212
СВОИМИ СИЛАМИ/ОСНАСТКАКАК ПРОВЕРИТЬ КАСТЕГОН ЖЕ - УГОЛ ПРОДОЛЬНОГО НАКЛОНА ШКВОРНЯтекст / ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВС углами схода и развала рукастый владелец «Жигулей» давно «на ты». Регулировать их - дело нехитрое, ездить в сервис не обязательно. А с кастером дело не задалось. Вот и живет легенда, якобы кастер трогать ни-ни! А то после замучаешься. Мы регулируем кастер, пользуясь простейшим приспособлением. Изготовить его можно из фанеры, оргалита, листа металла, пластмассы и т. п. Взгляните на рис. 1. Пластину с выступами нужно сделать в точности по чертежу, особенно строго выдержав 70-90размеры выступов, в нашем случае 50 мм. О причинах - ниже. Принцип измерения кастера прост: в точке В пластины закреплена нить с грузикомотвесом, эта точка служит вершиной угла, изображенного на пластине: его дугу можно проградуировать, применяя школьный транспортир. Положение нити относительно шкалы (рис. 2) покажет величину кастера при условии, что линия АВ лежит в поперечной плоскости, параллельной оси «0-0» шкворня. Чтобы выполнить это условие, ключом «на 22» поворачиваем гайки на пальцах шаровых опор так, чтобы плоскости их передних граней «смотрели» вперед. На эти грани нужно опереть выступы приспособления,Рис 1. Эскиз приспособления. Материал вой металл, текстолит, фанера и т. п.Рис 2. Так мы измеряем истер.расположив его плоскость продольно. В этом случае нить, натянутая грузиком, по проградуированной дуге «отсчитает» величину кастера. Само собой разумеется, что автомобиль при этом должен стоять на яме (эстакаде) ровно, передние колеса и руль - в положении «прямо», давление в шинах - в норме. Чаще всего автолюбители регулируют угол продольного наклона шкворня на пустом автомобиле. В этом случае кастер должен составлять 3-4°. (Для полностью нагруженного автомобиля - на полградуса больше!) Как видим, допуск на ошибку довольно велик. Но для правильного поведения машины важно, чтобы углы наклона осей левого и правого поворотных кулаков были одинаковыми. (Разница не должна превышать полградуса.) Напомним также, что если нужно изменить один лишь кастер, то общее число регулировочных шайб на болтах крепления оси нижнего рычага должно сохраниться. Например, сняв одну шайбу толщиной 0,5 мм с переднего болта и установив такую же на задний, вы сместите нижнюю шаровую опору вперед. При этом кастер увеличится на 0,6-0,7°. Угол развала почти не изменится: дополнительный наклон оси поворотного кулака приводит к уменьшению развала в пределах 0,1-0,15°, что на поведении машины не сказывается. им/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬКогда красили новое крыло для моего ВАЗ2108 (купленное черным), поверхность хорошо подготовили. Но через полгода краска стала облетать. То же случалось иу моих знакомых. В чем причина? Поставляемая в запасные части «жестянка», как правило, покрыта так называемым транспортным грунтом (в основном, обязанным защищать ее от коррозии). Краски на нем не держатся. Перед окраской таких деталей черный грунт нужно полностью удалить, после чего поверхность обработать в соответствии с принятой технологией ^"°1 окраски. В частности, металл нужно за£ П Я грунтовать нормальным грунтом - напришшвт мер, ГФ-021. выровнять (если в том есть необходимость) рихтованием и шпатлевкой, а затем окрасить, как положено. ток нагрузки «Сонара» составляет 15 А, однако лучше говорить о средней величине порядка 8 А. Рекомендуемое место установки - поближе к потребителю, подальше от воды и грязи. К упаковке и этикеткам новинок претензий нет, а вот внешний вид несколько озадачивает. Новый «Сонар» больше напоминает не серийное изделие, а добротную конструкцию выходного дня, созданную энтузиастом-одиночкой. Издали все выглядит добротно, но вблизи начинаешь замечать и большие зазоры между платой и корпусом, и неважную пайку - бортовые изделия таких «шуток» обычно не понимают. Если подобные «детские» болезни будут вылечены, цена новинки 10 у. е. никому не покажется чрезмерной.КамАЗ с 24-вольтовой бортовой сетью хочу оборудовать магнитолой, но она рассчитана на 12 В Подключаться напрямую к одному из аккумуляторов неудобно. Посоветуйте, как «помирить» оба напряжения? Самое правильное - установить преобразователь напряжения. Прибор «Сонар ИП 3.301», выпускаемый петербургской фирмой «Деметра», имеет три провода: «Вход», «Выход» и «Корпус». Запутаться тяжело - на вход подаем бортовое напряжение, корпус прикручиваем к «массе» автомобиля, а с выхода снимаем требуемые 12 В. Импульсный