I ТЕХНИКА |КАТАЛИЗАТОР КЛИМАТАТЕКСТ / МИХАИЛ гзовскийИ ДЫШИТСЯ ЛЕГЧЕ Вот уже четыре десятилетия автомобильные конструкторы бьются над тем, как сделать двигатели внутреннего сгорания относительно безопасными для окружающей среды. Самым действенным средством сегодня признан каталитический нейтрализатор (catalytic converter) отработавших газов, снижающий содержание вредных веществ в выхлопе более чем на 80%. Нередко в прессе (особенно массовой зарубежной) используют термин «катализатор»; видимо, повлияли шильдики Catalysator, которыми многиемы климат-контроля, объединяющие кондиционер с отопителем и наделенные «интеллектом»; иногда их также называют климатическими установками. Здесь кондиционером управляет электроника, которая позволяет созУПРАВЛЯЕМ ПОГОДОЙ Перелистывая газеты с объявлениядать (и, что гораздо важнее, точно подми о продаже автомобилей, то и дело держивать) желаемый микроклимат. встречаешь упоминания о кондициоДостаточно задать с помощью блока нере (air conditioner) или климат-контуправления требуемое значение темпероле (climate control). Понятно, что эти ратуры - и можно наслаждаться проустройства призваны улучшить клихладой или теплом. Естественно, климат-контроль дороже обычных кондимат в салоне. В чем же отличия? Первые системы для охлаждения ционеров, и не только из-за электронвоздуха начали устанавливать на аменых «мозгов». Система опрашивает риканские автомобили еще в 70-х годатчики, определяющие температуру дах. С тех пор инженерная мысль шагв салоне, и отдает команду на открытие нула вперед, хотя на дешевые совреразличных клапанов и заслонок. Они менные машины до сих пор монтирурегулируют количество воздуха, постуют простые кондиционеры, аналогичпающего извне, и формируют поток, ные по конструкции предкам. Управпроходящий через испаритель кондилять ими можно только вручную: меционера или радиатор отопителя. На нять скорость вентилятора, регулиропрестижных моделях климат-контровать температуру. Довольно хлопотно лем могут командовать не только водисоздать комфортную «погоду» - это тель и передний пассажир, но и обитанередко заставляет водителя отвлетели заднего «дивана»; кроме того, каждый из седоков может выбрать (в изкаться от дороги. вестных пределах) температуру и даже Поэтому все чаще даже на недорогих влажность по своему вкусу. 1»1 авто встречаются более сложные систенение приобрел купированный вариант названия - нейтрализатор, который, впрочем, вполне понятен и профессионалам, и любителям.До рабочей температуры 450° большинство каталитических нейтрализаторов разогревается приблизительно за полторы минуты В перспективе это время сократится до нескольких секунд и обезвреживаться будет до 99% токсичных веществ.фирмы-производители украшали автомобили в эпоху внедрения подобных систем. Такой термин в данном случае не совсем корректен. Дело в том, что катализатор - это вещество, ускоритель химической реакции, а нейтрализатор - само устройство, обезвреживающее выхлоп, сложное и дорогое. Хотя внутри него действительно присутствуют катализаторы, нанесенные на керамические соты. Это металлы - палладий, платина, родий, никель и церий. Именно с их помощью взаимодействуют между собой монооксид углерода (СО), несгоревшие углеводороды (СН) и окись азота (NOx), образуя нейтральные азот, воду и углекислый газ. Как это нередко бывает с заимствованными словами или сугубо техническими терминами, официальное имя «эколога» в обиходе употребляют нечасто. «В миру» большее распростраКлимат в салоне «Мерседеса» S-класса создают, основываясь на показаниях датчиков температуры и влажности воздуха, а также интенсивности ультрафиолетового излучения.