привлекательное соотношение цена/качество. После отмены таможенных льгот это возможно, но только при условии локализации, оптимизации производства и продаж. При декларируемом руководителями «Донинвеста» желании быть самостоятельными им остается один выход - совершить экономическое чудо. Будем ждать... 1*1