ТЕХНИКА /СДЕЛАНО В РОССИИЭЛЕКТР0БЕН30... «МИШКА»НА НЕМ «ОБКАТЫВАЮТ» ИДЕИ ГИБРИДНОГО АВТОМОБИЛЯТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВНа первый взгляд, основная черта гибрида налицо: под капотом двухцилиндровый бензиновый двигатель, в колесах - электромоторы. Но ДВС не связан механически с ходовой частью! В этом смысле окрашенный бирюзовым металликом «Мишка» - настоящий электромобиль, ведь ток для мотор-колес поступает из блока аккумуляторных батарей. Именно они ответственны за динамику, максимальную скорость... Бензиновый мотор не помогает впрямую электрическим, а только заряжает батареи. Розетку для поднаряда «Мишка» возит с собой под капотом: ДВС оснащен бесконтактным стартер-генератором отечественной разработки мощностью 10 кВт. Вот как выглядит алгоритм работы этой необычной силовой установки. Перед выездом из гаража водитель поворачивает ключ в положение «пуск». Негромкий щелчок и 70 Н-м стартер-генератора запускают «оковский» мотор (кстати, с центральным впрыском). Дальше автоматика выводит его на непродолжительный режим прогрева (1500 об/мин), устанавливает обороты холостого хода и проверяет степень зараженности батарей. Если напряжение на выводах меньше 105 В (номинально 120 В), двигатель, а вместе с ним и генератор разгоняются до стационарного режима 2800 об/мин и начинается процесс зарядки. Впрочем, водителю нет нужды ждать его окончания - начинать движение можно сразу. Можно вообще не включать ДВС самому - автоматика не даст батареям чрезмерно опустошиться. Так и едет «Михал Иваныч» - электроны отдельно, бензин отдельно. В том смысле, что водитель не управляет процессами пуска-остановки бензинового мотора, у него лишь баранка в руках, да две педали под ногами. Разгоняется экспериментальный образец буквально со свистом. (Свистят пока мотор-колеса, в процессе доводки от постороннего призвукаизбавятся.) Динамика в самом деле впечатляет, ведь развиваемый каждым из колес крутящий момент составляет 130-150 Н-м, и это на автомобиле массой 950 кг! А вот максимальная скорость оставляет желать большего - суммарная мощность мотор-колес всего 10 кВт; при коэффициенте аэродинамического сопротивления Сх=0,47 разработчики рассчитывают примерно на 80 км/ч. Расход топлива в городском цикле составит 4,2-4,4 л/100 км, за городом и того меньше - около 3,2 л на «сотню». В общем, типичный городской автомобильчик, а вероятно, даже «складской» или «магазинный». Ведь водитель всегда может заблокировать включение бензинового двигателя, и тогда у «Мишки» не будет никакого выхлопа.Но не займут ли батарея аккумуляторов и силовая электроника весь полезный объем? Оказывается, все 10 «банок» уместились в отсеке под полом, а вот электронные блоки из Одессы пока, действительно, великоваты. Впрочем, виной тому дискретная элементная база, на которой удобнее отрабатывать схемные решения. Уже есть вариант использования блоков «Мицубиси», легко размещающихся в боковых карманах кузова. На этом, пожалуй, перечень «импорта» заканчивается. Потому что в пластиковом концепт-каре все отечественное. В проекте, финансируемом Фондом экологизации транспорта «Мосэкотранс», деятельное участие принимают конструкторы НАМИ (Москва), ЗАО «Инкар-М» (Королев), ОАО