150
151
152
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ IТИТЛ / ВИТАЛИЙ УРКЖОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, ВИКТОР конопСе A3, ведущий родословную с 1939 года, выпускает машины с ручным управлением почти полвека - с 1953-го. Эволюция транспорта для инвалидов налицо - взгляните на таблицу и фото. Тем не менее он далек еще от потребности массы людей, лишенных возможности управлять обычными автомобилями. Получив приглашение поучаствовать в заводских краткосрочных контрольных испытаниях* (ККИ) продукции СеАЗа, мы, не раздумывая, выбрали «Оку» с полностью ручным управлением.'ККИ - краткосрочные контрольные испытания. Проводятся ОТК завода раз в квартал контрольным осмотром и пробегом до 3000 км в нормальной эксплуатации. Машину берут наугад в состоянии, в котором она уйдет к потребителю.НАЧНЕМ С САЛОНА Мрачную черную винилискожу прежних машин сменила приятная матерчатая обивка дверей, боковин и сидений. Только задняя поверхность спинок и низ дверей из светло-серого «кожзама», но это оправдано. Изменился профиль подушек и спинок передних кресел - сидеть стало удобнее (на годовалой редакционной «Оке» в крутых поворотах с сиденья сползаешь, словно с табуретки). Впрочем, сильно развитая боковая поддержка затрудняет вход-выход из машины. Заводу, половина продукции которого - автомобили с ручным управлением, это нельзя не учитывать. Попробуйтека из глубокого «ковша» перебраться на кресло-каталку - поймете сами. Нынешний вариант подходит всем. Зеркало заднего вида с противоослепляющим покрытием приятного голубого оттенка, без рычажка переключения режимов «день-ночь». Мелочь, но жизнь облегчает. Передние ремни безопасности инерционные. В нижней части у них своеобразный противовес, сдвигающий ветвь ремня из дверного проема. Теперь, пробираясь на заднее сиденье, в силках не запутаешься. Аккуратно сделаны рычаги и приводы ручного управления. Тяги не болтаются, траектории движения продуманы, рукоятки рычагов из вспененного полиуретана в меру мягкие. Места под рулевой колонкой предостаточно - педалей-то нет. Только изгиб рычага аварийного привода сцепления закрывает блок предохранителей - замена их будет трудна. Теперь не о столь приятном. Левый ремень безопасности оказался заклинен. Возможно, при монтаже сместили МНЕНИЕ БЫВАЛЫХмеханизм, и его маятник заблокировал ремень. Оставили все, как есть - заводчане разберутся. А у правого ремня нижний болт был затянут так, что противовес не работал. Ослабили, и посадка на заднее сиденье стала легка и приятна. Вот бы распорную втулку сделать подлиннее! Плохо, что в нашу комплектацию не входит правое наружное зеркало. НеСлева - неотрегулированный ремень безопасности перегораживает вход, справа - так должно быть.„лушШ^*^*ЩВШ^'•1,шWLi*fi'OjjR ^* " "**тштШЖк<. |Евгений Борисович Кипербанд, преподаватель, инструктор по вождению, стаж управления ручными автомобилями - 30 лет, общий - 37 лет: «Ручное управление «Окой» удобнее, чем у других машин. Плохо, что дороги запчасти и мал реальный ресурс. Хотелось бы поворачиваемое сиденье водителя и обязательно - поручень над левой дверью».Ушастая «Ока». «Уши» - рычаги акселератора на руле. «Ока» вазовской сборки после шести московских зим - дыры в полу и пороге. Интересно, почему автомобиль с заявленным сроком службы шесть лет органы соцобеспечения выдают на семь?