182
183
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |прессуем ее на валик насоса. Повторится беда - гнем новую скобочку. Что в этом примере обращает на себя внимание? Смазочные каналы чисты, масла в картере полно... А насос не работал. Второй пример. «Б» утром пустил мотор старенького ВАЗ-21053. Все было как обычно, но при прогреве загорелась лампочка аварийного давления и гасла только при оборотах выше 2000. «Пусть мотор остынет! решил водитель, - поездку пока отложу». Разберемся, что произошло. В поддоне 8 картера «пожилого» мотора скапливается немало мусора. Мелкие соринки проникают через сетку маслоприемника 9 и, случается, их защемляет редукционный клапан 7, как раз в то время, когда начнет закрываться. Оставшейся щели достаточно, чтобы снизить давление. Но при следующем холодном пуске клапан вновь откроется - и выпустит соринку. Она отправится в фильтр 5. Значит, решение водитель принял правильное (альтернатива - снимать поддон, лезть в насос...). А мы для себя сделаем вывод : чем чище система смазки, тем меньше вероятность подобных «приключений». Третий пример. «В», купив подержанный ВАЗ-2107, первым делом заменил в двигателе масло и фильтр. Наслушавшись «советчиков», про-TKCT / ГЕННАДИЙ ЛИХОШЕРСТОВЕсли отказывает система смазки, то самый могучий мотор в считанные секунды становится грудой железа. В лучшем случае его ждет серьезный ремонт, в худшем свалка. Не вдаваясь в теорию, напомним, что любой двигатель имеет трущиеся детали. В поршневом главная - это поршень с кольцами. Те, кто ремонтирует моторы, ведают, с каким сопротивлением перемещается поршень внутри даже хорошо смазанного цилиндра! А если смазки не будет? Да еще с учетом реальной скорости поршня? Трение так разогревает детали, что они начинают свариваться. И двигатель заклинивает. Самое трудное при ремонте такого мотора разобрать его. В двигателе видим многочисленные подшипники скольжения: вкладыши коленчатого вала, «постель» распределительного вала и т.д. Они нормально работают, когда в зазоры подается масло под достаточным давлением, чтобы даже при максимальной нагрузке не возникло «сухого трения» металла о металл. При низком давлении вкладыши «плавятся», зазоры непомерно растут, слышен тяжелый стук коленвала. Не хочешь совсем развалить двигатель доставай буксирный трос... Конечно, одноименные детали разных двигателей конструктивно отличаются. Но закон для всех один: без смазки им не жить. ВЕСЬМА ТИПИЧНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ Из-за чего постигает беда? Вот примеры из жизни. Первый пример. Наш читатель «А» на «шестерке» ехал со скоростью 100 км/ч, когда вспыхнула лампааварийного давления масла. До гаража пять километров... «Дотяну, а там посмотрю», - решил водитель, сбавив скорость. Лампа по-своему «вопила» о беде, но упрямый «А» «тянул»... пока двигатель не заклинило. Заметьте: давление исчезло при оборотах выше 3000..! Значит, насос вообще не работал! Сломался? «Кончился» привод (рис. 1)? На старых моторах сильно изношенные шлицы в приводной шестерне 2 насоса нередко срезаются - и она проворачивается вокруг валика 4 насоса. Вот он и умолкает... Проверить это несложно: сняв распределитель, увидите шестерню. Вбейте в ее отверстие подходящую палочку - и вынимайте. Если шлицы срезаны, то насос не работает. Как доехать до магазина запчастей? Из тонкой жести согнем П-образную скобочку (рис. 2), вставим снизу в отверстие шестерни и наКонструкция привода масляного насоса ВАЗ-лит..ли/. 1 - валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 2 - шестерня привода; 3 - бензонасос; 4 - валик шестерни масляного насоса; 5 - масляный фильтр; 6 - масляный насос; 7 - редукционный «лапан; 8 - поддон картера;N.,^^А^»^<^ ~ ^ 2 аh_ ^ 1л*)1Швш—Wa'Tie'мвшшХС — ША\Ш^^"4" " > - ^5IлЩ9 - маслоприемник^ЯЖ—-<g ~rS (\г - 1\Х ^йг) вязкое масло не годилось в такой мороз. Часть его насос «выдавил» наверх, к ГРМ, и оно, вязкое, там «зависло» - жди, когда нагреется и стечет в картер! А маслоприемник засосал воздух - очень «неважную» для деталей смазку... Здесь напомним следующее. Если Рис. 2. «Ремонт» приводной шестерни. придется пускать двигатель в сильмывать систему не стал: говорят же, ный мороз, а в масле вы не уверены, что все масла можно смешивать! А на будьте начеку - услышите