194
195
/РЕМОНТОТШУМЕЛИ подшипники...ОПОРЫ УРАВНОВЕШИВАЮЩИХ ВАЛОВ «ОКА» ВАЗ-ИИ, 11113ТЕКСТ / ОЛЕГ БУДКИН, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗР «ТУШИНО»Ключом «на 19» проворачиваем коленвал за болт крепления шкива генератора до совмещения меток на шестернях уравновешивающих валов с метками ведущей шестерни коленчатого вала.Износ подшипников и шестерен уравновешивающих валов опытный механик определит на слух: гул подшипников из-за выкрашивания беговых дорожек и подвывание шестерен из-за увеличенных зазоров между зубьями выделяются среди других шумов двигателя. Чтобы заменить подОслабив отверткой хомут, снимаем отводящий шланг вентиляции картера с патрубка держателя шипники, снимаем уравновешивающие валы. Шестерни менять проще (операции заднего сальника коленвала. 1-10). Работу выполняем на подъемнике или канаве. Специального инструмента не потребуется. Сливаем жидкость из системы охлаждения и масло из двигателя. Снимаем с автомобиля коробку передач (ЗР, 1998, № 6), затем масляный поддон двигателя.В этом положении с установочными метками ведущей шестерни коленвала совладают маленький выступ передней шестерни (со стороны генератора) и большой выступ задней шестерни уравновешивающих валов.Вставив рукоятку молотка между противовесами коленчатого вала и блоком цилиндров, ключом «на 17» отвертываем и...Ключом «на 17» отвертываем шесть болтов крепления маховика к коленчатому валу. Последний стопорим рукояткой молотка, вставив ее между противовесами вала и блоком цилиндров. ...а ключом «на 13» - пять болтов крепления держателя заднего сальника к блоку цилиндров. ...извлекаем болт крепления шестерни к уравновешивающему валу.Снимаем маховик.Поддев мощной отверткой или монтажной лопат кой за приливы, снимаем держатель заднего сальника коленчатого вала.Осторожно поддев отверткой, снимаем с уравновешивающего вала шестерню. Если шестерня заметно изношена, замените ее новой, иначе не избежать дальнейшего усиления шумов при работе двигателя.Установив подходящую оправку и навернув гайку на болт, выпрессовываеи подшипник из гнезда. Болт удерживаем пассатижами....щипцами извлекаем из гнезда стопорное кольцо. Ключом «на 10» отвертываем два болта крепления упорного полукольца к блоку цилиндров.Извлекаем передний подшипник уравновешивающего вала.Вынимаем уравновешивающий вал.Снимаем полукольцо.Чтобы извлечь задний подшипник уравновешивающего вала, ввертываем в резьбовое отверстие вала длинный болт с резьбой М10х1,25 (например, болт крепления стартера) с насаженной на него массивной шайбой или инструментальной головкой.Осматриваем вал. Если изношены посадочные места подшипников, вал нужно заменить. Имейте в виду: у двигателей 1111 и 11113 разные массы поршней, соответственно, разные уравновешивающие валы. Для их отличия около посадочной поверхности для заднего подшипника у модификации 11113 сделана кольцевая канавка.Выпрессовываеи задний подшипник из гнезда блока цилиндров.Чтобы извлечь передний подшипник, зацепляем его внутреннее кольцо головкой длинного болта (подошел болт верхнего рычага «жигулевской» подвески).Новый подшипник в гнездо блока цилиндров запрессовываем отрезком трубы диаметром 50 мм и длиной не менее 100 мм. Аналогично заменяем подшипники второго уравновешивающего вала. Устанавливаем валы в последовательности, обратной разборке. При установке шестерен уравновешивающих валов коленчатый и уравновешивающие валы нужно сориентировать так, чтобы шпоночный паз ведущей шестерни коленвала смотрел строго вниз, а шпоночные пазы шестерен уравновешивающих валов строго вверх. Перед установкой держателя заднего сальника коленвала очищаем привалочные плоскости блока цилиндров и держателя от старого герметика, масла и охлаждающей жидкости. Герметик на привалочные плоскости держателя, сопрягающиеся с блоком цилиндров, наносим непрерывным валиком шириной не менее 3 мм. Смазываем кромку заднего сальника моторным маслом. Дальнейшую сборку проводим в порядке, обратном разборке. им