158
159
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ДОСМОТР С ПРИСТРАСТИЕМПРЕЖДЕ ЧЕМ КУПИТЬ ПОДЕРЖАННУЮ МАШИНУ, ХОРОШО БЫ ПОКАЗАТЬ ЕЕ МАСТЕРУПроверка на ходу в целом порадовала - ожидал худшего. Да, конечно, ездить с таким карбюратором - мучение, видимо, и прежний и новый владельцы давно не водили исправную машину и уже привыкли к провалам и подергиваниям. Сцепление буксует и давненько - продавец, понятное дело, не захотел тратить тысячу рублей и переложил расходы по замене диска на покупателя. Зато в подвеске, подшипниках ступиц и ШРУСах тишина, руль в сторону не тянет, коробка переключается четко и не воет. Вывешенная на подъемнике «девятка» понравилась еще больше. На днище ни единой царапины - цел заводской пластизоль, и это наводит на мысль, что машина не видела настоящего бездорожья. Выпускная система родная и прослужит еще долго, трос ручника также еще не меняли - ходит без заеданий. Осмотр тормозов подтвердил мою возникшую раньше уверенность, что счетчик спидометра «скручен». Износ тормозных дисков - 1,5 мм, на барабанах ступенька высотой 0,5 мм, а колодки задних тормозов новые. Какие 45 тысяч, тут все 80! Всего за час прояснилась не только биография машины, но и характер ее первого владельца. Ни малейших следов хозяйской заботы на узлах и агрегатах не обнаружилось. Обслуживали «девятку» где-то в артели шабашников, им что машину чинить, что самолет - за все берутся. Зато дешево. Большая часть пробега пришлась на ровные дороги они сберегли ходовую часть. Скорее спокойный, чем спортивный стиль езды сохранил мотор, а заодно и кузов от аварий. Мелкие повреждения краски по бокам - из-за тесноты околотротуарных парковок. Треснувшее стекло фары, «закисший» стеклоподъемник, грязная обивка салона и прочие мелочи говорят, что прежний владелец был неприхотлив, а глушитель на проволоке (см. фото) - что он и понятия не имел о копеечной резинке, поставить которую - три секунды. Короче, типичный продавец подержанной «Самары»; у таких обычно и покупают машину, если хотят сэкономить пять сотен долларов по сравнению с новой. Но в данном случае моемуТЕКСТ / А НАТОЛИЙВАЙСМАНаленький частный автосервис, если он не на обочине оживленной трассы, держится на постоянных клиентах. Годами, как семейный врач, я опекаю даже не автомобили, а скорее их владельцев. Машина, в конце концов, кусок железа, который рано или поздно продадут. А человек останется и, купив новую, опять приедет туда, где ему не будут морочить голову несуществующими неисправностями и не пошлют в магазин за бобиной (дескать, поставим и посмотрим - заведется или нет...), а просто скажут: «В шесть вечера будет готово». Одни клиенты взрослеют на моих глазах, другие стареют вместе со мной, ктото приезжает на тех же «Жигулях», что и пятнадцать лет назад, другой меняет их как перчатки... Ну, купить новые большого ума не надо, да и мне работы на пару часов: осмотреть, протянуть и т. п. Гораздо интересней, когда подопечный пригоняет подержанную машину. Хорошо, если до покупки - тогда именно я буду рекомендовать, стоит ли ее брать и за какую сумму. А провести грамотного механика сложно. Но на этот раз давний знакомый приобрел машину не посоветовавшись. Утверждает - дешево. Что ж, нашему бы теляти... Посмотрим.. Трехлетний ВАЗ-21093 за 3000 «зеленых». На спидометре - 45 тыс. км, в авариях не был, а вмятинки, царапинки исколы краски - как и положено среднестатистической «девятке» такого возраста. Новый хозяин планирует поездить на ней годик и продать - за это время она вряд ли успеет упасть в цене. Для того и берут двух-трехлетку вместо новой, чтобы как можно меньше потерять при ее последующей продаже. Разумеется, на такую бесплатную аренду сможет рассчитывать только тот, кто выберет «правильную» машину и убедит продавца снизить цену на сумму предстоящих вложений. Мотор явно помыт перед продажей возможно, были потеки масла. А то, что постукивает пара клапанов, - пустяки, отрегулируем. Карбюратор живет своей жизнью - все разлажено, никакой реакции на винт качества. Пятно вокруг одной из пробок аккумулятора намекает на выброс электролита при зарядке. И точно - во всех банках низкий уровень, а напряжение на выводах генератора аж 14,9 В! Ремень ГРМ перетянут (первый признак - завывание мотора), но трещин пока не видно - еще послужит. Компрессия по цилиндрам - от 13,2 до 13,9, стало быть, цилиндро-поршневая группа в хорошем