80
81
82
ТЕХНИКАБИО, ТЕХНО, РЕТРО ЖНЕУЕМНОСТЬ ФАНТАЗИИ... В РАМКАХ ДОЗВОЛЕННОГОТЕКСТ / МИХАИЛ гзовский , СЕРГЕЙ КАНУННИКОВНАУКА ОДЕВАТЬ Каким бы технически совершенным, надежным и долговечным ни был автомобиль, сделать популярной внешне непривлекательную машину очень сложно. Особенно в век огромного разнообразия моделей. Конечно, о вкусах не спорят, но приписываемое великому авиаконструктору изречение «некрасивый самолет не может летать хорошо» применительно к автомобилю оборачивается недоверием покупателей к модели спорного дизайна. Производители строят дизайн-центры на всех континентах и набирают армии стилистов. Но даже самые одаренные фантазеры нечасто нарушают неписаные законы, отступая от рамок «жанра» - назначения машины. Работа автомобильного дизайнера близка ремеслу мебельщика или модельера - потребителю надо угодить! Одни отдают предпочтение комфортным, удобным вещам, другим важно произвести впечатление на друзей и знакомых. Банковские служащие, в полном соответствии с прозвищем «белые воротнички», каждое утро дополняют наглаженный пиджак и белоснежную сорочку строгим галстуком; программисты предпочитают демократичные джинсы и джемперы. Вседорожник должен быть массивным, «мускулистым», заметным, внушать уверенность в своих, да и хозяина, силах. Представительский седан - олицетворение строгости, солидности, достатка. Отсюда классические, без резких изломов линии и хромированный декор. Ну а спорткарам, помимо мускулов, присуще изящество породистого скакуна. Маленькие автомобили стараются делать более веселыми, одушевленными. Они должны прийтись по душе молодежи и женщинам - напоминать любимую домашнюю зверюшку или старого плюшевого мишку. Одно из последних веяний: «малышей» зрительно укрупняют, оформляют деталями в стиле «старших в роду», максимально приближают форму к минивэнам. По-настоящему разгуляться дизайнерской фантазии не позволяют ни конструкторы (ведь в эту «скульптуру» надо вставить работоспособные агрегаты), ни технологи (машину нужно де-Яркий представитель биодизайна - «Рено-Твинго». Хозяева нередко приделывают к выразительным «глазкам» пластиковые ресницы.лать серийно, причем уложившись в заданную смету), ни законы природы. Последние неумолимы. Похоже, именно аэродинамика заставила дизайнеров БМВ сделать «корму» новой «семерки» столь нетрадиционной для баварцев и спорной с точки зрения чистоты стиля. Помимо рациональных соображений, представления о красоте диктует капризно-переменчивая мода. Ей покупатели обязаны тем, что в облике машины разных марок подчас имеют много общего. ПОИСКИ ЖАНРА Несмотря на видимое разнообразие стилей и пестроту вкусов публики, нетрудно выделить основные направления, в которых движутся дизайнеры большинства фирм. Значимый в новейшей истории переворот произошел в 90-е годы. "Угловатые формы 80-х буквально на глазах скруглили. Все чаще в прессе мелькало понятие биодизайн, намекающее на естественное, «природное» происхождение облика автомобиля. Машины стали сравнивать со зверюшками, фары с глазками, а прорези решеток радиатораТандерберд» - ожившее воспоминание о знаменитой модели 50-х. наводили на мысли об игривой улыбке (или, напротив, грустной гримасе). В центре внимания модников и модниц оказались «Рено-Твинго» и «ОпельКорса». Эстафету подхватили корейцы, возведя новое направление в абсолют, порой граничащий с абсурдом. Аморфные кузова «Хёндэ-Акцент» или «КИА-Авеллы» стали называть не иначе, как обмылками. Однако тупиковое, казалось бы, направление дало жизнь таким необычным, даже экстравагантным, машинам, как «Ситроен-Ксара Пикассо» или «Исудзу-Викросс». Последний, кстати,Создателям «Кадиллака-XLR» удалось совместить «техно» с фирменным стилем столетней выдержки.снялся в недавней популярной киноленте «Миссия на Марс», где вполне вписался в образ автомобиля будущего. Может, и правда, «био» еще вернется? Мода циклична. Резко очерченные словно работали циркулем и линейкой - линии кузовов 70-х вновь входят в обиход, правда, уже в несколько иной интерпретации. Дух высоких технологий (компьютеры проектируют машины и контролируют людей!) отразился во внешности автомобилей конца XX века. Одним из предвестников перемен стал «Ауди-ТТ» - ярчайший пример направления «техно». На одной из фотографий первого прототипа ТТ предстал на фоне лаконичных металлических конструкций - в «алюминиевом» интерьере. В противовес биодизайну апологеты «техно», кажется, решили избавиться от форм естественного происхождения. Циркульные кривые, симметрия и нарочитая утилитарность не оставляют сомнений в искусственном, машинном происхождении автомобиля. Этот стиль, правда, в несколько смягченном варианте, присущ и младшей модели «Ауди-А2». Мощную поддержку новому направлению оказала корпорация «Дженерал моторе». Обкатав на автосалонах несколько технократичных концепт-каров, американцы решились на их производство. Вслед за «кадиллаками» XLR и CIS, которые пойдут в серию в 2002-м, и остальные модели приобретут похожие формы. Вообще, под флагом «техно» сегодня выступают, в первую очередь, американские производители. Они же породили волну ретромобилей, популяция которых растет с каждым годом. Практичность в жителях Северной Америки прекрасно сочетается с сентиментальной тягой к вчерашнему дню. Бесконечные сериалы с одними и теми же героями, римейки популярныхМаленький «биологически-мягкий» вседорожник «Сузухи-Джимни» получился немного эклектичным, что не мешает ему находить покупателей.