глухие другой день звонит мастерам: «Давстуки, значит, оно к вкладышам не ление пропало!» Поехали разбиратьпоступает. Одновременно вспыхнет ся. При осторожной «прогазовке» красная лампа. Двигатель надо нелампочка, как ив случае с читателем медленно выключать. В мороз неосторожные водители не раз гробили «Б», гасла лишь при 2000 об/мин. Сняли поддон... - и ахнули! Изнутмоторы. Может быть, наше предостери все, включая сетку маслоприем- режение кому-то поможет. ника, в зернистых отложениях, будто И последний случай. Читатель масло свернулось. Вот вам и смеши«Е» - водитель-профессионал первование! го класса, из тех, кто лучшим в мире Пришлось-таки чистить и мыть сиавтомобилем считает «Волгу», особо стему, снова менять масло, фильтр. почитал ее легендарную «выносливость». Видимо, поэтому «Е» заправСкупой платит дважды. Помните: меняя неизвестное маслял мотор (ЗМЗ-402) маслом из той ло на другое, систему стоит проже бочки, что и грузовики: дескать, мыть! Если нет специального промыавтол ей только на пользу. вочного масла, используйте то, кото...При очередном ремонте в двигарое собираетесь залить. тель установили новенький коленчаЧетвертый пример. Читателя «Г» тый вал, а через 40 тысяч кончился подвела собственная старательность. шатунный вкладыш третьего цилинКогда ставил в двигатель новый масдра. Четыре драгоценных дня отпусляный насос, решил уплотнить стык ка ушли на ремонт - в заштатном гогерметиком. Давление пропало дня родке сервисом не избалованы. Но через два. Симптомы те же, что у «Б» сняли, разобрали... Вот «размазани «В»: лампа гасла только при повыный» вкладыш, а вот и причина: вышенных оборотах. Вскрыли насос. вернув резьбовые заглушки смазочОказалось: кусочек герметика попал ных каналов в «щеках», обнаружили, что третий напрочь забит грязью, да в клапан. и остальные немногим лучше. Что роднит случаи «Б», «В» и «Г»? Нормальной работе насоса мешала... При всем различии последних двух грязь, попавшая в редукционный примеров у них есть общее: масло не клапан. Но бывает, что насос с клапапоступало к деталям, хотя насосы ном в полном порядке, а «непроходибыли исправны. мость» возникает в других местах. «МОЖНО ОСТОРОЖНО...» «Гипотония» смазочной системы ИЗ ОБЛАСТИ ЭКЗОТИКИ Замечательный был «Москвич- бывает и по другим причинам. Заби2140» у опытного автомеханика «Д». тый грязью масляный фильтр «съеСтаренький, но «настроенный» так дает» значительную часть давления, тщательно, что хозяин любил при создаваемого насосом, - деталям двислучае этим прихвастнуть. И вот, когателя достанется меньше. Износ шегда грянул 27-градусный мороз, он ек коленвала и их вкладышей ознаскромно заявил: «Мой мотор завечает рост зазоров, от которых завидется не хуже вазовского!» Тот дейстсит давление. Больше зазоры - меньвительно завелся. Но после того, как ше давление. Это знает каждый гра«Д» прибавил оборотов, секунд чемотный водитель. рез 15-20 раздался удар - заклинило. В перегретом на несколько фадуРазобрались в причинах. Многосов двигателе масло более текучее, опытный «Д» забыл, что слишком давление снижается и риск повре£тршШ<^<-дить детали еще больше. Это ли не повод заняться системой охлаждения! Тем более, что перегрев, детонация и т. п. способны подложить самую большую свинью! Если прогорает прокладка головки и блока цилиндров, охлаждающая жидкость может стекать в картер и смешиваться с маслом в «эмульсию». Хлебнув этой жижи, трущиеся детали быстро прикажут долго жить. Необъяснимое «исчезновение» охлаждающей жидкости - повод для тревоги. Течет на землю - полбеды, а в двигатель - нельзя! Если масла стало «больше», а после суток стоянки из поддона можно сливать воду картина ясна: отстоявшись, вода «отслаивается», собирается внизу и первой вытекает. А бывает, охлаждение в порядке, а масла опять-таки «стало больше»... Только попахивает оно бензином. Ищите, каким образом горючее попало в картер! Чаще всего - через прохудившиеся диафрагмы бензонасоса (рис. 3). Косвенный признак черный дым выхлопа, а то и неровная, с пропусками работа двигателяпо причине переобогащения рабочей смеси бензином: «лишние» его пары через систему вентиляции засасываются в карбюратор. Можно ли ездить в этом случае? Шутники говорят: можно, но осторожно, имея в виду, что мотор вотвот выйдет из строя. 1»1