116
117
118
МЫ И АВТОМОБИЛЬинспекции. Компанию Эмилю составляли тоже юрист и журналист. удя по многочисленным сигналам, ВАЗ-2105-«невидимка» с фотокорреспоступающим к нам, большим авпондентом и журналистом замыкал котомобилям, особенно везущим лонну. Маршрут: Москва-Белгород-Во«интересный» груз, на дорогах совсем ронеж-Москва, всего около полутора нет житья от ссорудников ДПС. Да мы и тысяч километров. сами тому были не раз свидетелями. Но Цель: посмотреть, как ведут себя сотвсе же решили: проверим, как это прирудники ДПС по отношению к водитенято в редакции. И собрались в путь целям грузовиков. лой командой. Естественно, сохраняя полное инкогнито для посторонних. На чем поехали. ГАЗ-3307. Самый большой в нашей колонне, нагруженный четырьмя тоннами битого стекла! И самый проблемный: то «закипал», то глох, полдороги плакал бензиновыми слезами из прохудившегося бензобака. Экипаж: журналист за рулем, юрист - штурман. «Газель». Нашли ее в конференции на сайте «За рулем» - на наш призыв отБЕЗ ДОСМОТРА кликнулся Эмиль Ахмегзянов. И за три День, вернее, вечер первый: выезжадня пути стал «своим». Его «Газель» мы ем из Москвы. А вот и пост ДПС. «Газагрузили коробками из-под водки с зон» натужно кряхтит, забираясь на книжками для семейного детского дома пригорок, всем своим видом показывая, SISSBL в Белгородской области. Каждую из ко- какой тяжелый груз везет. Но нас... ни1 1 £ робок заклеили скотчем - для натуралькто не останавливает. Впрочем, впереди ности, чтобы посмотреть реакцию автоеще сотни километров. Подольск, постыТЕКСТ / ОЛЬГА ИСЛАМКИНА ФОТО / А ЛЕКСАНДР БАТЫРУСна въезде и выезде, 82-й километр, 128-й, въезд в Курск... Хотите верьте, хотите нет, но за 14 часов на 12 постах ни одну из трех машин не остановили ни разу! При въезде в Орел, правда, собрались нас тормознуть (инспектор ДПС не очень решительно поднял жезл), но тут... «газон» заглох сам! Пока гибэдэдэшники с журналистами и юристами толкали в три часа ночи машину на обочину - успели разговориться «за жизнь», после чего груз перестал интересовать инспекторов - досмотр не состоялся. Десяток коробок с книгами для детей без помех добрались до адресата. Доехало и битое стекло, беспрепятственно проследовав от Москвы до Белгорода. Радоваться доверию со стороны ГИБДД? Или насторожиться: вместо нашего вполне мог быть и опасный груз, но, несмотря на повторяющиеся «вихрьантитерроры», он не был бы остановлен... ОКО ЗА ОКО... И все же делать выводы было рано. Второй и третий дни оказались «урожайнее» на общение с ДПС. При въезде в Скородное нам махнули полосатым жезлом. Просят показать груз. Да пожалуйста, мы ради этого и едем. Только протокол досмотра составьте. По крайней мере, сначала все должно быть в соответствии с законом - это одно из условий эксперимента. На лице сотрудника ГИБДД легкое недоумение. Мы настаиваем на протоколе, показываем статью 243 КоАП. К нам подзывают старшину. - Протокол? Обязательно составим. Когда нарушения выявим. Снова ссылаемся на КоАП, читаем его вместе со старшиной. Оказывается, понимаем мы его немного по-разному. - Хорошо, согласен. Будет вам и протокол, и двое понятых... Заодно покажете аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель и противооткатные упоры. И техническое состояние посмотрим. - Все покажем, а техсостояние вы не имеете права проверять. - Я не имею? А вы, значит, знаете, что я могу делать, а что нет? - Я юрист... - Ха, шестой юрист за день! Согласившись на протокол и придирчиво покопавшись в аптечках, нам предлагают открыть машины и выгрузить ящики для досмотра. У нас в коробках воздух, разгрузить несложно. А если бы на нашем месте был водитель груженой фуры? Ведь и их заставляют для досмотра разгружать автомобиль! Незаконно? Да. Но куда денешься - или подчиняйся их требованию, или ставь машину и жди. У инспекторов ДПС грузчиков нет, сами заниматься погрузкой-выгрузкой они не обязаны, так что ждать придется до бесконечности. А еще окажется, что нет протоколов, чтобы оформить задержание, так что документов у водителя, чтобы подать в суд на ГИБДД, не будет. Кто же в итоге будет наказан за несговорчивость? Вот и на посту в Скородном бланков протоколов не оказалось, во всяком случае так нам объявили инспекторы. И предложили... правильно, поставить машины на стоянку, а водителям отправиться с поста в отделение. Перспектива не из приятных, и мы решили не лезть на рожон: Бог с ним, с протоколом, покажем груз так! Разошлись мирно. На въезде в Воронежскую область нас останавливают, проверяют