58
59
I ТЕХНИКА |ПОСЛУШАЕМ, ПОНЮХАЕМ, ПОСМОТРИМ"""'ЕСТЬ ЛИ ПРОК ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИТ КТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ЕС МАКСИМ САЧКОВтобы выйти на рынок, новый автомобиль должен сдать вступительные экзамены - сертификационные испытания. Обычно к общим положениям добавлен национальный колорит - требования, которые предъявляются только в отдельно взятой державе. Кто-то упирает на безопасность, кто-то на экологию... Безоговорочного выполнения этих дополнений государство фебует поголовно от всех автомобилей: не важно, иномарка или родная продукция. Россия - не исключение: здесь тоже своя система сертификации и дополнительные национальные фебования. Для легковых автомобилей их четыре: к внутреннему шуму, содержанию вредных веществ в салоне, вентиляции и отоплению, управляемости и устойчивости. Грузовики и автобусы вдобавок сдают экзамен по обзорности. На первый взгляд это кажется абсурдом: страна «жигулей» и КамАЗов предъявляет к современным и совершенным иномаркам особенные требования?!ЧГк *11вале 2250-4500 об/мин. Замеры повторяют несколько раз. Второй этап испытаний - более спокойный и тихий. Водитель включает повышенную передачу и едет с постоянной скоростью в течение нескольких минут. Обычно устраивают несколько заездов на разных стационарных режимах в диапазоне 70-120 км/ч.Один из тестов на управляемость и устойчивость «переставка». Коридор из конусов - чуть шире кузова автомобиля, длина участка для маневра -20 м. Предельная скорость выполнения «лереставки» должна быть не ниже 87 км/ч скорость при начале курсовых или траекторных колебаний - 82 км/ч, а занос или снос происходит не раньше 77 км/ч.ПОСЛУШАЕМ... Правило ЕЭК ООН устанавливает ограничения на внешний шум, издаваемый автомобилем. Просторная Россия, где за рулем можно просидеть сутки кряду и проехать лишь десятую ее часть, дополнительно нормирует шум внутренний - устойчивый гул двигателя, фансмиссии, шин, проникая в салон, утомляет водителя. А усталость причина многих аварий. Один из самых сильных и неприятных - шум при разгоне. До того как взяться за прибор, специалисты просмафивают технические характеристики, определяя оптимальный режим испытаний. Например, если мотор выдает «максималку» на 5000 об/ мин, то наибольший шум следует ловить в интер-При разгоне и на постоянных скоростях внутренний шум не должен превышать 78 дБ(А).Замеры вредных отработавших газов в салоне автомобиля (максимальное содержание СО 20 мг/м3, N0 X - 5 мг/м 3 СН - 300 мг/м 3 ).ПОНЮХАЕМ... Вредные газы, проникающие в салон, действуют на водителя похлестче любого шума. Не хватало, чтобы автомобиль стал газовой камерой для будущего владельца! За шесть часов до начала испытаний автомобиль заправляют почти под завязку и провефивают. Двадцатиминутной поездки со средней городской скоростью 50 км/ч достаточно для анализа. Прямо внуфи автомобиля экспресстестерами определяют количество окислов углерода (СО) и азота (NOx). Для выявления углеводородов (СН) салонный воздух собирают в колбочки и дают «понюхать» лабораторным приборам - хроматофафам. Дизельные автомобили, помимо этого букета вредных газов, выделяют пары акролеина - вещества с резким запахом, содержащегося в топливе. У легковушек и фузовиков пробы берут в одной точке; в салоне автобуса делают фи замера (впереди, посередине и сзади), а у сочлененного - дополнительно в хвостовой части. Н е угорит ли хозяин на стоянке, прик орнувс включенной «печкой»? Согласитесь, где-нибудь вИспании такие проверки ни к чему, а у нас... Проветр енный автомобиль ставят кормой по вефу , и через 15-20 минут можно подключать аппаратуру. П еред испытанием берут пробы окружающего воздуха: вдруг над объектом нависла какая-нибудь «вредная» тучка. ПОПОТЕЕМ... Самое, пожалуй, логичное из национальных испытаний - проверка эффек ­ тивности отопления. «Печку» перед тестами настраивают: вентилятор на максимальную скорость, в ноги - 70% теплого потока, на вефовое стекло - 20%, на боковые - 1 0 % . Анализатор климата проверит правильность регулировок. П еред испытаниями вдвижении методика предписывает выхолодить салон. Весь воздух сначала направляют на вефовое стекло. Л ишь только наледь растает, переводят рычажкив «правильное» положение. Ч ерез 15 минут измеряют температуру около ног и головы водителя; дополнительно определяют места локального перегрева, ф ик ­ сируют температуру стенок открытых воздуховодов и выходящего из дефлекторов воздуха.