203
204
СВОИМИ СИЛАМИ№ 8 АВГУСТ 2001/ЭЛЕКТРИКАВ ЭТОМ ВЫПУСКЕ:ЭЛЕКТРИКА БЕЗ ЗАРЯДКИ(ЕСЛИ ОТКАЗАЛ ГЕНЕРАТОР)БЕЗ ЗАРЯДКИ203ЕСЛИ ОТКАЗАЛ ГЕНЕРАТОРТЕКСТ / ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕЛО БЫЛО НЕ В БОБИНЕ...(РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ «ЖИГУЛЕЙ»)206КОНФУЗ КАК КОСТЬ В ГОРЛЕ(«ХИТРЫЙ» ДЕФЕКТ МОТОРА)207ЗАПЧАСТИ ПОИГРАЕМ В «КУБИКИ»(ДВИГАТЕЛИ УЗАМ)208РЕМОНТ ... И КРЫШКА ЗАЩЕЛКНЕТСЯ!(ПАНЕЛЬ ВАЗ-2110... 2112)210 214ПОСАДИМ ЗВЕЗДЫ НА ЦЕПЬ(НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ ЗМЗ-406)ИНСТРУМЕНТ ГНУТСЯ ЛЬ ШВЕДЫ?(«КАМАСА ТУЛС»)211ТЕСТ ПУСКАЙ РАБОТАЕТ ЖЕЛЕЗНАЯ ПИЛА! 2 12(НОЖОВОЧНЫЕ ПОЛОТНА)ПРОКОЛ «ЧЕСТНЫЙ» ОБМАН(РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ )213ОСНАСТКА МЕНЯЕМ ВЕДУЩУЮ ШЕСТЕРНЮ(РЕДУКТОР УАЗа)218ОБОРУДОВАНИЕ В ТРУДАХ ПРАВЕДНЫХ(ОПЫТ ТЕХЦЕНТРА ЗР)220Н АЧНЕМС РЕМНЯ Теперь обратимся к неполадкам. Вспыхнувшая контрольная лампа еще не повод для паники. Чаще всего причина неожиГЕНЕРАТОР И ДРУГИЕ Еще в школе рассказывали о том, что в данного отказа генератора проста: нет возрамке, вращающейся в магнитном поле, буждения. Проверить, работает ли генеравозникает переменный электрический ток. тор, легко: достаточно скинуть на секунду Это и есть простейший из генераторов. Авплюсовую клемму аккумулятора при оботомобильный отличается от него тем, что ротах двигателя около 1000 об/мин. Желарамка (роль ее выполняют обмотки статотельно, чтобы в цепи была хоть какая-нира) неподвижна, а магнитное поле создабудь нагрузка (скажем, включен ближний ется ротором (обмоткой возбуждения). Обсвет). В противном случае напряжение в моток в статоре три, расположены они чегенераторе подскочит на несколько вольт, рез 120 градусов друг от друга. Каждая из а это может стать причиной выхода из них выдает переменный ток. Сложенный строя коммутатора, контроллера и другой вместе, он превращается в трехфазный, а электроники. Если двигатель заглох - з а ­ потом с помощью шести диодов выпрямрядки нет. Не бойтесь снять клемму: регуляторы напряжения (сокращенно «РН», а в ляется в постоянный. Поскольку скорость вращения генератообиходе - «таблетки») давно не боятся пора непостоянна, да и нагрузка на нем медобных издевательств над собой, как и няется, выходное напряжение надо регудругие электронные приборы, включая лировать, удерживая его в заданных пре«мозги» машин с системами впрыска топделах (13,7-14,2 В). Эту задачу решает релива. Итак, генератор не работает. Иногда удагулятор напряжения (см. ЗР, 2001, № 4). Схем подключения генераторов нескольется поправить дело на месте. В первую ко: для генераторов Г222*, 37.3701 (все очередь посмотрите, не оборвался ли реВАЗы, «Москвич-21412-10», «Таврия») и мень. Цел - но, может, он прослаблен? 94.3701, ААК-5102 (семейство ВАЗ-2110). Проверьте: прогиб должен быть не более 1 см при усилии 10 кгс. Или - забрызган Плюсовый вывод силового выпрямителя маслом и пробуксовывает? Тогда его надо (соединенный с «+» батареи) обозначается цифрой «30» либо «+», «В», «В+», «ВАТ». заменить (в крайнем случае - протереть Соединение с корпусом («массой») - «31», бензином). «_», «D-», «DF», «В-», «М», «Е», «GRD». Если ремень цел, сух и хорошо натянут, Вывод регулятора напряжения для подпроверяем предохранитель обмотки воз-Многие автолюбители берутся за гаечные ключи и не боятся довольно сложных работ. Однако стоит забарахлить электросистеме, как они пасуют. Пугает умельцев электрика. А так ли все сложно?ключения его в бортовую сеть через замок зажигания - «15», «Б», «S». А для соединения с контрольной лампой - «61», «D», «D+», «L», «WL», «IND».ПРИБАВЬ МОТОРУ ЛИТРАЖАДЛЯ ПОЛЬЗЫ , НЕ ДЛЯ КУРАЖА 208-ШЗДНЫИ ЧАС ДВИ1А1Е ЗАМЕНА НАТЯЖИИЛЯ ЦЕПИ:"- буждения. Порой достаточно его просто Все диоды целы, проверьте обмотки подключить между проводом, соединенпошевелить рукой - и контрольная лампа статора. Поочередно подключите через ным с выводом «В» генератора и самим погаснет, как по мановению волшебной контрольную лампу и аккумулятор концы выводом. Конечно же, напряжение «уплыпалочки. Особенно это касается ВАЗ- обмоток (рис. 1 а, б). Если лампа не заговет» от нормы, но добраться до места ос2105...2107 старых выпусков, где прирелась - в проводе обрыв. Теперь одним новательного ремонта, не посадив аккумужимные пластины предохранителей хлипконцом контрольной лампы коснитесь калятор, удастся. кие. ждого провода статора, а другим - серИногда и после ремонта исправный геУдалось починить машину сразу - хородечника. Лампа загорелась - значит, обнератор не дает ток! Не спешите снимать шо. А если нет? Не беда - с такой неисмотка замыкает на «массу». Заменить