66
67
68
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУВРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, М АКСИМ САЧКОВКОЛЕНВАЛ СБЕРЕЖЕТ ВАЗЕЛИНСПУСТЯ МЕСЯЦЫ ХРАНЕНИЯ ДЕТАЛИ КАК НОВЫЕназад ледокол «Ермак», Р овно сто летподобрал со льдины сигполучив по беспроводной связи нал бедствия, рыбаков, которых шторм унес в море. Так, спасая человеческие жизни, радио начало служить людям. В наше время уже более совершенные приборы продолжают обеспечивать их безопасность. Доказательство тому - автомобильная система радиовидения, разработанная в Московском авиационном институте. Новинка представляет собой компактный радиолокатор, который сканирует дорогу и информирует водителя о возможных препятствиях на пути. Установка различает объекты на расстоянии 10-250 м, имеет достаточно широкий кругозор - 30° и работает в любых метеоусловиях. Не путайте отечественную разработку с иностранными системами ночного видения. Их чувствительные элементы - инфракрасные или оптические датчики, которые «слепнут» при плохой погоде. А радиоволны, которые испускает и принимает локатор, беспрепятственно проходят сквозь туман, снег, дождь. Глаза системы - приемопередающая антенна (локатор). Она устанавливается на автомобиле в зоне радиопрозрачно-( тдать швартовы!» «О1лайнер, простившисьи сокеанский европейским берегом, берет курс на Южную Америку. Здесь, в Бразилии, расположен завод по сборке моторов для «Мерседес-Бенца» А-класса. Правда, коленчатые валы и многие другие детали, требующие сложной обработки, делают в Германии. И попасть на сборочный конвейер они должны в том виде, в каком были отправлены. Это только сказка скоро сказывается, а на деле пароход плывет медленно, пересекает четыре климатические зоны, температура может меняться от -10 до +35°С при влажности до 100% и насыщенности воздуха морской солью. Однако морской переход - еще не все. После него детали должны ожидать разрешения местной таможни, а это... шесть недель хранения. Да и на сборку большинство из них попадет не сразу: корабли отправляются лишь раз в квартал - еще три месяца ожидания. Еще недавно перед монтажом специальные рабочие удаляли растворителями толстый слой консервирующей смазки, а теперь... вскрывают полиэтиленовый пакет и выбрасывают небольшой клочок бумажки. Дело в том, что отныне стальные части защищает лишь тончайший (около 1 мкм) слой НЕЗАВИСИМУЮ специально разработанного особо вязкого вазелина, который прекрасно совПОДВЕСКУ местим с моторным маслом и потому УЛУЧШИЛИ... не требует удаления. На покрытие 1м2 поверхности идет лишь 1 см 3 состава - СВЯЗАВ КОЛЕСА каких-то 4% того количества смазки, МЕЖДУ СОБОЙ что требовалось раньше. овая подвеска фирмы «МагнаНо что за бумажку мы упомянули Штайр» была представлена во выше? Это вовсе не этикетка, а пористый материал, подобный тому, что Франкфурте этой осенью. Пока что применяется в ароматизаторах воздуречь идет лишь о задней подвеске, но ха. Только пропитан он отнюдь не дуне за горами и аналогичное решение хами, а специальным составом, моледля передней. Причем не важно, являкулы которого постепенно проникают ется ли «мост» ведущим, так что есть сквозь слой вазелина. На поверхности шансы внедрить новинку не только на металла они вступают в реакцию со вседорожниках, но и на любых передслучайно проникшими сюда молекуне- и заднеприводных автомобилях. В независимой подвеске углы развалами кислорода и образуют стабильные инертные соединения, дополнила колес и ширина колеи меняются в тельно защищающие от коррозии. Тезависимости от условий движения перь узлам и деталям не страшны нипредставьте себе неровную дорогу. какие тропические ливни и океанские Это сказывается на поведении автомошторма - ученые гарантируют отсутбиля не лучшим образом. В подвеске с ствие малейших следов ржавчины божесткой балкой колеса связаны между собой и... дружно наклоняются отнолее года.Н РАДИО, КОТОРОЕ ВИДИТВ МАИ ПОЗАБОТИЛИСЬ О БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛИСТОВста - ее не должны загораживать другие детали и узлы. Первый действующий образец работал в импульсном режиме, функционировал достаточно стабильно, но многие объекты на дороге «видел» нечетко. Поэтому вскоре на смену пришла более компактная модернизированная антенна. Сигнал стал непрерывным, а частота выросла с 40 до 76 ГГц. Специальный блок в салоне обрабатывает информацию: дорожная обстановка переносится на жидкокристаллический дисплей. Но прочитать радиолокационное изображение без подготовки тяжело - предметы и участники дорожного движения обозначены темными и светлыми пятнами. Поэтому по желанию заказчика ив зависимости от применения системы картинку можно дорисовать. Например, обочину дороги на экране закрасить коричневым, движущийся автомобиль обозначить зеленым квадратом, неподвижный - красным, а глубокие ямы на асфальте выбелить пятнами. Водителю такой информации вполне достаточно, чтобы быстро оценить ситуацию и принять решение.Блок цифровой обработки информации и жидкокристаллический дисплей.Всевидящее око системы - компактный радиолокатор.