166
167
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙВОДИТЕЛЬ!^ _шатш%\вавШт^тШПпмни- ШЖИГАРНЫЙ ГА! f ^ S ЗЛОДЕЙСКИ <S^ ЗАДЫШИТ ШШ|^^Н||зш:||Ц'1 \ *•**hteт^*™ У\\\\\ш*^ ^Г^шШкт^^.вш\^т^^^^ш\ ^г^ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОТ ЗАВИХРЕНИЯот ЗЛЕЙШЕГО ДРУГА..:С УГАРОМ - НЕ ШУТИ!ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВАШИЛКИслушайтесь в это слово: «авто... любитель!» Тот, кто любит; готов прощать объекту любви все: поломки, затраты на ремонты, суды... Более того, он способен поклоняться автомобилю, даже когда из верною друга он неожиданно превращается в опасного врага. Взяв столь высокую ноту, вроде бы неуместно начинать беседу с работы двигателя. Но не избежать нам разговора о токсичности выхлопных газов. Один из самых опасных ингредиентов выхлопа - окись углерода СО. Народ называет ее угарным газом. Это соединение - продукт неполного сгорания (так принято говорить) углеводородного топлива. Например, бензина. В условиях некоторого недостатка кислорода (при богатых смесях) углерод окисляется не до СОг (углекислого газа, гораздо менее опасного), а только до СО. При переобогащении смеси, когда кислорода еще меньше, часть углерода, вообще не окисляясь, вылетает в трубу в виде сажи, а процент СО близок к десяти. Но, слава Всевышнему, черный дым выхлопа даже бестолкового заставит заняться, наконец, машиной. А вот при пяти процентах СО выхлоп может казаться чистым (не путайте с голубым масляным дымом - это другое). Добавим, что СО не имеет вкуса и запаха... Такая машина очень опасна. Чтобы угореть, порой достаточно нескольких минут. Ощутив вялость, головокружение, тошноту, человек должен бы все бросить - и бежать на свежийВвоздух! На деле чаще бывает по-другому: наваливается сонливость... А это все равно что приговор. Из медицинской литературы известно: встретившись с гемоглобином крови, СО образует новое, очень прочное соединение - карбоксигемоглобин... Такая «кровь» уже не может передавать кислород мозгу. Вот отчего появляется сонливость, вялость и тл. Подарив людям огонь, Прометей не учел их легкомыслия. С момента розжига первых костров человечество угорает, а появление автомобиля лишь усугубило эту картину. Коварный СО никого не щадит. Даже самый опытный однажды может сделать роковую ошибку. Вот типичная. Перед регулировкой нужно прогреть мотор, а выезжать из гаража под дождь не хочется. Самоуверенный «ас» и с машиной, и с СО - «на ты»! Приоткрыл ворота: авось, вентиляции достаточно. Ну, а пустив мотор, почему бы немного не расслабиться, посидеть в теплом салоне, послушать музыку, о чем-нибудь помечтать? ...И незаметно подкрадывается сладкая дремота... На шее цепочка с крестиком... Надпись «Спаси и сохрани...» Эх, заглянул бы сюда бестолковый сосед попросить отвертку... Вот почему, услышав, как у кого-то в гараже долго и нудно «молотит» двигатель, не постесняйтесь поинтересоваться, что там. Если что - зовите людей, вынесите пострадавших на свежий воздух и немедленно вызывайте «скорую»! Ватка с нашатырным спиртом, даже если вернет им сознание, - не средство вернуть жизнь!Рис.1.Как же избежать отравления угарным газом, если он столь коварен? Во-первых, свести его выброс к минимуму. Это значит - умело регулировать двигатель. (Сколько раз мы об этом рассказывали!). Во-вторых, соблюдать определенные, проверенные чьей-то жизнью (или смертью?) правила. Гонять двигатель в закрытом помещении, гараже - недопустимо, если не обеспечен отвод выхлопных газов в атмосферу. Например, на выпускную трубу плотно надевают достаточно длинный шланг - и выводят подальше за дверь. Еще лучше такой шланг с принудительной вытяжкой. Но учтите: от обоих мало толку, если сама выпускная система прохудилась - в трубах, глушителях, прокладках прогорели дыры, соединения стали неплотными. И тогда немало СО останется в гараже. Вырываясь из труб, газ поднимется до самого потолка, потом, остывая, начнет опускаться, смешиваясь с воздухом. Б итоге не найдется в гараже уголка, свободного от угарного газа, - и вы им непременно надышитесь. Целостность труб, глушителей и прокладок системы выпуска проверить несложно. При работающем двигателе плотно закройте срез выпускной трубы. Если система в порядке, мотор остановится. Нет - значит, выхлопным газам открылся обходной путь. Немало случаев отравлений угарным газом относится ик безобидным, казалось бы, ситуациям. Например, кто-нибудь грелся в машине с работающим двигателем где-то в «чистом поле», но погода случилась безветренная... Грузо-Рис.2.ID Z