108
109
110
ПУТЕШЕСТВЕННИК ПОНЕВОЛЕТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН, ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВРАЛЛИ МИМО I БЕНЗОКОЛОНОК11 OOI САНТА-КЛАУСАМ ПО АВТОБУСУ могли бы потерять не меньше 5 тысяч рублей на покупке ненужных запчастей и оплате ненужной работы. И сцепление, и шаровые опоры, и подшипник полуоси, и рулевые тяги - все на «пятерке» было исправно. «НЭ ВАЖНО ЧТО...» Героем следующей серии мы выбрали обыкновенный предохранитель. Все, что мы сделали, - поменяли его на сгоревший (в гнезде, «отвечающем» за работу вентилятора «печки»). Сервис под Рижской эстакадой был заполнен автомобилями. Пробравшись между ними, мы разыскали электрика. «Печка» не работает. Посмотрите». Худощавый, в темном халате мастеровой минут десять «щупает» электрическую цепь и заявляет: «Теперь в порядке. С вас 100 рублей». - «Что хотя бы было?» - «Предохранитель и... проводка еще». Могут ли за замену пятирублевого предохранителя взять еще дороже? подумали мы и решили посетить Варшавский техцентр (наверное, самый известный и самый крупный из всех, что в Москве). На подъезде к ремзоне на нас буквально набросились зазывалы. Они лезли в окно, пытались сесть на заднее сиденье, кричали, размахивали руками - в общем, вели себя как на восточном базаре. Нас, жителей более северных широт, такое обращение серьезно насторожило, и не зря! Покопавшись в монтажном блоке, суровый и неразговорчивый «специалист» выдал: «Печка» готова. С вас 200 рублей». - «А что с ней было?» «Нэ важно что». - «Чек дайте, пожалуйста», - попросили мы в надежде прочитать, за какую работу столько заплатили. «Чеки нэ даем. Много работы будешь делать - тогда даем, а так - нэт». Результат. Если исходить из того, что на замену предохранителя «мастера» потратили 10-12 минут, то легко подсчитать стоимость нормо-часа. На первом сервисе этот показатель равняется 600 рублей, а на втором - 1200!импортное. Отечественное - дрянь». «Понятно...» - выдерживаем мы неФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ большую паузу, а «мастер» продолжает: «Во-вторых, подшипник ступицы уже расшатался. Подтянуть его С УЛИЦЫ Вы попробовали доверить автомонельзя - там уже канавки образовабиль незнакомой СТО? Вас спрашились (он даже не спросил: гудит ли вают: «Что надо сделать?» - «Не знаю подшипник на ходу - ЗР)». «Сколько - стучит. Сами посмотрите». Так наэто будет стоить?» - проявляем мы интерес. «1300 рублей работа плюс чался наш эксперимент. Несметное число «автосервисов» покупка запчастей. С вас 50 рублей за открыто по стране - скоро их, навердиагностику». ное, будет больше, чем журнальноПодкатываем к Московской кольцегазетных киосков. Но, заметьте, как вой в том месте, где она пересекается бы навязчиво они ни предлагали свои с Ярославским шоссе. Здесь по стреуслуги, мало кто спешит кидаться в лочке «Авторемонт» оказываемся в объятия станций, не имея внушаюгостеприимном «бункере» ООО «Нащих доверия рекомендаций или личдежда-АС». Нам несказанно рады ис ного опыта общения с персоналом. «почестями» (спасибо, пожалуйста, Большинство предпочитает обраизвините...) приглашают в ремонт. щаться за услугами только в хорошо Мужчина в засаленной куртке, познакомые, лично проверенные СТО, крутившись возле «пятерки», выдает а часто и вовсе к частным мастерам заключение: «Рулевая тяга того...» - и «из гаражей». иллюстрирует это тем, что несколько Мы решили рискнуть: подготовили раз крутит ее вокруг оси (при этом, автомобиль - подопытным кроликом как известно, палец ударяет о корпус стал ВАЗ-21053 (20 тыс. км пробега), тяги, издавая характерное постукивасымитировали ряд неисправностей и ние). «Опасное дело. С этим нельзя отправились на поиск приключений. тянуть!» - «Как же быть?» - испуганно восклицаем мы, подавляя смех. «Менять всю трапецию. Одним накоМЕНЯЙТЕ ВСЕ «ПО КРУГУ» Дефект нехитрый: ослаблена гайка нечником не обойтись - скоро и осступицы левого переднего колеса, тальные полетят. И еще - у вас задняя что, к слову, вовсе не характерно для правая полуось практически «не жи«Жигулей» с нашим пробегом, но вая» - нужны новый подшипник, вполне годится как повод для посесальник и запорное кольцо. Работа щения СТО. Что же скажут мастера? будет стоить 700 рублей». «Печкиряево моторе» в СокольниПоследним аккордом дня в конках. Молодой человек в комбинезоне церте «Кролиководство в России» приглашает нас на подъемник в больстало посещение сервиса на Волокошущий ангар. Мы не вмешиваемся в ламском шоссе, что возле Универсипроцесс диагностики - выходим потета