96
97
98
100
КОМПАНИИ И РЫНКИВW I' в СГйгтГ^^МЙЬ5Ш» ^'"^РЕИЁЗЬ *--™^и1••¥•^1^-—г-'г^^.}Щ^^ffiins.>*ЗЁ£-./Чзг5^~ К|6г££.'^ЬгтЬ^5*'=dJ(P" -- ^вЁя. ==^~. , >? - >53i&*3BL'"''''<Si » •.3? ^ШЭ*5*3£%й> </ПАРАДОКСПОЛЦАРСТВА - ЗА МОТОР!ПОЧЕМУ НАШИ ДВИГАТЕЛИ НЕ УСТРАИВАЮТ АВТОЗАВОДЫ/^^IF&liS^ '^gll'skaiiSJ.лЛ-' *- *ВЛ -шшШt«^ ИНОМАРКИ ВЫБИРАЕМ В ЛИТВЕТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯШ ФАРЫ: МЕНЯТЬ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬКОМУ МАЛЕНЬКИЙ «ОПЕЛЬ»?Если сосчитать моторные заводы в России и прикинуть их проектные мощности, вроде бы хватит двигателей, чтобы оснастить больше двух миллионов автомобилей (включая грузовики). Но почему же тогда буквально каждый автозавод стонет: нет двигателя, нет возможности развиваться...БОЛЬШЕГРУЗЫ НЕ У ДЕЛ До перестройки главной задачей автопрома считался выпуск грузовиков - их закупало государство для государственных же целей. Ежегодно автопарк страны принимал около 800 тысяч грузовых автомобилей! Их оснащали двигателями несколько моторных заводов: Заволжский делал двигатели ЗМЗ-511, ЗМЗ-513 для грузовиков ГАЗа, ЗИЛ выпускал бензиновые моторы ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375, ЯМЗ (ныне АО «Автодизель») специализировался на дизелях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, ЯМЗ-8401 для МАЗа, «Урала», КрАЗа, БелАЗа и др. В 80-е годы в СССР приняли программу строительства заводов по дизелизации автотранспорта. И как раз ко времени распада Союза три крупных предприятия были построены: в Ярцево (мощностью 150 тысяч моторов в год, первая очередь - 75 тысяч для автомобилей ЗИЛа), в Горьком, на ГАЗе (75 тысяч штук в год), и в Кустанае (проектнаяПроизводство дизелей в Нижнем закупали народное хозяйство и армия, - говорит начальник научно-техничеждал такой же исход. Выпуск грузовиского управления «АСМ-холдинг» Анаков сократился до минимума, и 75 тытолий Титков. - Выпуск грузовиков сяч дизелей в год оказались просто не катастрофически сократился (в 1990-м нужны. В 1997 году было принято ре- 812 800, в благополучном 2000-м - шение: абсолютно новый завод закрыть, оборудование демонтировать, 186 673 шт.). Соответственно, невостребованной а освободившееся помещение отдать оказалась и продукция моторных завоСП «Нижегород моторе». В результадов. А их самих ждала горькая судьба. те завод, успев выпустить несколько Предприятие в Ярцево остановлено, а тысяч моторов, прекратил существоярцевский двигатель заменен созданвание, СП до сих пор не заработало, ным ЗИЛом на базе бензинового мотора грузовики ГАЗ и АМО «ЗИЛ» («Быдизелем, который делают малыми серичок») остались без дизельного двигателя. Говорят, мотор, от которого отями в Новоуральске на ЗАО «УАМЗ».мощность - 40 тысяч штук в год для Кустанайский дизельный оказался в УралАЗа). Все они были оснащены совдругом государстве, и, хотя завод букременным импортным оборудованием, вально виден с российской границы, от а для Кустаная даже куплена лицензия наших пошлин это его не спасает. Раву фирмы «Клёкнер-Хумбольдт-Дойц». но как и от местных, казахских эконоУже начинали осваивать мощности, как мических трудностей. Справиться со все в жизни страны поменялось. В том всем этим самостоятельно предпричисле и потребность в автомобилях. ятие не смогло и новенькое, оснащен- Большегрузные машины оказались ное по последнему слову техники, легне нужны в тех количествах, в каких их ло на дно.