150
151
IМЫ И АВТОМОБИЛЬ /БЫЛОЕПОЛЕТЫ ГАБРИЭЛЯВУАЗЕНАЕМУ НАДО БЫЛО НЕ ПРОСТО ПРОДАТЬ АВТОМОБИЛЬ... ОН ИСКАЛ У КЛИЕНТОВ ПОНИМАНИЯфирма практически осталась без заказов - тогда-то Габриэль Вуазен и решил всерьез заняться автомобилями. Работать над первой моделью начали в ноябре 1918-го, и уже через четыре месяца на обледенелый заводской аэродром выехал ходовой образец. Испытания запомнились курьезом: вчещии отец революционных «ситроенов», он работал над конструкцией переднего привода и мотора V12. Прототип последнего показали на Парижском салоне 1919-го, но бесклапанный двигатель объемом более семи литров для серийного производства оказался слишком сложен. И все же работоспоТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВВ1936-м фирма «Авьон-Вуазен» в очередной раз поразила публику невиданным автомобилем. Под длиннющим капотом модели VI2L разместился рядный (!) 12-цилиндровый шестилитровый агрегат, собранный... из двух «шестерок». Для лучшей развесовки два крайних цилиндра «задвинули» в салон. Монстр с четырьмя карбюраторами развивал 180 л.с. Фирменный каталог утверждал, что автомобиль достигает 200 км/ч. Многие считали это преувеличением, но истинные ценители «вуазенов» верили в заветную цифру. Почти одновременно с удивительной моделью был представлен и шестицилиндровый «Вуазен-С28» с электромагнитной коробкой передач «Коталь». До сих пор специалисты считают его вершиной марки. Так что 1936-й стал для французской фирмы звездным и... одновременно прощальным: после этого она не достигала таких высот. У любителей старины - поклонников «Вуазена» есть повод отмечать юбилеи очень часто: в 1919-м был построен первый товарный автомобиль, в 1921-м - экспериментальный двигатель VI2, а в 1929-м - серийный ... Нынешнее 95летие фирмы, отсчитанное от осени 1906-го, когда братья Габриэль и Шарль Вуазены основали авиастроительную компанию, по сути формальная дата. Говорят, первый автомобиль Вуазены построили еще в 1900-м, когда старшему - Габриэлю было всего двадцать, а аэропланами занялись в самом начале XX века. К 1912-му, когда Шарль погиб в автомобильной катастрофе, завод в Иссиле-Мулино стал уже солидным, хорошо оснащенным предприятием. В Первую мировую войну на «вуазенах» летали французские, бельгийские и русские пилоты. С наступлением мирарашние авиастроители впопыхах собрали коробку передач так, что у автомобиля оказалась одна передняя и четыре задние скорости. Серийное производство модели С-1 начали в 1919-м. В ее основе лежал проект бывшего конструктора фирмы «Панар-Левассор» Арто, предложенный сначала Андре Ситроену. Но тот ориентировался на более дешевые модели, а Вуазену солидный автомобиль с мощным и тихим бесклапанным 70сильным двигателем «Найт» очень понравился. Однако одного С-1 неуемному Вуазену явно не хватало. Вместе с группой молодых инженеров, в числе которых был Андре Лефевр - буду-собность агрегата доказал сам глава компании, несколько лет отъездив на автомобиле с этим мотором. Коньком «вуазенов» был комфорт водителя и пассажиров. Многие автомобили напоминали этакий барский дом. Конструктор оставался приверженцем нетехнологичных, но очень тихих моторов типа «Найт», даже когда от них отказались почти все производители. Пытаясь облегчить труд шофера, Вуазен экспериментировал с двухступенчатыми коробками передач, хотел вовсе отказаться от этого агрегата, позднее стал ярым приверженцем электромагнитных коробок с механизмом быстрого переключения. Как правило, «Вуазен-С25 Азродин» 1934 года (3 л. 90 л.с).«вуазены» располагали большими багажниками. Один из многочисленных афоризмов главы фирмы (их неизменно печатали в рекламных проспектах) гласил: «Автомобиль без багажного отделения - как армия без боеприпасов». Вуазен одним из первых стал применять в конструкции кузова панели из алюминия. Технологию отработали в 1923-м на машине, построенной для гонок. Двухлитровый мотор развивал небольшую мощность, так что скорость пришлось «добирать» аэродинамикой. Вуазен создал кузов высотой всего один метр, с колеей задних колес 750 мм. На этом автомобиле Лефевру удалось занять пятое место в Гран-пригородаТур. С тех пор наряду с традиционными высокими и