196
СВОИМИ СИЛАМИ/ЗАПЧАСТИКЛАССИЧЕСКАЯЙТЕМПЕРАТУРАСПОСОБНЫ ЛИ ДЕРЖАТЬ ЕЕ «ЖИГУЛЕВСКИЕ» ТЕРМОСТАТЫТЕКСТ /ВИТАЛИЙ УРЮКОВВ автомобильном двигателе главный регулировщик теплового режима - термостат. Для «жигулей» в Москве наиболее распространены приборы, именуемые продавцами по месту их изготовления: «ставровский» (иногда «заводской»), «владимирский», «польский», «французский» и «итальянский». Последний, впрочем, встречается реже других. Мы купили по одному образцу каждого, чтобы проверить их и сравнить. Можно было бы сделать работу самостоятельно - методика простейшей оценки изложена во многих пособиях. Но хотелось копнуть глубже, поэтому тест провели вместе со специалистами. Номенклатуру основных параметров взяли из наиболее свежих технических условий 37.453.146-2000. По ним поставляет ВАЗу термостаты владимирский завод «Автоприбор». По сложившейся практике автозавод получает одноименные комплектующие от нескольких поставщиков, поддерживая между ними конкуренцию и оптимальное соотношение качества и цен. Причем ТУ согласованы с каждым изготовителем отдельно. Основные технические параметры едины для всех, отличия лишь в учете особенностей производства конкретного партнера. На качестве они не отражаются. ПРИЛАВОК Образец № 1. Цена 110 руб. Продавался как «ставровский». Упаковка отсутствует. Материал корпуса - латунь, на наружных поверхностях черное матовое лакокрасочное покрытие (ЛКП). Маркировка отвечает требованиямТУ (товарный знак завода-изготовителя, условное обозначение термостата по документации ВАЗа, температура начала открытия основного клапана 80°С, дата изготовления, клеймо ОТК завода-изготовителя). Товарный знак соответствует знаку ставровского завода «СтАТО». На внутренних поверхностях патрубков верхнего полукорпуса - следы окисления (зеленый налет). Латунная тарелка байпасного клапана без дефлектора - такие уже лет десять на комплектацию автомобилей не поступают. Поставку же старых в запчасти ВАЗ не согласовывал. Образец № 2. Цена 205 руб. Продавался как «польский». Внешне от предыдущего отличается только повышенным блеском покрытия и отсутствием окисления. Тарелка байпасного клапана с дефлектором, изготовлена из латуни. Без упаковки. Нет клейма ОТК, а температура начала открытия основного клапана 83°С. В остальном маркировка соответствует ТУ. Товарный знак специалисты не опознали, но предположили, что прибор изготовлен в Польше фирмой Metal-lncar S.I. Такими термостатами несколько лет назад комплектовали автомобили. Образец № 3. Цена 160 руб. Изготовитель завод «Автоприбор», Владимир. Происхождение подтверждает упаковочная коробка, маркировка на корпусе термостата, инструкция по замене. Все аккуратно, четко, полностью соответствует ТУ. Покупку приятно держать в руках. На алюминиевом корпусе - черное матовое ЛКП. Латунная тарелка байпасного клапана с дефлектором. Надпись на коробке сообщает, что в термостате импортный термосиловой элемент и есть одобрение АвтоВАЗа. Точно такие термостаты идут наНа фотографиях все термостаты, словно близнецы. Для иллюстрации мы выбрали владимирский (№ 3). Его изготовители уважают покупателя. Жаль, остальные производители не следуют хорошему примеру. комплектацию автомобилей ВАЗ параллельно со ставровскими. Образец № 4. Цена 418 руб. На коробке «Facet. Made in Italy», этикетка с обозначением, напоминающим каталожный номер термостата, цифрой 80 и стрелкой. Последнее температура начала открытия основного клапана? Алюминиевый корпус изделия без покрытия и какой-либо маркировки, но со следами механической обработки неизвестного назначения. Тарелка байпасного клапана металлическая, дефлектора нет. Внутри, на термосиловом элементе можно разглядеть мелкую маркировку (82°С) и неизвестный значок. Быть может, это температура и товарный знак - тогда почему на этикетке 80? Образец № 5. Цена 235 руб. Корпус алюминиевый с муаровым ЛКП. Маркировка на корпусе «VERNET FRANCE». Термостат упакован в пластиковый пакет. Кроме названия фирмы и даты выпуска иных обозначений на корпусе прибора и упаковке нет. Тарелка байпасного клапана металлическая, дефлектор отсутствует, термосиловой элемент находится в зоне основного потока горячей жидкости. ЛАБОРАТОРИЯ Измерив штангенциркулем присоединительные размеры - диаметры патрубков, остальные параметры определяем на специальных стендах. Чтобы проверить герметичность корпуса,Маркировка образца № 1 читается плохо.У второго - гораздо лучше.Маркировка владимирского термостата (образец № 3) хорошо различима и информативна.