ужели его цена имеет решающее значение? Не помешала бы и простенькая полочка над багажником и пробка бензобака с замком. НА «ЧЕТВЕРКУ» Кузов на совесть обработан антикором, а зазоры между кузовными панелями стали равномернее. Под капотом, на первый взгляд, все в порядке. Лишь позже, в поездках, проявился «барабашка». На холодном двигателе оба шланга радиатора потеют «Тосолом». На горячем - сухо. Подтяжка штатных червячных хомутов не помогает (да и не тянутся они толком!). Забава эта известна по многим вазовским машинам - меняют шланги и хомуты, пока сами собой не подберутся подходящие либо само пройдет. Заглянем под машину. Слой упругого пластизоля на днище и крыльях внушал доверие. По привычке проверили затяжку крепежа - лишь одна из трех гаек кронштейна рычага задней подвески сдвинулась на полграни. Огорчила система выпуска... Хомуты затянуты, а в телескопических соединениях все же заметны следы прорыва выхлопных газов. Подушки креМНЕНИЕ БЫВАЛЫХпления глушителя и выпускной трубы нагружены явно неравномерно. Похоже, геометрия системы далека от расчетной. И если, как сказали на заводе, проблема герметичности близка к окончательному решению (заканчивается подготовка производства к переходу на фланцевые соединения), то по «кривизне» с поставщиками придется всерьез работать. Что ж, твердую российскую «четверку» за качество сборки автомобиля поставить можно. Подвели ремни и выпускная система. ПРЕМУДРОСТИ УПРАВЛЕНИЯ Знать их полезно и тем, кто будет править машиной, и тем, кто движется рядом в транспортном потоке. Наша «Ока» - с автоматизированным электровакуумным приводом сцепления (ЭПС). Коробка передач,сцепление и трос выключения остались штатными. А на педаль, вернее, короткий рычаг, оставшийся от нее, действует через дополнительную тягу вакуумная камера. Разрежение от двигателя, команда на выключение - от рукоятки переключения передач. Управляет процессом электронный блок, обрабатывающий сигналы от рукоятки, датчика скорости автомобиля, коммутатора и катушки зажигания, датчиков положения дроссельной и воздушной заслонок карбюратора. ЭПС работает в двух режимах - для нормальных и тяжелых (пересеченная местность, рыхлые грунты, троганье на крутом подъеме)условий. Внешне управление коробкой простое и легкое: чтобы тронуться, включаешь передачу и плавно прибавляешь газ. Когда надо переключиться, переводишь рычаг в нужное положение. Как на обычном автомобиле, только сцепление трогать не надо. Почти автоматическая коробка. В ГОРОДСКОЙ СУЕТЕ Если все делать не спеша и плавно, проблем нет. Но в нервном московском ритме движения поневоле приходится торопиться. А разработчики в расчете на среднего водителя и среднюю интенсивность движения заложили в «мозги» системы средние же задержки. Разгон затягивается. Но время включения сцепления после отпускания рукоятки КП - 2,5-4 с, а после нажатия на газ - 0,5-1 с. Поэтому, переключив передачу и сняв правую руку с рычага, одновременно плавно нажимаем левой на акселератор. Тогда получается приемлемо. Тем не менее,Ольга Борисовна Есенина, стаж управления ручными машинами 30 лет: «Качество сборки важнее материала обивки. Ресурс большинства узлов мал, а качество запчастей низкое. На моей «Оке», кроме мелочей, бензопровод сгнил за три зимы, за 35 тыс. км дважды меняли ШРУСы и шаровые опоры. Главное - чтобы машина не ломалась, ходила от ТО до ТО без отказов. Чтобы разделить «грехи» завода и сервиса, завод должен предупреждать покупателей о реальной эксплуатационной ходимости узлов». КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |МНЕНИЕ БЫВАЛЫХЕвгений Вазгенович Степанян, бывший водитель-испытатель ЗИЛа шестого разряда, стаж управления ручными машинами - 5 лет, общий 42 года: «К нашей электронике отношусь недоверчиво - сомневаюсь в ее надежности. У «Оки» нестабильны углы установки передних колес, слабые диски. Низкое качество глушителя. Хотелось бы улучшить свет в салоне - «светлячок» над дверью слаб. Нужны закрывающиеся «бардачки». Низко стоит звуковой сигнал - быстро ржавеет и перегорает».'PIP1 ч, . - Ц ^ -«*»»*#i*3г"** iBY .Слева - вакуумная камера, справа - ресивер системы ЭПС. Блок управления ЭПС - справа от коммутатора системы зажигания.