стаего снова - дайте двигателю немного поправностью доберетесь до гаража или автор - не проблема. Однако в продаже работать. Новые щетки притрутся, и генетосервиса, в крайнем случае - до ближайвстречаются испорченные, их проверяют ратор оживет. шего населенного пункта. К делу придется точно так же. Не стоит забывать: грязные разъемы в подойти основательней - генератор приПорой отпаиваются выводы обмотки цепи электроснабжения или плохой кондется снять. Первым делом осматриваем возбуждения от контактных колец, реже такт предохранителя - причина повышенщетки: они могут быть изношенными или встречается короткое замыкание или обного напряжения на борту и, стало быть, просто зависнуть. Заодно обратим внимарыв. Выясняют это, «прозвонив» ротор так частого перегорания лампочек, перегрева ние на контактные кольца - чистые ли они. же, как и статор. Отскочившие от колец коммутатора и выкипания аккумулятора. Надев щеточный блок на место, проверим провода можно аккуратно запаять, во всех Дело в том, что РН поддерживает заданное работу генератора. Для чего, подсоединив других случаях ротор придется менять. напряжение на собственных выводах, не возбуждение (разъем «15» для Г222, учитывая падения напряжения во всей «61» - для 37.3701, «D» - для 97.3701), ДОЕДЕМ БЕЗ «ТАБЛЕТКИ» длинной цепи от батареи до регулятора. вращаем от руки шкив. На клемме «30» Проверить регулятор напряжения подМногие сталкивались с «неразрешимой» (Г222 и 37.3701) или «В+» (97.3701) должручными средствами, без источника питапроблемой - переменной яркостью (мигано появиться напряжение, хотя бы 1,5-2 В. ния, невозможно. Проще всего заменить нием) ламп, иногда и изменением холоСоединим эту клемму с «массой» через его заведомо исправным. Но если такого стых оборотов. А причина тривиальна: на лампочку: если нить ее хоть немного тлепод руками нет, отчаиваться не стоит. Дагрязных контактах напряжение может ет - значит, все исправно. Разумеется, у же если вышла из строя «таблетка», генеупасть (порой больше вольта!), и тогда РН генератора должен быть надежный контакт ратор можно заставить поработать! В щеначинает «плавать». с «массой». точном узле генератора Г222 надо накоИ последнее: при покупке «таблетки» ротко соединить выводы «Б» и «В», а выобратите внимание на отверстия выводов Если генератор не ожил, придется искать вод «Ш» в «таблетке» разрезать (рис. 2 а, «Б», «В» и «Ш». Они выполняются отдельтестер и добывать запчасти. Итак, неисправна может быть либо «табб). При сборке соедините вывод «Ш» но в алюминиевом основании (диаметр летка», либо сам генератор. А в нем чаще (к примеру, канцелярской скрепкой) с кор5 мм), в изоляторе (диаметр 4,7 мм) и в всего выходят из строя выпрямительные пусом щеточного узла. Провод, идущий от фольге (диаметр 5 мм). При смещении диоды. Проверить их на короткое замыкаРН на вывод «30» генератора, надо просто этих отверстий может произойти короткое ние несложно, даже не снимая генератор с заизолировать, не подключая ни к чему. замыкание через крепежный винт на «масмашины. Однако диод может быть пробит Теперь врежьте лампу (12 В, 15 Вт) в просу». и до обрыва. В этом случае придется «про- вод, соединяющий вывод «15» генератора Оказывается, не так уж сложно починить и монтажный блок. В генераторах 37.3701 генератор в пути. А о том, как разобраться званивать» каждый из них в отдельности тестером либо контрольной лампой. Поэи 94.3701 необходимо отключить «таблетс «таблеткой», мы расскажем в одном из тому всегда лучше снять выпрямительный ку» от него, а лампу (того же номинала) ближайших номеров журнала. I»I блок. Присоедините «минус» аккумулятора к контактной пластине блока, а плюсовым проводом через контрольную лампочку коснитесь каждого диода. Потом поменяйте полярность батареи. Если диод пробит, лампочка не загорится ни при каком подключении, а если в нем короткое замыкание - она будет гореть всегда. Заменить испорченный диод несложно - они свободно продаются в автомагазинах. Имейте в виду, что диоды бывают двух типов - положительной и отрицательной полярности. Путать их нельзя ни в коем случае! В генераторах 37.3701 и 94.3701 есть три дополнительных диода, которые тоже надо проРис. 2. Как доехать с неисправный регулятором напряжения: а - схема подключения генератора верить. Через них подается питание на обс неисправным регулятором; б - схема доработки неисправного регулятора; 1 - аккумулятор: мотку возбуждения после пуска двигателя. 2 - нагрузочная лампа; 3 - блок предохранителей; 4 - замок зажигания; 5 - регулятор напряжения; Если любой из них перегорит, генератор Б - генератор. работать не будет.