документы. Температура +33 в тени (где вы виделитень на дороге?), раскаленный асфальт, ни одного дуновения ветерка. - Что везете? - Битое стекло. -Откуда? - С помойки... Сотрудник ДПС устало смахивает капли пота с загоревшего лица. Таким ответом, как ни странно, он удовлетворен и речь о досмотре не заводит. Мы возвращаемся к машинам и припадаем к бутылкам с горячим лимонадом. ВАС СНИМАЮТ СКРЫТОЙ КАМЕРОЙ Пост на выезде из Ельца нас поначалу порадовал. Здесь предлагают полезную информацию. На щите - телефоны начальников РОВД (с указанием должности и фамилии), гостиниц, других нужных водителям «объектов». Тем временем наша «невидимка», выехавшая вперед, выставила у поста засаду: фотограф залег в кустах в ожидании, что один из наших автомобилей остановят и начнут досматривать (так мы работали всю дорогу). И тут наш «папарацци» стал свидетелем такой сценки. Подъезжает фура. Ее останавливают. Водитель, не выходя из кабины, тут же протягивает сотруднику ГИБДД что-то в руке. Документы? Но почему тогда страж порядка не изучает их, а, зажав в кулаке, прячет в карман, после чего удаляется. У нас была не кино-, а фотокамера, поэтому запечатлеть сцену удалось лишь фрагментарно, но даже на этих снимках видно, что происходит. Думать о людях плохо, тем более о сотрудниках милиции при исполнении ими служебных обязанностей, не хотелось бы. Поэтому очень просим (может быть, тех должностных лиц, чьи телефоны указаны на информационном щите у поста) объяснить, что же такое нам довелось увидеть и почему подобное не попадает в сферу интересов гибэдэдэшного начальства? А надо-то всего пару часов посидеть в кустах с камерой. СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ... До Москвы остается примерно шесть часов хода. Уже недалеко. Уставшие все-таки основную часть пути проделали ночью - мы мечтаем только о сне. «Пятерка» уехала в разведку ив колонну не вернулась. Как назло, на обоих мобильных в «невидимке» сели батарейки - связь прервана. «Папарацци», безуспешно прождав час на обочине (кромешная же тьма!), стал искать теле- МЫ И АВТОМОБИЛЬфон. Логичнее всего обратиться в ДПС. Обращаются. - А, потерялись? Понятно. Позвонить? Нет, нам не разрешают. В десяти километрах заправка, там есть телефон. Но телефона не оказалось ни на первой заправке ТНК (он не работал), ни на следующей (не было карточек). Подумать только: в двухстах километрах от Москвы, в начале XXI века напрочь отсутствовала телефонная связь. И ладно мы - просто потерялись, а если бы, действительно, случилось что-то серьезное? Помогли нам москвичи на «Ауди», предложив свой «мобильник». Хотя следовало бы ожидать такой отзывчивости от инспекторов ГИБДД, которые должны не только проверять, пресекать, штрафовать, но и оказывать помощь. В пять утра грузовики добрались до Москвы, высадили на пересечении Каширки и МКАД пассажиров и заспешили по делам. В ожидании редакционных «Жигулей» троица оставшихся участников рейда сидела на теплом асфальте и обдумывала то, что увидела за три дня ночного рейда. Дорога сурова к грузовикам. Не просто найти место ночлега, воду на трассе, телефон. В случае поломки их, как легковушку, не потянешь на буксире - и водители часами (если не сутками!) кукуют возле неисправных машин. Казалось бы, хорошо представляя трудности профессионалов-«дальнобойщиков», ГИБДД должна помогать им всеми возможными средствами. Но вот простая арифметика: за полторы тысячи километров пути нас остановили шесть раз. Только на одном-единсгвенном посту предложили помощь (и то, скорее всего, потому, что наша «Газель» мешала проезду), во всех других ситуациях к нам были, в лучшем случае, равнодушны. Судя потому,что идущие с юга в Москву фуры останавливали нещадно, можно догадаться, в чем причина такого равнодушия: с наших машин, по большому счету, нечего было взять (что ж, видимо, в следующий раз поедем в рейд на фуре). Строго говоря, при нынешних масштабах автомобильных перевозок все это выходит за рамки частных случаев и оборачивается настоящей бедой. Одно дело, если недобросовестный инспектор вам встречается раз в год, когда, к примеру, автолюбитель едет в отпуск. И совсем другое, когда большую часть жизни проводишь в пути. Здесь некомпетентный, неграмотный, непорядочный сотрудник ДПС не просто испортит настроение - помешает выполнить работу, лишит источника средств к существованию. Даже наш не очень длительный рейд позволил увидеть и понять это. Но ведь с проверками ездят и сотрудники МВД, ГУ ГИБДД. Неужели они ничего не замечают? 1»1