25
26
висит на балансе. Потому что надо вложить еще, чтобы доукомплектовать и запустить линию, а на это денег уже нет. Ждать неизвестно сколько, платить налог за неработающие станки, а самим оставаться без новой модели, которая устареет до рождения, - это гибель. А явочным порядком прекратить выплаты в бюджет - хоть и слабый, но шанс «выплыть». Таким образом, удалось на треть обновить оборудование, запустить рентабельную «десятку» (которая, кстати, ссклветствуег нормам Евро Ш, а значит, в отличие от устаревших моделей, товар экспортный). Правда, последствия «своеволия» завод расхлебывает до сих пор. Но - живой, работающий на полную мощность завод! НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПОРТВЕЙНА Он не склонен копаться в прошлом. Говорит: вот когда сяду на лавочку пить портвейн, тогда буду «вспоминать былое» (своих близких поддразнивает: «будете мне портвейн покупать?»). А пока не до того. В этом году запланировали небывалое: выпустить 752 тысячи автомобилей, набрали дополнительно пять тысяч работников. За прошедшие полгода продали продукции на 49 млрд. руб., но денег все равно не хватает. Надо ставить на конвейер семейство «Калины», время поджимает. Переводить «классику» и «девятое» семейство на другие заводы, проектировать для этих «других» новые модели, чтобы могли двигаться вперед. - У меня сейчас не проходит ощущение боязни: кажется, жизнь налаживается и страшно «спугнуть»... — говорит Владимир Васильевич. - Наконец, государство начало понимать значение промышленности. И мы, надеюсь, сможем сделать все, что запланировали. А планы - до 2010 года и дальше: выпускать совместную с «Джи-Эм» «Ниву», строить завод двигателей... ...Недавно произошел курьезный случай: в магазине к Каданникову подошли двое и попросили... разрешения с ним сфотографироваться! Руководитель завода - в роли «звезды». Что ж, это хороший знак - того, насколько популярны у нас автомобили марки ВАЗ, насколько значима фигура человека, возглавляющего крупнейший автомобильный завод страны и еще - насколько важен для нас автомобиль. Значит, главный выбор в своей жизни Владимир Каданников сделал правильно. 1»1ВПЕРВЫЕ В РОССИИ: НА СМЕНУ ВЫХЛОПУ ДЫХАНИЕментов (ТЭ) известен с ХГХ века, применять их стали сравнительно недавно, да и то в специфических областях (почему, станет ясно ниже). Впервые ТЭ появились на космических аппаратах - щелочные и твердопленочные. У них разные электрохимические процессы, но суть одна - получение электричества при соединении водорода и кислорода. Разработкой ТЭ для автомобилей лет десять назад занялась канадская фирма «Баллард», финансируемая ведущими автомобильными компаниями - около миллиарда долларов в год. Предложенная ею конструкция «автомобильного» твердопленочного ТЭ - это ячейка с двумя электродами и разделительной мембраной, на которую нанесен катализатор (платина). Внутри ячейки циркулирует вода для отвода тепла. К одному из электродов подается водород, к другому - кислород. Под действием катализатора молекула водорода расщепляется на электроны и протоны. Последние проникают через мембрану в ту половинку емкости, где находится кислород и, соединяясь с ним, образуют воду. А свободные электроны уходят по электроду на катод, создавая электрический ток. Внешне просто, но на пути к работоспособному устройству решили множество практических задач; тут и «сосуществование» кислорода и водорода, тут и мембрана, и катализатор... Но что же, возить с собой баллоны с водородом и кислородом? Подобная идея была на первых порах. Позже выяснилось, что кислород можно брать из атмосферного воздуха, водород - добывать прямо на борту автомобиля из любого углеводородного топлива, например бензина. Однако проблем больше, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, кислорода в атмосфере лишь около 20% - нужен компрессор, а это дополнительный расход энергии. Во-вторых, атмосфера - штука многосложная: азот не влияет на работу элемента, дорожную пыль поглотят обычные фильтры, а вот С0 2и выбросы химзаводов значительно снижают эффективность процесса. Так что здесь еще огромное поле работы. Ну а в-третьих, для добывания водорода из бензина на борту автомобиля нужна специальная установка - рефор-/ПЕРСПЕКТИВАТ КТ / ГЕОРГИЙ МИРЗОЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ЕС ПРОЕКТА «ЛАДА-АНТЭЛ», ПРОФЕССОР, К. Т. Н.»