пищевых производств. «Главкурить. Через десять минут паренек ный» механик отсутствовал, но его подзывает: «Все ясно. Во-первых, сцеподмастерья (два боевых паренька), пление уже «подходит к концу». деловито наморщив лбы, посоветоваНужно поменять». При этом демонли: «Менять все шаровые». Убитые стрирует нам регулировочную гайку, таким приговором, переспрашиваем: которая, по его словам, «слишком «Нельзя ли обойтись заменой только близко подошла к рабочему цилиндс правой стороны?» - «Бессмысленру». «Замена диска?» - робко спрано. Другие через неделю все равно шиваем мы. «Нет. Если уж менять, застучат». так все сразу: и диск, и подшипник, и Результат. Наша ступица по сущекорзину. Только обязательно купите ству никого не интересовала! Зато мы МЫ И АВТОМОБИЛЬЧто тут скажешь: быть «чайником» крайне разорительно. На самом деле замена предохранителя стоит максимум 40 рублей. «А ПОТОМ ПРИЕДЕШЬ ЕЩЕ РАЗ» На этом эксперименты с элекфикой были закончены, и мы перешли к таким прозаичным вещам, как карбюратор, зажигание, цепь и клапаны. После наших манипуляций «пятерка» дергалась, как эпилептик со стажем, да еще урчала и фемела, как плюющийся ржавый водопроводный кран. Сервис ООО «Политранс-2», что рядом с фирменным магазином Luxoil на Ярославском шоссе. «Кто здесь может двигатель посмотреть?» - «А что у тебя?» - «Шумит как-то неправильно...» С видом знатока слесарь приступает к... регулировке зажигания и карбюратора. В конце работы заявляет: «С вас 180 рублей. Но еще клапаны и цепь фемят. Так что придется приехать еще раз». Он «забыл» сказать, что затем снова нужна регулировка зажигания и карбюратора! Наверное, посчитал, что пара сотен рублей для нас не деньги. Кстати, в заказ-наряде, кроме всего прочего, он написал: диагностика шума двигателя. Такой вот диагност... Выставленное им зажигание оказалось далеко от нормы. Например, УЗСК - 45 градусов при норме 55. С карбюратором - почти подобное. «Специалист» просто взял и по максимуму обеднил смесь (параметр СО оказался в пределах 0,2%). После такой регулировки мотор «пятерки» вел себя как последний «тормоз» (простите за каламбур). СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙСталкивались ли вы с откровенным обманом в автосервисе?39% да 38% нет23% ремонтирую машину самМы попытались исправить дело в ной причины дефекта. Клиентов в одном из сервисных ангарчиков в Москве много, с какой стати «расстиМытищах. «Ребята, машина что-то латься» перед одним? Есть стук в подтупо едет. Может, зажигание или еще веске? Давай менять все детали - мечего?» Последовал быстрый «ос- тодом тыка проще. Третьи не имеют моф» - слесарь несколько раз подердолжного оборудования (или оно негал за тросик дроссельной заслонки. исправно), но есть жгучее желание «Все нормально. Обороты набирает зарабатывать деньги. Такие «бизнесхорошо. Наверное, колодки подтормены» берутся за любую работу, хотя маживают...» далеко не всякая им по силам. Результат. Выброшены на ветер 180 Не будем обвинять ущербных «сперублей. Зря потрачено время. Двигациалистов» во всех смертных грехах. тель пришлось регулировать самостояНельзя же в самом деле родиться готельно. Если бы мы были «чайниками», товым и законченным обманщиком? то наверняка потратились еще и на Человека и его наклонности во мнопроверку передних тормозов (а там, гом формирует среда. Мы выросли кто знает, может, и на замену исправвместе с этими «сервисменами» в одных цилиндров или даже суппортов в ном обществе... И если кто-то скрусборе...). чивает показания спидометра, чтобы выгоднее продать свою машину, сильно ли он отличается от тех «мехаО ЖИЗНЕННОМ КРЕДО Итак, «отдаться» незнакомому ников», которые «кидают» «чайнисервису у нас состоялось, а вот полуков» на сервисе? чить удовольствие - нет. Неужели все Еще один важный момент. Многие сервисмены поголовно жулье? Все не ремонтники полагают, что, обманув, так однозначно. Кто-то из мастеров заработают больше. Не так это. Сепросто не имеет необходимой квалигодня ты «потерял» 200 рублей, а завфикации. Им не по силам грамотно тра получишь заказ на несравненно определить состояние подвески - отбольшую сумму, если в тебя поверят, личить, требует ли деталь замены если скажут: вот это настоящий масили регулировки. Потому перестратер. Когда такое станет жизненным ховываются, заставляя клиента стакредо российских «сервисменов», вить новую запчасть взамен старой - можно будет без опаски заезжать на так, мол, надежнее. Другим неохота любой автосервис. Вот знать бы, возиться и мучиться в поиске истинсколько еще этого ждать? 1»1