казался ГАЗ, вполне подошел бы для нового коммерческого грузовика ЗИЛ. Но, увы... Сейчас москвичи вынуждены ставить на «Бычка» минский тракторный двигатель, что, по мнению руководства предприятия, сильно ограничивает возможности выпуска и перспективу развития этих автомобилей. Не один миллиард долларов оказался97 I КОМПАНИИ И РЫНКИ11 200198Ульяновский мотор - это модернизированный двигатель «Волги» ГАЗ-21, производство которого было вынесено с ЗМЗ. Двигатель середины 50-х годов, естественно, не соответствует современным меркам. Мотор, выпускаемый в Уфе, - это БМВ конца 60-х годов: с алюминиевым блоком и вставными чугунными гильзами он очень велик и по массе, и по размерам, не технологичен. Естественно, не приходится и говорить выброшен на ветер (именно так, поо соответствии этих моторов экологискольку о восстановлении этих предческим требованиям не то что Евро II, приятий речь уже не идет). Кстати, мы но и Евро I. А чтобы осовременить прошШгШшт не упомянули еще один объект - завод изводство, требуются огромные влодвигателей КамАЗа для грузовых автовЯ жения. мобилей, рассчитанный на ежегодный выпуск 250 тысяч моторов! ПогорелецКонечно, можно возразить, что на завод восстанавливали уже тогда, когда АвтоВАЗе и ЗМЗ выпускают более сов«•L \ л ч было ясно, что такие объемы производременную продукцию. Только гамма HK!I ' ства не нужны. Почему-то это не учли, ее не может удовлетворить потребнои предприятие в Набережных Челнах сти автозаводов, особенно если думать по-прежнему рассчитано на советские о перспективе. А она такова: у Автомасштабы. При этом в прошлом году ВАЗа на подходе семейство «Калины» моторный завод КамАЗа выпустил неи новая «Нива», двигателей же, подхомногим больше 30 тысяч двигателей, i дящих для этих моделей, в Тольятти не ^г • ; 1 что далеко от порога рентабельности. А выпускают, к тому же ограничены ^^Я • » -.JH ?\ мощности и по выпуску моторов для Ш^^'*' Самым жизнеспособным оказался ш ШШ переднеприводных автомобилей. В «Автодизель» в Ярославле: он хоть и соч Ульяновске начат выпуск вседорожни.: кратил объемы производства, но опере• •-?£%• зажает «коллег» - более 50 тысяч двигатештук). Для УАЗа работал моторныйв я ков УАЗ-3160 и УАЗ-3162, причем нолей в прошлом году, в нынешнем, после вод в Ульяновске (ныне ОАО «Волжвый хозяин предприятия - АО «Северсмены собственника (теперь владелец ские моторы»), способный выпускать сталь» - намерен сделать ставку на завода - «Сибал») - 32,9 тысячи (за пер около 150 тысяч двигателей вгод,а для УАЗ-3162, а ульяновский мотор для невые семь месяцев 2001 года). АЗЛК и «Ижмаша» - подразделение го слишком слаб. Владельцы «газелей» УМПО (Уфимского моторного произжалуются на ее недостаточную мощводственного объединения) - Уфимность и хотят не только бензиновый, но НЕЛЕГКАЯ ДОЛЯ ЛЕГКОВЫХ Здесь у каждого из производителей ский завод автомобильных моторов и дизельный двигатель, а их нет. Впрочем, автопроизводители ищут тоже был свой поставщик моторов, с (УЗАМ) мощностью 400 тысяч двигатевыходы. В Тольятти рассматривают лихвой загружавший его мощности. лей в год. Механосборочное производство АвтоЕсли, опять-таки, суммировать, то навозможность комплектовать «классиВАЗа, например, способно выпускать ши моторные заводы вполне могут угку» и ВАЗ-Ш9 двигателями Мелитодо миллиона двигателей ежегодно. наться за автомобильным производстпольского моторного завода, который Проектная мощность Заволжского мовом: потенциал - за два миллиона двивходит в АО «АвтоЗАЗ-Дэу». Говорят, торного завода (ЗМЗ) - 380 тысяч штук, гателей в год! Но никакой арифметики корейцы им занимались и теперь он из которых 140 тысяч - старые, для легтут не получается. Продукция российбудто бы вполне удовлетворяет высоковых автомобилей. При этом линии по ских производителей в большинстве ким вазовским требованиям. МеМЗ, выпуску нового ЗМЗ-406 рассчитаны на своем устарела, в свое время из-за недосудя по всему, тоже заинтересован в та150 тысяч двигателей вгод(в нынешнем статка средств не создавались и не осваком партнерстве: несмотря на альянс с «Дэу», дела на заводе не особенно идут завод намерен произвести 100 тысяч ивались новые разработки.