186
187
СВОИМИ СИЛАМИ /ИНСТРУМЕНТСНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕНА ЧТО СПОСОБНЫ АВТОТЕСТЕРЫТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВБыстро найти неисправность порой сложнее, чем ее устранить. Это в полной мере относится к электрическим цепям. Еще недавно мало-мальски опытный мастер, вооруженный лампочкой, запросто находил обрыв или короткое замыкание в системе, регулировал зажигание, проверял исправность диодов. А современный автомобиль напичкан электроникой, и для его диагностики лампочка-пробник бесполезна. Отыскать неисправность поможет автотестер. Вопреки ожиданиям выбор в магазинах невелик - нам удалось купить всего шесть тестеров: четыре стрелочных и два цифровых. На роль подопытных выбрали два автомобиля - «Оду» с «классической» контактной системой зажигания и «Ниву» с электронной бесконтактной. Первым делом решили измерить основные электрические параметры - напряжение U, ток I, сопротивление участка цепи R (см. табл.). Эталоном измерений послужили приборы, прошедшие метрический контроль, цифровой вольтметр ВК2-20, омметр Е616, тахометр 43-1К (Я8Е). Первый тест - проверка точности измерения напряжения. К стабилизированному источнику тока подключили нагрузку, а затем все приборы разом. Их показания несколько разошлись. На-пример, откалиброванное на нагрузке напряжение 14,0 В китайский тестер MF110A оценил как 13,0 В! А украинский АТ1МЭ 14,8 В. В «десятку» попал ТОР-01 (еще СССР!), показавший 14,0 В. У ДТ9700 тоже... 14 В, но этот мультиметр десятых долей вольта вообще не показывает! Следующий тест - измерение тока. На это способны три прибора. Ставим 10 мА. Китайский MF110A точностью вновь не порадовал, показав около 8,5 мА. Автотестер SM4380B настаивает на величине 10,08 мА - лишь последняя цифра прыгает. У ДТ9700В шкала лишь от 100 мА.Сопротивление. По заявлениям изготовителей, все изделия в силах его оценить. Относительно точно сопротивления 100 Ом, 1 кОм и 10 кОм измерили ЭИ8004 и SM4380B. Остальные выглядели хуже. Совсем не блеснул возможностями ТОР-01: его «шкала» лишена мелких делений, а три невразумительные черточки оставляют простор фантазии. Похоже на отголоски той эпохи, когда автоэлектрика интересовали две вещи - обрыв цепи и короткое замыкание. Полезна функция измерения температуры, например, для проверки термостата.Мультитестер MF110A Производитель - Китай. Стрелочный, компактный, хорошо читаемая шкала, мягкие соединительные провода. Точность измерений низкая, на роль серьезного автотестера не годится. Цена - 50 руб.Измеритель ЗИ8004. Производитель - Белоруссия. Стрелочный. Неплохая точность измерений. Сделан скверно, провода одного цвета - можно ошибиться с полярностью А для измерения оборотов необходим дополнительный источник питания 9 В. Цена - 285 руб.Автотестер AT1M3. Производитель - Украина Стрелочный. Удобный корпус хорошо читаемая шкала, понятная инструкция по выполняемым работам. Показания неточные. Цена - 515 руб. Автотестер ТОР-01. Происхождение (1986 г.) СССР. Стрелочный. Корпус удобен. Инструкция по применению на крышке. Надежен и долговечен (см. выше). Шкала крайне скромна. Щупы и провода грубые. Это позволяют делать автотестер SM4380B и мультиметр ДТ9700. В качестве контрольного прибора выступил высокоточный ртутный термометр. Оказалось, что оба электронных температуру занижают: SM4380B - на 2°С, а ДТ9700 - на 5°С. Конечно, это еще «не смертельно», но при оценке максимальной температуры «Тосола» может ввести в заблуждение. Вопрос принципиальный! А теперь