ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯКРУТОЙ ПОВОРОТ Отец не успел даже узнать о его рождении - погиб на фронте летом 41-го. Рос у бабушки: ее пенсия четыре рубля 50 копеек, да его пенсия за отца 17 с полтиной - не разгуляешься! Как только подрос, пошел в слесари - на Горьковский автомобильный, конечно. Жили-то в Автозаводском районе, где знали одну дорогу - на ГАЗ. Потом - в политехнический, тоже «по течению». Закончив, попросился мастером: всетаки оклад на треть выше, чем у начинающего ИГР И оказался на участке бензобаков в прессовом цехе... 28-м по счету мастером за год! Тяжелый, запущенный участок. А в 25 лет жизнь круто повернулась. Сосед, с которым вечерами встречались, укорил: что проку торчать тут, в Горьком? Вон, уже семья, дочке третий год пошел, а даже жилья своего нет. А вот в Тольятти завод строят, и там... Сосед знал, что говорил: друг у него был - Владимир Михайлович Ушаков, директор прессового производства строящегося Волжского автозавода. Он-то и организовал вызов. Но Каданникова с ГАЗа... не отпустили. И тут «молодой специалист» проявил характер: отправился в Москву, пришел на прием в министерство, к самому Полякову, генеральному директору ВАЗа, и добился приказа о переводе! С июня 1967-го и по сей день, вот уже больше тридцати лет, его судьба неотделима от судьбы этого завода. ...На месте будущего гиганта индустрии - поле пшеницы, он - заместитель начальника цеха крупной штамповки (без начальника и, естественно, без самого цеха), семья въехала в двухкомнатную квартиру (отдельную!), куплена тахта... без одной ножки. Жизнь начиналась с чистого листа. И для 26летнего Каданникова, и для ВАЗа. - Мы знали, что наш завод будет лучше, чем фабрика в Мирафиори, построенная после войны, - рассказывает Владимир Васильевич. - Учились в Италии, приобретали совершенно новую для нас, тогдашних, идеологию производства. Чего стоило, например, отказаться от рационализации и перевыполнения планов: они же, по сути, нарушают технологию, а значит, вредят качеству. ФИАТ настаивал на создании сети техобслуживания автомобилей и торговли запчастями - в то время и это было нововведением. А еще не просто сервис - гарантийные обязательства завода! Внове была западная культура производства, масштабы экспорта 300-340 тысяч автомобилей ежегодно! Меньше чем через пять лет после пуска окупился и сам автогигант, и строительство города рядом с ним. БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ Это здорово, когда жизнь дает возможность выбора. Главное - не ошибиться. Но одно дело - решать за себя и совсем другое - за многих. С 1988 года, когда выбрали генеральным директором, и до сегодняшнего дня Владились вложить и сколько получить в результате всяких преференций - разница раза в три в их пользу! Беспошлинная торговля моделями «Дэу» при повышении таможенных тарифов на автомобили других фирм, освобождение от части налогов... В общем, мы им указали на дверь. И кто был прав? Где сейчас «Дэу»? А как оценивает он АВВА, за который до сих пор достается от народа и ВАЗу, и Каданникову лично? Нет, он не считает проект ошибкой. И не потому, что не желает признавать собственные промахи. - Тогда мы практически договорились с «Дженерал моторе» о выпуске «народного автомобиля» ВАЗ-1116. НамВЫБОР В ЖИЗНЬВЛАДИМИРУ КАДАННИКОВУ - 60мир Каданников несет ответственность за сто с лишним тысяч человек, а если посчитать еще их семьи... Хорошенькое время ему досталось! Перестройка, приватизация, рынок хлестко звучит с трибуны, а в реальности... Сначала ничего нельзя было купить. Потом в одночасье деньги превратились в ничто, съеденные отпуском цен и инфляцией. Рвались многолетние связи. Как в этих условиях работать? Тут приходилось не просто выбирать, иногда это была альтернатива между жизнью и полной остановкой производства. И кто знает, что было бы с АвтоВАЗом, если бы генеральный директор сделал иной шаг. Например, в середине 90-х к Тольятти подобралась «Дэу». Очень серьезные люди убеждали: мол, отдать завод корейцам - благо. А Каданников до сих пор об этом слышать не может: - Посчитайте, сколько они собиранадо было вложить наличными всегото 150 млн. долл., чтобы получить кредит на строительство завода, но мы не располагали оборотным капиталом. Тогда решили обратиться к населению. А дальше - события опрокинули все планы. Американцы отказали в строительстве завода на 150-200 тыс. автомобилей - только 40 тысяч, да к тому же их модели, а не вазовской. Увы, договориться не удалось. Проект рухнул. Правда, ВАЗ вкладчиков не бросил: обменял всем желающим их свидетельства о депонировании на акции АО «АвтоВАЗ» (кстати, они неплохо котируются на фондовом рынке). Был еще один непростой выбор тогда же, в середине 90-х: ставить на конвейер «десятое» семейство или... платить налоги государству. Ничего задачка? Быть законопослушными - значит, разориться. Оборудование на полмиллиарда долларов куплено и мертвым грузом