немного чопорными кузовами фирма предлагала авангардные аэродинамические конструкции. Правда, обтекаемость автомобиля Вуазен понимал по-своему. Он, как правило, не жертвовал ни массивными решетками радиатора, ни огромными выступающими фарами, ни эффектными крыльями. Машины были своеобразны и неповторимы, как характер их творца, утверждавшего: «Искусство аэродинамики не нуждается в расчетах. Это нечто, что я чувствую, это в моих руках». Возможно, именно эти слова породили слухи, что рабочие «Вуазена» строят автомобили как старые корабелы - без чертежей. На самом деле конструктор делал тысячи эскизов, доводил до совершенства каждую деталь, вплоть до дверных ручек. Он очень ревностно относился к тому, что выпускали кузовные ателье, повторяя, что ненавидит термин стайлинг и «никогда не использовал в своей компании никого, кто бы раньше работал на кого-нибудь, кроме меня». Вуазен даже грозил покупателям, осмелившимся поставить на шасси не одобренные фирмой кузова, отлучением от заводского обслуживания. Габриэль Вуазен умел понимать таких же, как он, новаторов, фантазеров. В 1925 году знаменитый Ле Корбюзье обратился к автомобильным фабрикантам с просьбой профинансировать проект реконструкции Парижа. Архитектор не нашел понимания ни у «Пежо», ни у «Ситроена», только Вуазен дал согласие. Наверное, почувствовал духовную близость с Корбюзье... а тот, кстати, назвал свой проект «План Вуазен». Широкие проспекты, огромные зеленые дворы, гигантские стеклянныеентах. «Вуазены» в самом деле часто находили неординарных, даже эксцентричных покупателей. В фирменный салон на Елисейских Полях, 63 захаживали писатель Анатоль Франс, знаменитый шансонье Морис Шевалье, звезда парижского мюзик-холла «Фоли-Бержер» Жозефина Бейкер. На «вуазенах» ездили президенты Франции и Аргентины, король Югославии, барон Ротшильд, миллионер, организатор знаменитых автогонок Уильям Вандербильт, актер и танцовщик Рудольф Валентин е Таких клиентов, конечно, не могла привлечь «неинтересная» СЗО с 3,5-литровым американским мотором «ГреУ Рудольфа Валентине было четыре «Вуазена», хэм», где от настоящих «вуазенов» остав том числе этот С-51925 года лась только крылатая фирменная фигурка на решетке радиатора. В 1939-м Вуазен вернул себе большую часть акций, но автомобили завод уже не делал - перешел к авиамоторам. Тем не менее конструктор не растворился в «прозе жизни». Он проектировал паровые грузовики и танки, работал над четырехколесным электромопедом и компактным десантным вездеходом. В «Вуазен-УШ Аэроспорт» с рядным 12-цилиндро1950-м Вуазен вновь удивил, представив вым мотором. на Парижском салоне микроавтомоскептиков, ни даже экономический биль «Бискутер» с девятисильным двухкризис. В 1929-м он наконец-то предтактником. Лицензию на него купили ставил серийные С-18 и С-19 с V-образ- испанцы, выпустив в 1954-1960 гг. почти ными 12-цилиндровыми моторами 20 тысяч дешевых мотоколясок. объемом 3,8 л. Вскоре появилась верМногие ругали конструктора. Один сия и со 125-сильным (4,9 л) агрегатом. историк сказал, что сделать такой автоБольшую часть таких машин продали мобиль «для Вуазена, как для Леонардо во Франции - их буквально расхватыраскрашивать зубные щетки из супервали знаменитые артисты и «киты» маркета». Но великий фантазер так не бизнеса. Клиентов этой категории не думал. Незадолго до кончины в 1973-м, смущало, что за 100 км автомобиль съеВуазен, увлекшийся в те годы конструидал 25 литров бензина и 0,6 л масла. рованием бытовой техники и... воздушИ все же менее чем через год после ных змеев, в разговоре с американцем триумфа 1936-го Вуазен потерял контпоклонником его таланта вполне серьроль над фирмой. Новых хозяев не инезно сказал: «Я изобрел обтекаемый тересовали его экстравагантные идеи и автомобиль, но я еще работаю над сото, что он искал единомышленников не вершенствованием пробкового што1»1 только среди сотрудников, но ив клипора...»башни и самолетоподобные автомобили с 3-, 5-, 7- и 9-цилиндровыми звездообразными моторами роднил полет неуемной фантазии их авторов. И еще одно - оба проекта воплотились только в чертежах и макетах. Полет идей Вуазена до поры до времени не могли остановить ни критика