включить передачу и начать движение. Неудобно, сложно, долго? Да, и это с помощником - ЭПС. Без него еще и рычаг сцепления двигать надо. Тогда чем руль держать? Кстати, сдавать задним ходом проще по-грузовому, ориентируясь по наружным зеркалам заднего вида. Вот почему правое необходимо! Если смотреть через заднее стекло, правой рукой до рычага тормоза не достанешь. Управляя ручным автомобилем, надо заранее рассчитывать свои действия и не суетиться (кто спешит, пусть объезжает). В час пик лезть в левые ряды и вести силовую борьбу не стоит. А окружающим водителям не к лицу подрезать спецмашину, стремясь вклиниться на свободное место. Движение по асфальту освоили, а какова машина на проселке? В ДЕРЕВНЮ, К ТЕТКЕ... Сначала - песчаный подъем в обоих режимах. В «тяжелом» - ощутимо легче, будто включили пониженную передачу. Осмелев, подобрали длинный грунтовый подъем и усложнили задачу: тронуться на горизонтальном участке, на подъеме разогнаться, переключиться на вторую передачу и на ней доехать до конца горы. В «нормальном» режиме трюк не удался - на второй передаче машина скисает, дергается и не едет. В «тяжелом» - легко выполняет условия. Затем на ровном неукатанном песчаном поле в «нормальном» режиме движемся до зарывания ведущих колес в песок. Выталкиваем машину и снова пытаемся тронуться. В «нормальном» режиме не удается - буксует и зарывается снова. А в «тяжелом» - без проблем. Полезная оказалась опция. В ФИНАЛЕ За 1080 км испытаний «Ока» не подвела ни разу. Ничего не отвалилось, не застучало, не потекло. В кузове уютно и сухо. Даже в длительных поездках и стоянках под дождем вода в салон и багажник не попадала. А главное - машина научила нас понимать дрессировщиков ручных автомобилей. Удачи им на дорогах. 1»1РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ АО «СЕАЗ», ФОНД «ВОЗРОЖДЕНИЕ» И МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛУБ ИНВАЛИДОВ ЗА УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.временные задержки при торможении двигателем лучше бы сократить. Другая особенность - большое (7,58 кгс) рабочее усилие на рычагах газа. Это мешает точно дозировать открытие дроссельной заслонки: не рассчитал - машина дергается. Специалисты говорят, что у людей с ограниченными возможностями ног руки становятся сильнее. Им сложнее приспособиться к мягкому газу. При служебном торможении до полной остановки с включенной четвертой передачей двигатель в последний момент глохнет. На третьей - дергается, но продолжает работать. К сожалению, нынешний блок управления парировать это не может. Скоро должна появиться новая, микропроцессорная система - плод совместной работы СеАЗа и калужского завода «Автоэлектроника». Ее возможности гораздо шире. А пока остается выключать четвертую передачу заранее. Впрочем, все сказанное досаждает лишь в пределах Садового кольца в час пик. Стоит выбраться в спальный район или областной город, претензии к поведению машины исчезают. Вообще, руки водителя перегружены, даже с ЭПС. Ведь кроме руля они должны управлять и тормозом, и газом (без ЭПС - еще и сцеплением!). И как бы разработчики ни старались, оптимального алгоритма для всех дорожных ситуаций не получается. К примеру, остановившись на подъеме или спуске, удерживаешь машину служебным тормозом (правой рукой). Чтобы тронуться, если была включена не первая передача, надо переключиться. Все той же занятой правой рукой! Приходится, не отпуская тормоз, левой затянуть ручник, потом правойМОТОКОЛЯСКИ И АВТОМОБИЛИ СЕАЗ (данные изготовителя)С1Л Годы выпуска Полезная нагрузка Снаряженная масса, кг Габаритные размеры, мм: длина ширина высота Максимальная скорость, км/ч Контрольный расход топлива по шоссе, л/100 км Двигатель карбюраторный Рабочий объем, см3СЗА 1957-1970 2 чел. + 1 0кг 425 2625 1316 1380 40 4,8 Одноцилиндровый, двухтактныйСЗДСеАЗ-11113-01 (02) С 1997 4 чел. + 35 кг1953-1957 2 чел. 275 2650 1388 1330 30 5,0468 2825 1380 1300 55 5,5645 3200 1420 1400 130 4,9 (при 90 км/ч) Двухцилиндровый, четырехтактный 750123 4,15 7,7346 14Максимальная мощность двигателя, л. с.33