состоянии. Масло, похоже, залито неважное - уже по запаху чую, что оно давно сработалось и теперь только коптит мотор изнутри. Однако и это не страшно - первый хозяин обычно балует новенькую машину хорошим маслом и лишь потом, уже планируя продажу, экономит, покупая что подешевле. клиенту повезло - за три тысячи такую личинок - не только из соображений машину брать можно. Ничего особо добезопасности (новый хозяин - новые рогостоящего менять не придется и, поКЛЮЧИ), но и потому, что старые просто жалуй, за день вполне можно привести заросли грязью и их штифты стали заедать в пазах. Заменили стеклоподъемвсе в порядок. ник, смазали и отрегулировали все меИтак, приступим. Заменили масло и фильтры, долили в батарею дистиллиханизмы внутри дверей, а заодно и петрованную воду, отрегулировали зазоли - туда еще никто не лазил с самого ры в клапанах (два из них оказались рождения машины. К вечеру машина преобразилась. Мо«перетянуты», три - «прослаблены»). Вообще, везде, где поковырялся личтор работал тихо и ровно, все открываный «мастер» прежнего хозяина, было лось и закрывалось, загоралось и гасло, плохо. От души притянутый к коллеквращалось и омывало... Мой подопечтору карбюратор пришлось выпрямный заплатил 3300 рублей за работу лять на прессе - под согнутым флан(двое механиков трудились 10 часов) цем свистел воздух (подробнее об этом плюс около двух тысяч - на запчасти и см. ЗР, 2001, № 8). Лишь после этого расходные материалы. В итоге автомоудалось отрегулировать СО и устрабиль подорожал менее чем на $200, то нить провалы в работе двигателя. С есть примерно на 7%. Получить за $3200 новым регулятором напряжения генеабсолютно исправную, готовую к эксратор перестал «кипятить» электроплуатации машину - весьма неплохо. лит. Ведомый диск сцепления замениНо чаще приходится огорчать того, кто ли всего за полчаса - мы делаем эту раоформил машину до ее профессиональботу, не вынимая наконечники ШРУ- ного осмотра. Сов из ступиц. Просто отсоединяем Другой мой клиент приехал на свершаровые опоры от поворотных кулакающей металликом двухгодовалой ков и отводим подвески в сборе с при«девяносто девятой» и хвалится. водами в стороны. Сцепление до нас, - Смотри, Михалыч, купил, как укразумеется, меняли. Стоявшая на марал. Взял всего за пять штук. Одна «муховике корзина фирмы «ЛуК» была в зыка» на пятьсот баксов. А тут люк, отличном состоянии, а диск износился стойки «Монро», литые диски... до заклепок. Но увидев список того, что придется Три часа отняла возня с замками двезаменить, приуныл. Мотор, дымящий рей. Сразу заменили комплект из трех маслом, нужно перебрать - видимо, егохорошенько «крутили» и, возможно, пару раз перегрели. Из четырех ШРУСов два с рваными чехлами, а значит, нахлебались грязи и век их недолог. Фирменные амортизаторы тоже свое отходили, да и сцеплению пора на свалку. Судя по мятым головкам болтов крепления корзины, здесь ее меняли как расходники - при каждом ТО. Напрочь разбитая подвеска и ободранное днище кузова подтверждали догадку о «спортивных» наклонностях бывшего хозяина «девяностодевятки». Немалых затрат потребует и мелочевка: скажем, замена копеечной тормозной трубки, которую расплющили, протаранив ледяной сугроб, займет час работы механика. Посмотри я машину до покупки, последняя, думаю, не состоялась бы - зачем вкладывать еще $1000 в «несвежий продукт», когда их можно потратить (причем по своему, а не чужому вкусу и потребностям) на дооборудование новой, купленной в салоне «девяносто девятой»?! Так стоит ли пускаться в торг самостоятельно? Да, если опыт позволяет рискнуть - попробуйте. Но лучше приехать на сервис и разложить цену машины по полочкам с точностью до согни рублей. Глядишь, продавец сбросит процентов десять, а то и двадцать - ведь с арифметикой не поспоришь... 1»1Увидев грязные пятна вокруг заливных пробок батареи, проверьте выходное напряжение генератора - возможно, повышенное, оно и вызывает кипение электролита.Смотрим на свет: вот так можно согнуть мягкий корпус карбюратора, если перетянуть гайки его крепления.Под обивкой двери заросли грязи - механизмы не чистили и не смазывали ни разу.Темные отложения на дне поплавковой камеры карбюратора - еще не признак неисправности, но уже показатель неухоженности машины.Хороший хозяин меняет диск сцепления при первых признаках пробуксовки. А плохой... сами видите)Глушитель на проволоке - повод сбить цену.