проверим «профпригодность» приборов при измерениях специфических автомобильных параметров. Начнем с контроля оборотов двигателя (частоты вращения коленвала), необходимого при регулировке токсичности выхлопа, проверке ЭПХХ и т. п. Подключим все приборы одновременно сначала к контактной системе зажигания (ИЖ-2126), затем к бесконтактной («Нива» ВАЗ-21213). При измерении оборотов двигателя ИЖа показания приборовАвтотестер SM4380B. Производитель не установлен. Цифровой. Компактен, удобен, пригоден для работы на моторах с числом цилиндров от трех до восьми. Хороша точность измерений, легко читаемые показания, звуковая «прозвонка» цепей. Замеченные недостатки: быстро разряжающаяся батарейка, последний разряд в показаниях постоянно меняется. В режиме измерения тока не имеет защиты Цена - 640 руб. разошлись: на ТОР-01 - 1700 об/мин, АТ1МЭ - 1550, ЭИ8004 - 1400, SM4380B 1450 об/мин. Большой разброс показаний отмечен и при измерении оборотов двигателя «Нивы». Теперь измерим угол замкнутого состояния контактов прерывателя в распределителе зажигания на ИЖ-2126. Белорусский ЭИ8004, не приспособленный для этого, отставляем в сторону. Стрелочные ТОР-01 и АТ1МЭ вновь спорят! 51,5 или 48,5"? Цифровой SM4380B показывает 54,5°. Величины во всех случаях осредненные по цилиндрам. Итак, бесспорный аутсайдер нашего небольшого теста - китайский мультиметр MF110A, универсальная игрушка. Точность никудышная, но... маленький, легкий, почти невесомый. Хочешь «поиграть» с машиной? Пожалуйста. А потом - добро пожаловать к специалистам!Мультиметр ДТ9700. Производитель не установлен. Цифровой. Компактен. Измеряет постоянный ток в цепи без ее разрыва. Звуковая «прозвонка» цепей. Белорусский ЭИ8004 поточнее. Но какой он «автомобилист», если смог померить только обороты, да еще в дополнительном питании нуждается? АТ1МЭ и ТОР-01 из ­ мерили два параметра. Но слово «точность» не о них! SM4380B - прибор цифровой. Точность приемлемая. А к тому, что цифры последнего разряда скачут, можно привыкнуть. Кстати, прибор позволяет определять параметры двигателей с числом цилиндров от трех до восьми, измеряет температуру, обеспечивает звуковую «прозвонку». Неплохой помощник автовладельцу. Мультиметр ДТ9700 удобен лишь для определения тока в цепи без ее разрыва. Напряжение измеряет чересчур грубо, а параметры работы систем двигателя - вообще никак. Опросив автоэлектриков, мы убедились, что это техническое «чудо» им неинтересно. I»IРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ. ТОКА И СОПРОТИВЛЕНИЯ. ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ, ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНВАЛА И УГЛА ЗАМКНУТОГО СОСТОЯНИЯ КОНТАКТОВ№№ Наименование n/п прибора Пр01ер « е мыл параметр Темпера тура Г.С -15 Частота вращения Угол коленвала,об/май замкнутого состояния Контакт н. Бесконт. контактов. система система град ПримечанияН апряже ii > еТ 0ки, в10,0 1. 2. 3. 4. 5. Мультиметр MF110A Измеритель ЭИ8004 Автотестер АТ1МЭ Автотестер ТОР-01 Автотестер SM4380B Мультиметр ДТ9700 12.0 11,0 14,0 13,0 Предел по шале 10001*А10Предел по шкалеС оп ротивление R 100 0м 120,0 1кОм 10 (Ом 11,54М9,010,5 10,5 10,2 10,088.55001,1 1,0 1,0-171400 1550 1700 14501350 1150 1200 135051,5 48,5 54,5Постоянный и переменный ток Только постоянный ток Только постоянный ток Только постоянный ток Постоянный и переменный ток Измеряет ток только от 100 мА без разрыва цепи12,5 12,5 12,2 12,0414,3 14,8 14,0 14,0420 25 2010,081095,010,0 10,0100105,120,99510,01500 600+96 +936.101214-600105--19---