Ведущие фирмы мира одна за другой демонстрируют опытные модели, в которых ДВС заменен топливными элементами. Настойчивый интерес к ним легко объясним: такие установки не только обеспечивают безвредный «выхлоп», но и позволяют резко сократить потребление углеводородного топлива, запасы которого отнюдь не беспредельны. Ни аккумуляторные электромобили, ни малотоксичные ДВС не решают экологическую проблему столь радикально. Хотя принцип работы топливных эле"Автор - в прошлом главный конструктор ВАЗа, ныне советник вице-президента ОАО "АвтоВАЗ' по техническому развитию. ТЕХНИКАСРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙС ДВС с энергоустановкой и нейтрализана топливных тором (Евро III) элементах Топливо Расход энергии при 60 км/ч, кВт 4/100 км Выбросы токсичных компонентов, г/км Бензин ВодородН2 серьезная проблема - создать технологию массового (а значит, недорогого) изготовления топливных элементов. А еще - довести конструкцию бортового конвертера для выработки водорода. Как видите, топливные элементы стоят немало. И все же ВАЗу удалось реализовать такой проект, но не одному, а в целой компании предприятий. Этой проблемой давно занимались Российский научный центр «Курчатовский институт», ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева и Уральский электрохимический комбинат. В свое время для космического челнока «Буран» уральцы создали батарею щелочных топливных элементов мощностью 15 кВт - электрохимический генератор «Фотон». Его-то мы и решили адаптировать к земным условиям. Из переработанного «Фотона» удалось выжать 25 кВт при ресурсе около 5000 часов - вдвое больше, чем у бензинового двигателя внутреннего сгорания. Специалисты «Энергии» разработали и изготовили все навесное оборудование и сложнейшую автоматизированную систему управления - алгоритм работы топливных элементов сродни программе для ядерного реактора. ВАЗ выступил застрельщиком проекта и предоставил свой опыт создания электромобилей. Так при весьма ограниченном финансировании нам удалось создать ходовой макет автомобиля на топливных элементах. Носителем выбрали пятидвер- / Электрохимический ную «Ниву» / генератор «Фотон» ВАЗ-2131. / - -» ••Катализатор . ^ т02•, МембранаКислородный электрод87,243,6СОС Н N0,2,3 0,20,15 213,0 98,0сог нго0 000117,0Анодная реакция + Н,-2Н -2е"Катодная реакция + 1/20г+2Н ч-2е"-НгОмер или, иначе, конвертер. Он-то, говоря химическим языком, и ведет двойной передел углеводородов, производя водород и... углекислый газ. Но известно, что двуокись углерода способствует развитию парникового эффекта в атмосфере, поэтому уже есть проекты «брикетирования» С 02в виде сухого льда - так хоть польза от нее будет. Главное, что «выхлоп» автомобиля на ТЭ даже не «пахнет» окисью углерода, углеводородами и окислами азота вредными выбросами, свойственными ДВС. Одна вода! И только если добывать водород из бензина на борту автомобиля, появляется углекислый газ, но его вдвое меньше, чем у сегодняшних машине ДВС. Коэффициент полезного действия силовой установки у «оксигидромобиля» в два раза выше, чем у современного двигателя внутреннего сгорания, а значит, потребление топлива на единицу мощности в два раза меньше. Сегодня удельная цена новой установки около 15 тыс. долл. за 1 кВт мощности, тогда как у бензинового эквивалента - 3-5 долларов. Отсюда самаяСхема работы твердопленочного топливного элемента. Привод оставили только передний - пока его достаточно. Все оборудование, включая баллоны с водородом и кислородом под давлением 280 кгс/см , удалось скомпоновать в багажнике. Масса «начинки» примерно вдвое больше, чем у стандартного силового агрегата. Поэтому и вся машина слегка потяжелела по сравнению с серийной. Получился пятиместный «автомобиль», только без багажника, с удобством управления как у электромобиля и запасом хода 200 км - для городских условий вполне достаточно. А у конструкторов появилась пища для размышлений и стимул движения вперед. Топливные элементы, питающиеся водородом и кислородом, - это первый этап; на очереди замена кислорода атмосферным воздухом. Потом на смену баллонам с водородом придет конвертер - добывать этот газ из бензина. И дальше - шаг за шагом. 1*1Баллоны с кислородом