фильмов и театральных постановок призваны утолить неослабную ностальгическую жажду. И автомобиль - предмет для американцев культовый - не мог остаться вне этой игры. Эпоха 60-х принесла с собой хиппи, свободную любовь, наркотики, войну во Вьетнаме и... знаменитый «Фольксваген-Жук». С ним долго не могли распрощаться - в Германии уже вовсю штамповали «гольфы», а из-за океана все доносилось уютное жужжание... И вот, спустя три десятка лет, он вернулся! «Ныо-Битл» позволил вспомнить молодость тем, для кого первой машиной был «Жук», а внуки смогли приобщить- I ТЕХНИКАся к культу дедушек. Круг замкнулся... или пошел второй виток? Удачная стилизация на тему легенды 50-х - «Форд-Тандерберд» - тоже нашел немало поклонников. А дитя «ностальгического синдрома» - «Крайслер РТКрузер» - собирательный образ красавцев 30-40-хгодов,расходится немалыми тиражами по обе стороны Атлантики. В ретрогонку включается и БМВ с новой «редакцией» культового «Мини». Впрочем, не все идут на поводу у моды. Некоторыестараютсясделать нечто действительно новое. «Форду» удалосьтаки выработать свой почерк. Своеобразный симбиоз элементов биодизайна и «техно», нашедший отражение в «Фокусе», «Пуме», обновленном «Мондео» и последней «Фиесте», окрестили «нью эдж» - новая грань. По «мыльным» обводам «био» словно прошлись ножом, зрительно обнажив неощутимые острые кромки. Теперь примеру «Форда» пытаются следовать многие: например у «Тойоты» появилось понятие «каттинг эдж» - тоже грань, но режущая, как в купе «Селика». СИНТЕЗ ИЛИ ЭКЛЕКТИКА? Далеко не все автомобили абсолютно чисты с точки зрениястиля.Ведь работа дизайнера отчасти сродни творчеству драматурга. Настоящая трагикомедия, вызывающая разом искренний«Мерседес» всегда останется «Мерседесом». Даже если это необычный компактный мини-вэн.смех и неподдельное сострадание, по плечу не каждому. Синтез жанров порой оборачивается провалом, редко шедевром. Так и одаренные «акробаты» от дизайна создают запоминающиеся, привлекательные модели. Ведь и дизайнерам, и потребителям наскучивает однообразие. В погоне за оригинальностью легко ошибиться. Фирма «Форд», наверное, надолго откажется от имени «Скорпио». Автомобиль последнего поколения - попытка «подружить» солидность с плавными линиями капота и фарами в биостиле, а также задними фонарями в духе американских «крейсеров» начала 70-х окончилась провалом. Покупатели холодно приняли такую эклектику. Производители массовых моделей избегают шокировать публику. Потребитель скорее простит не слишком выразительный облик, привлеченный надежностью и невысокой ценой. Ошибиться страшно - и все же случаются такие удачи, как «Пежо-206». Создатели дорогих автомобилей с именем больше ориентированы на вечное - фирменные стили - нежели на преходящую моду. Примеры: родовая узнаваемость «мерседесов» любого класса; историческая линия «Порше911», мастерски преломляемая в призме современных моделей; наследственные черты в нынешних «ягуарах». Породу можно с успехом культивировать даже в нетрадиционных дляПопуляризатор «новой грани» - модель «ФордФокус».марки машинах. Дизайнеры «МерседесБенца», создавая А-класс по законам функциональности, с помощью небольших, но заметных деталей - облицовки радиатора, светотехники, дверных ручек - придали компактной машине несомненно «мерседесовский» облик. Однако, чтобы беречь породу, ее надо иметь. А далеко не каждая компания может похвастаться славной историей. ГЕРОИ ЗАВТРАШНИХ ДНЕЙ Если немного очистить нынешние концепт-кары от налета «космического», заметно, что производители все чаще ориентируются на универсальность. Дизайнеры пытаются «поженить» вместимость вагона, комфорт представительского седана, мощь вседорожника, а порой и изящество спортивного купе. Одновременно фирмы обращаются к этакому стилю «унисекс» - вседорожник без агрессивности, спорткупе со смягченными переходами форм, универсал с грацией элегантного седана. В попытках угодить всем легко утратить оригинальность... Видимо, яркие, запоминающиеся облики так и останутся уделом не самых массовых моделей (впрочем, будут - и есть - приятные исключения). Это вполне естественно работы прославленных кутюрье, вечерние платья и клубные пиджаки, не могут быть повседневной одеждой большинства. 1»1