в белом шлейфе ведущих. Но это в будущем... Пока установка существует в единственном экземпляре, а разработчики ждут заказов. Новинка относится к четвертому поколению систем, повышающих активную безопасность автомобиля. Она показывает в реальном времени дорожПростому автолюбителю торопиться ную ситуацию, измеряет расстояние до некуда - он пересидит дома погодные объекта и его скорость. Данных, котокатаклизмы. Поэтому радиовидение адрыми располагает радиовидение, досресовано, в первую очередь, профессиотаточно, чтобы полностью освободить налам. Например, дальнобойщикам, ководителя от управления автомобилем. торым нужно точно в срок доставить заСледующий шаг в развитии - добавить казчику груз, или водителям снегоубок электронным глазам механические рочных машин, рискующим потеряться руки...ДИНАМИКА НА БЛАГО КИНЕМАТИКЕсительно дороги, что тоже ухудшает управляемость. Кроме того, велики неподрессоренные массы, толчки от ухабов сильнее передаются на кузов с пассажирами...СВОЙСТВА ЗАДНИХ ПОДВЕСОКТшаинструкцияПОДВЕСИТЗависиНезависк- Незаамс*мая: двоймая: на жесткая ные поле- пятарыt una речные рычажтая чага с поперечной штангойПометНовое решение показано на схеме: по сути, независимая подвеска с дополнительными рычагами, связывающими колеса между собой. Но эти рычаги не соединены жестко с подрамником: их назвали динамическими. Что это дало? Разработчики оцениЛевый рычаг Уаттавают свое изобретение по «трехбалльной шкале» с помощью таблицы: сравните новинку с известными типами подвесок. Не исключено, что вскоре в справочниках появится новый термин: подвеска «Магна-Штайр» на динамически связанных рычагах.надинамически связанных рычагаХодовые качества Внедорожные качества Комфортность на дороге Комфортность на проселке Неподрессоренные массы Стоимость*++* * * * *Связывающий рычаг Левый продольный рычаг Стойки подвески Так выглядит «задний мост» «Магна-Штайр».Примечание: •+• -выше среднего. «*»средний уровень. *-» - ниже среднего I ТЕХНИКА /НОВИНКИТРЯСКА И СТАБИЛИЗАЦИЯ В «ОДНОМ ФЛАКОНЕ»Вибростенды на сборочных конвейерах применяются уже очень давно: с их помощью контролируют прочность нового кузова, проверяют, нет ли посторонних скрипов и стуков. А вот стенды для проверки системы стабилизации ESP еще не получили широкого распространения по причине новизны самой системы. Технологи в Ингольштадге задумались: а так ли сильно различаются эти две контрольные операции? В самом деле, чтобы убедиться в исправноНА СБОРКЕ «АУДИ-А4» АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗАХОДИТ ВСЕ ДАЛЬШЕ.сти датчиков ESP, автомобиль также необходимо подвергнуть переменным ускорениям, как линейным, так и угловым. То же происходит и на обычном вибростенде. Отличаются лишь численные значения частот и амплитуд внешних воздействий. Отныне каждый новенький А4 (кстати, ESP - их стандартное оснащение) проходит «лосиный тест», не съезжая с вибростенда. Результаты оценивает компьютер. Фирма избавилась от необходимости гонять все 1300 ежедневно сходящих с конвейера автомобилей позаводскому полигону с опытными водителями за рулем. Такая участь ожидает лишь некоторые экземпляры, выбранные наугад. В стремлении избавиться от ручного труда в Ингольштадге поставили в конце нитки конвейера еще одного сложнейшего робота. Он выполняет немудреную операцию: заливает в бак бензин. Теперь рабочий лишь открывает лючок, все остальное находится в стальных руках. За движениями «кибера» пристально следит стереовидеокамера, отличающая, скажем, универсал от седана. Болеетого, по компьютерной сети роботу сообщают, что заливать (дизтопливо или бензин) и сколько: каждой машине заранее предписан определенный, первый в ее жизни пробег. Процедура занимает в среднем одну минуту, хотя, конечно, 5 или 20 литров требуют разного времени заправки. Раньше, говорят, случались ошибки из-за «человеческого фактора». Уставший рабочий мог залить не то и не столько, сколько нужно. Компьютер не ошибается и не устает. Хотя... у кого не случалось сбоев и зависаний? вать, опять же по радио, необходимые команды водителю. Как и любая другая, система «Тегарон Скут» имеет свои достоинства и недостатки. Хотя мобильный телефон и дешевле портативного навигатора, придется оплачивать эфирное время. С другой стороны, на дисках с картами невозможно отобразить меняющуюся обстановку на дорогах, а центральный процессор получает ее от 4000 датчиков пробок на развилках автострад и владеет оперативной информацией о временном сужении или закрытии проезда по тем или иным улицам. Соответственно, маршрут может быть откорректирован и не приведет вас в тупик или затор.МОБИЛЬНИК ПРОКЛАДЫВАЕТ ПУТЬОН ЗАМЕНИТ БОРТОВОЙ НАВИГАТОР«На следующем перекрестке поверните налево», - такие сообщения приятным женским голосом давно уже не новость для обладателей бортового навигатора. Но сейчас это сказал... сотовый телефон. Правда, не простой, а модели «Триум Мондо», подключенный к системе «Тегарон Скут». Откуда же ему знать все тонкости городской топографии, когда в нем нет никакого диска с картой, да и вообще он не смонтирован в панели приборов, а просто вставлен в держатель «хэндс фри»? А что это за «мышка» перед ветровым стеклом - такой обычно нет в комплекте мобильника? Оказывается, именно она принимает из эфира сигналы спутников GPS и передает их на трубку, чтобы затем ретранслировать координаты автомобиля на центральный процессор системы. Тот проложит нужный маршрут и будет выда