Испытания проводят, разумеется, в холода (либо в климатической камере) - предписанная температура -25°С. Есл и за окном теплее, работы у человека сприбором автоматически прибавляется. Все данные нужно пересчитывать по специальным поправкам или ждать следующих морозов. ПОЕЗДИМ... Некоей гарантией, что даже на российских дорогах машина будет безопасной икомфортной , служит проверка устойчивости и управляемости. О на включает два этапа. На первом машина должна выполнить «переставку» - объехать имитированное препятствие и остаться вфаницах коридора. Оценкой управляемости служит предельная скорость выполнения маневра; определяют также показатели начала сноса или заноса (скольжение передней или задней оси). К роме того, между этими киломефамив час есть еще одна величина - скорость начала фаекторныхили курсовых колебаний (когда виляет пер едняя или задняя часть). О т попытки к попытке скорость постепенно увеличивают, пока машина не вылетит за фани цы коридора из конусов. Задание второе - вход в поворот. Конусы высфаивают полукругом радиусом 35 мефов - таков размер испытательного «пятака» Дмитровского полигона с обочинами безопасности. Схема проведения и замеры аналогичны «переставке». ПОСМОТРИМ... Забавно, что для оценки обзорности в первую очередь необходимо найти точку R... чуть пониже спины водителя. Н а Это испытание позволяет оценить поведение автомобиля в повороте. Нормированные значения скоростей в этом случае - 72,68 и 64 км/ч.Проверка обзорности. На водительское сиденье усаживают манекен для определения точки R. место водителя усаживают высокий манекен (рост 182 см). Пристегивающиеся ноги со ступнями 46-го размера стоят на педалях. К найденной точке R «привязывают» специальный лазерный прибор, который размечает на стеклах нор мативные зоны для проверки. П ерваяпрямо перед глазами водителя - на нее смофятсфоже всего. Вторая - зона переднего обзора. Почти всю эту площадь должны очищать «дворники», а взгляду не мешать неподвижные шторки, микр офони т.д. К роме того, для каждого класса автомобилей обязательно оговаривается ширина двух (или трех) стоек. * » * И все-таки: т акли нужны эти национальные требования? Ведь поставляем ые на российский рынокиномаркиуже испытаны «дома» и получили офи ­ циальные одобрения. П ричем зарубежн ыенормы более строги. Н апример , в Европе машины сертифицируют по ПравиламЕЭКООНи поправкам к ним, многие из которых мы только собираемся возвести в ранг закона. Н аши национальные требования не столько Сфогие, сколько специфические. И актуальные, в первую очередь, д ля отечественного автопрома. Впрочем, не только: как в самой распрекрасной иномарке лютой зимой ездить без горячей «печки»?! И когда греетесь на стоянке, угарный газ не должен витать в салоне. Итак, это закон, а он для всех един: к ак для россиян, так идля чужеземцев. Н о неразумно мерить общим аршином управляемость «Волги» и БМВ. И ли через 50 тысяч километров попробовать поговорить шепотом в салоне «жигулей». Возможно, пора внести корр ективы : сделать некоторыенацио ­ нальные фебования избирательными или поднять планку, а вместе с ней и качество нашей продукции? Давайте не считать этот вопрос риторическим! |ЗР |Правильно ли греет «печка», проверяют термометрами со специальными насадками. При температуре за бортом -25°С около головы и ног водителя она, соответственно, не ниже 10 и 16°С