196
/АВТОПАРК ЗР«ОКА»МОДЕЛЬ / ВАЗ-11113 ИЗГОТОВИТЕЛЬ/ КАМАЗ ГОД ВЫПУСКА/ 1999 В ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЗА РУЛЕМ» / С МАРТА 1999 ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА / 50 ТЫС. К М ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ / ЗР, 2000, Ns 4, 6, 8; 2001, №1,6ТЕКСТ, ФОТО / АНДРЕЙ КОЧЕТОВКсвоему 50-тысячному юбилею «Ока» добралась, можно сказать, через тернии. Только минуло очередное техническое обслуживание, как на 42-й тысяче вылез целый букет неисправностей, потребовавший расходов. Лопнули по шву нержавеющие «штаны» глушителя, отказали тормоза задних колес, двигатель перестал держать холостые обороты. Очередной визит в технический центр нанесли незамедлительно. Внимательно осмотрев тормозную систему, поняли, что пора менять рабочий тормозной цилиндр и задние колодки. Первый потек и заклинил, а вторые пропитались жидкостью. Работа заняла всего час, а вот с системой выпуска пришлось повозиться. Чтобы снять резонатор и глушитель, потребовалось всего полчасика постучать кувалдой, а вот заменить «штаны» на «Оке» - это почти искусство. Операцию делали с демонтажом карбюратора и впускного коллектора (можно обойтись и без этого, см. раздел «Своими силами»), да еще и рулевую рейку пришлось открутить. Даже при такой неполной разборке все равно без крепких слов обойтись трудно. Найти правильный угол поворота и наклона, при котором можно вытащить приемную трубу и «задвинуть» новую, нелегко. Уж очень плотно скомпонован моторный отсек маленького автомобиля. После отделения и ревизии всех частей глушителя решили - менять все. Износ за 42 тыс. км пробега составил процентов 80 (резонатор и глушитель вотвот прогорят), а мучиться вскоре еще раз не очень хотелось. Сборка прошла несколько проще, не считая установки впускного коллектора. Прикрутить нижний болт вслепую само по себе непросто, да еще нужно обеспечить «дважды» герметичное соединение: во-первых, «Тосол» не должен попадать во впускной коллектор, а во-вторых, не должно быть подсоса воздуха по внешнему контуру. Не уверены,что это получится с первого раза даже у опытных слесарей. «Индикатором» неплотности соединений могут служить трудный пуск и «гуляющие» холостые обороты двигателя при заведомо исправных системах зажигания и питания, мокрые свечи и расход или парение «Тосола», а также свистящий звук при работе двигателя. На этом беды не кончились. Заодно решили проверить состояние ремня ГРМ. И не зря! Износившийся подшипник натяжителя, кроме неприятного шума, позволил ремню тереться по щечкам шкивов боковиной, что ее естественным образом потрепало. Результат - замена ролика и ремня ГРМ в нормальных условиях, а не на дороге под дождем. «Разборки» с карбюратором привели к замене поплавка и электромагнитного клапана холостого хода. У поплавка «ослаб» язычок (трещина у основания), а у электромагнитного клапана обнаружились короткозамкнутые витки обмотки. В профилактических целях был заменен один из патрубков «печки». Как говорят бухгалтеры: «итого...» на незапланированный ремонт забастовавшей «табуретки» улетело 1800 рублей (запасные части) и шесть часов работы двух слесарей. К очередному ТО (50 тыс км) начались неприятности со сцеплением. Нельзя сказать, что оно не работало совсем, но периодически ведомый диск проскальзывал при интенсивном разгоне. Вскрытие показало: сальник коробки передач подтекает, диск сцепления практически не «похудел», но замаслен, а вот износ рабочих плоскостей корзины и маховика составляет по 03 мм. Кроме того, усилие сжатия лепестков корзины явно недостаточно, да и выжимной подшипник приобрел легкий люфт. Оценив этот набор, заменили весь узел в сборе с тросом сцепления в придачу, поскольку одна из его завальцовок приобрела подвижность и жить ей осталось недолго.Таким образом, ТО-50 000 превратилось в текущий ремонт и растянулось на целый рабочий день, да и обошлось вместо пятисот рублей (моторное масло, воздушный, масляный, топливный фильтры) в две тысячи. Две московские зимы и 50 тысяч пробега позволяют довольно полно оценить «Оку». Многое в ней понравилось, но и недостатков хватает. Опыт эксплуатации привел к выводу, что небольшой автомобиль имеет право на жизнь, но его содержание обойдется подороже, чем, например, «шестерки» или «девятки». А посему, покупая «Оку» в личное пользование, прикиньте - может, поднапрячься и приобрести «классику» - в эксплуатации дешевле будет, да и места в салоне побольше. Другое дело - курьерский автомобиль для фирмы: документы или пиццу по заказу возить. Для этого «Ока», пожалуй, в самый раз! Да и списать через год-два не жалко. А свое кровное - куда деть? Разве что продать за бесценок.... 1»1 ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ ВАЗ 1113 (40-50 ТЫС. КМ)Наименование Выхлопная система в сборе Колодки задние (комплект) Цилиндр тормозной задний «Тосол» (5 л) Патрубок «печки» Поплавок карбюратора Электромагнитный клапан холостого хода Ремень ГРМ Ролик натяжителя Диск сцепления Выжимной подшипник Сальник коленчатого вала Маховик Трос сцепления Масло трансмиссионное Масло моторное Фильтр масляный Фильтр воздушный Фильтр топливный Итого: 40-50 тыс. км Всего: за 50 тыс. ш Стойкость, руб. 150780 85 90 20 30 40 80 160 280 110 26 680 176 220 460 70 30 124156 20750,5