шЯтШм\Vи1 1д 1 КОМПАНИИ И РЫНКИ |вгору,а чтобы производство было рентабельным, надо увеличивать его объемы. И тут - заказчик с таким потенциалом! УАЗ обратил свои взоры на ЗМЗ. «Северсталь» приобрела контроль над этим предприятием, и теперь новые модели ульяновцев будут оснащаться заволжским двигателем. На этом оптимизм иссякает. ГАЗ пытался решить проблему дизеля для «Газели», начав лицензионное производство двигателя «Штайр». Но, поговаривают, новые хозяева не очень верят в перспективу этого мотора на нашем рынке: слишком дорог (на 70% состоит из импортных комплектующих), неремонтопригоден (в нашем традиционном понимании). Так что будущее производства «Штайра» туманно. Ситуация с силовым агрегатом для «Нивы» еше менее ясна. В общем, по всему выходит, что, несмотря на наличие избыточных мощностей, надо строить новые моторные производства. В январе 1985-гогодавышло распоряжение Совмина СССР о закупке за рубежом лицензии на семейство двигателей 1,7-2,0 литра и строительстве в ПО «Москвич» завода мощностью 240 тысяч (в том числе 80 тысяч дизельных) двигателей в год. Предусмотрены были и средства для этого: 350 миллионов инвалютных рублей (тогда доллар был равен 60 с небольшим копейкам). - Это должен был быть один из самых современных заводов в Европе, вспоминает бывший директор строившегося предприятия Владимир Бодянский. - Но с самого начала нас преследовали неудачи. В конце 1985 года «обвалился» инвалютный рубль, потом приказал долго жить Внешэкономбанк, кредитовавший строительство, затем случились инфляция и денежная реформа... И все-таки к 1996 году завод был готов на 85%. Остальное оборудование было заказано и ждало оплаты. И тут завод постиг удар посильнее, чем любой экономический и политический катаклизм: смена руководства. Новый генеральный директор решил откаПРОПАВШИЙ ЗАВОД А куда делся еще один моторный зазаться от окончания строительства мовод - тот, который с середины 80-х начаторного производства и закупать двили строить на АЗЛК? Кстати, двигатель, гатели за границей, у «Рено». Громадкоторый там должны были выпускать ный корпус предприятия был отдан (точнее, семейство), вполне сгодился бы под СП. Значительная часть новейшене только для «Москвича», но и для ного оборудования демонтирована и попросту разворована. вой «Нивы», и для «Ижмаш-Авто». Между тем, завод мог бы выпускать впрысковые двигатели объемом до 2,2 литра, причем несравнимо более современные, чем уфимские, и более дешевые.МОТОРЫ В СКЛАДЧИНУЯмьГэтЬ"wWl*^•* С ,.,TJ|• щ. VВпрочем, зачем говорить о том, что не воротишь! Натура у нас широкая: миллиард - туда, миллиард - сюда, дело житейское. Но как дальше-то быть? По всему выходит, что надо еще моторные производства строить, а это встанет в копеечку. Впрочем, похоже, времена, когда проекты открывали и закрывали без особых раздумий, прошли. Все настойчивее звучат разговоры о необходимости унифицировать автомобильное производство, создавать автомобили на единой платформе, с максимальным использованием универсальных, подходящих для разных моделей, компонентов. Это не только удешевит выпуск продукции за счет увеличения его объемов, но и избавит от необходимости строить для каждого из автозаводов собственные производства комплектующих. В том числе и двигателей. Действительно, вряд ли найдется хотя бы один из автомобильных заводов (даже таких гигантов, как АвтоВАЗ или поддерживаемый «Сибалом» ГАЗ), которому под силу в одиночку организовать производство моторов. Зато, если автомобильные предприятия объединят усилия... Крупный моторный завод, способный обеспечивать двигателями конвейеры нескольких автосборочных производств, мог бы решить нынешнюю проблему. Может быть, проект создания такого предприятия - не утопия? Недавно появилась обнадеживающая информация: АвтоВАЗ и «Сибал» обсуждают возможность совместного строительства моторного завода. Поживем - увидим? 1»1\у * \»s§l'- ИИ*ЗАО «УАМЗ», НовоуральскПРОИЗВОДСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ В 2000 ГОДУ, штукш113288233 89402 6890 32925ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти 757474 в т.ч. на комплектацию другим предприятиям 51913 АО «Заволжский моторный завод» ОАО «Волжские моторы» (на комплектацию) УМПО (УЗАМ). Уфа шШВВВВВВВшШ ДИЗЬЛЬНЫЬ ОАО «КамАЗ», Набережные Челны ЗАО «УАМЗ». Новоуральск АО «Автодизель», ЯрославльШввввм10350711