АКТУАЛЬНОЛИЦЕНЗИЯ НА... ВЗЯТКУСМОЖЕТ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ОБЛЕГЧИТЬ НАМ ЖИЗНЬ?ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО/ДОКУМЕНТавно Государственная Дума с такой страстностью не обсуждала вроде бы рядовой нормативный акт - закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Пусть это не Земельный кодекс или годовой бюджет - тем не менее затрагиваются интересы очень многих. Разработчики проекта из Минэкономразвития предложили упростить процедуру: по сравнению с действующим пока законом от 1998 года в пять раз (!) сократить число лицензируемых видов деятельности, а минимальный срок действия лицензии установить 5 лет (в отдельных случаях даже выдавать бессрочную). По словам председателя комитета по собственности Виктора Плескачевского, 90% замечаний к проекту были однотипны: «Все виды лицензирования можно отменить, но вот мой - необходим, поэтому его надо оставить».Дная доля сотрудников (какая точно, не узнаете - государственная тайна!). В каждом регионе - от нескольких десятков человек до сотни. Официально лицензия на право водить такси или перевозить грузы (до 3,5 т) стоит, например, в Москве вроде бы недорого - 4 минимальных оклада или 400 руб. Но еще надо заплатить за то, что заявление на выдачу лицензии рассмотрят (300 руб.) и за ее предоставление (1000 руб.)! Кроме того, для рассмотрения заявления отводится 30 суток, но (по закону!) в отдельных случаях этот процесс может затянуться на полгода. Естественно, рядом с каждой транспортной инспекцией возникает множество фирмочек, которые «помогают» оформить все необходимые бумаги, причем в кратчайшие сроки. Правда, обойдется это в несколько раз дороже, зато клиент экономит время и нервы... И вы хотите, чтобы чиновник добровольно расстался со своим неоспоримым правом на выдачу лицензии?КОМУ ЛИЦЕНЗИЯ - МАТЬ РОДНА Согласно статье 4 закона, «к лицензируемым... относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами (выделено нами ред.), кроме как лицензированием». Уф... Суть, кажется, ясна: лицензировать (выдавать разрешения) только на опасные виды деятельности, которые требуют дополнительной проверки профессиональных качеств работников, оборудования и т.д. Все остальное разрешено. Так что хочешь торговать оружием, производить аспирин или перевозить концентрированную серную кислоту - докажи, что это тебе по силам. И тут все, кажется, за подобный закон. А если я решил печатать детские книжки или по вечерам подрабатывать таксистом на своей «Волге» - мне-то зачем лицензия? По обычной логике, вполне достаточно зарегистрироваться как частному предпринимателю, встать на учет в налоговом органе - и вперед, за работу!БИТВА С ПОЧТИ ИЗВЕСТНЫМ ИСХОДОМ Если по замыслу авторов проекта список видов деятельности, подлежащих лицензированию, должен был сократиться с 500 до 100, то в окончательном Однако по логике чиновничьей не варианте их 120. Но радоваться рано. все так просто. Руководители МинтСколько, например, говорили, что в инранса, например, уверены: если такситересах малого бизнеса отменить лиценста не «благословила» транспортная зирование перевозок пассажиров на маинспекция - жизнь его потенциальных шинах, в которых менее восьми мест (те пассажиров подвергнется смертельной самые такси!), и грузов автомобилями опасности. Но позвольте: каким обрагрузоподъемностью до 3,5 т. Но предстазом наличие или отсутствие лицензии вители Минтранса и ряд поддержавших сказывается на безопасности движеих депутатов с этим в корне не согласны ния? Техническое состояние автомоби(доводы см. выше). В результате поля проверяют органы ГИБДД при техпрежнему надо получать лицензию, есосмотре (а в таксопарке перед каждым ли вы собираетесь возить людей на мавыездом - механик). Экзамены на «прашине, в которой больше восьми мест, ва» тоже принимают автоинспекторы; либо грузы на автомобиле грузоподъемони же раз в год интересуются здоровьностью свыше 3,5 т, а также подвозить ем водителя (пусть формально провепассажиров на коммерческой основе в ряя наличие медсправки, но все-таки...) легковой машине. Впрочем, проверить, Словом, есть лицензия, нет ее - как гоберет водитель деньги с пассажира или нет, невозможно. А значит, закон в этой ворится, на скорость не влияет. Зато ой как влияет на благосостояние части как не работал, так и не будет раотдельных министерств и ведомств! В ботать... Минтрансе, например, разными видаЗато теперь для того, чтобы построми лицензирования занимается львиить и эксплуатировать АЗС или нефте-