80
81
82
83
I РЫНОК IАТРИБУТ КАТОРЖНИКАЗАДНИЕ КОЛОДКИ ДЛЯ ЗАДНЕГО ПРИВОДА/ЭКСПЕРТИЗАТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИНсистем испытательного центра автомобильных изделий НАМИ. Ознакомиться с внешним видом колодок «до и после», а также с их краткими досье можно в нашей фотогалерее. Заметим, что для начала все 12 участников - шесть «наших» и шесть «иностранцев» - дружно проигнорировали требования ГОСТ Р 41.90-99 (Правило ЕЭК ООН № 90) по маркировке. Непонятное единогласие - даже на упомянутых кандалах наверняка стояло клеймо мастера... Посмотрим, что будет дальше - начнем с геометрии.ИЗМЕРЯЕМ...Колодки на Руси применяли издавна: наши предки называли так деревянные кандалы - непременный атрибут каторжника. Перед колодочных дел мастерами стояла непростая задача. Изделие требовалось надежно закрепить на супостате - это раз, оно не должно было позволить ему сбежать - два и не имело права раньше времени развалиться на куски - три.1. Производитель / О ТА ,А какие требования предъявляются сегодня к задним тормозным колодкам «жигулей» - объекту нашей очередной экспертизы? Да те же самые, что и при самодержавии: изделие попрежнему должно быть правильной геометрии, проявлять хорошие фрикционные свойства и обладать высокой прочностью. Именно эти качества двенадцати новеньких комплектов «жигулевских» колодок мы проверяли в лаборатории тормозных 2. Производитель / Ferodo Beral, Германия Цена / 660 руб.«Делать все на одну колодку» - значит, делать все на один лад. Правильные размеры «типовой» колодки указаны на рис. 1. Для сравнения с эталоном брали по два образца каждого наименования и ставили в специальное приспособление - чтобы чувствовали себя «как дома». Сверхточности не требуем, инструмент - штангенциркуль. Результаты измерений в табл.1. Неожиданности не заставили себя3. Производитель / S amko ,Италия Цена / 440 руб.Италия Цена / 450 руб.№$$$* $Ы»ъ$ЬлЬОценки: геометрия - хорошо; фрикционные свойства - удовлетворительно; прочность - отлично. Итоговая оценка - хорошо. Оценки: геометрия - удовлетворительно; фрикционные свойства - удовлетворительно; прочность - хорошо. Итоговая оценка - удовлетворительно. Оценки: геометрия - отлично; фрикционные свойства - хорошо; прочность - хорошо. Итоговая оценка - очень хорошо.Металлическая основа выполнена из материала нужной толщины и качественно сварена. Накладки приклеены очень хорошо - при проверке клеевого соединения разрыв происходит по самой накладке. С геометрией все в порядке. Наружный диаметр обработан. Эффективность торможения - средняя, при нагреве падает почти вдвое.Каркас колодки изготовлен правильно. Безасбестовые накладки приклеены очень хорошо. Геометрия колодок оставляет же ­ лать лучшего. Наружный диаметр не обработан, но по следам износа видно, что колодка изнашивается ровно. Диаметр отверстия под «солдатик» маловат (8 вместо 10). Эффективность торможения низкая, но почти не зависит от температуры.Металлическая основа - хорошая. Накладки - безасбестовые. Качество склеивания - очень хорошее. Геометрия колодок - в норме, но наружный диаметр не обработан. Диаметр отверстия под «солдатик» маловат. Фрикционные свойства - хорошие. С ростом температуры эффективность торможения снижается менее чем в два раза. 4. Производитель / L ucas ,Великобритания Цена / 435 руб.5. Производитель / Delphi Lockheed, ВеликобританияЦена / 4 20руб .8. Производитель / A TE ,Continental Teves AG&Co.OHG, Германия Цена / 540 руб.Оценки: геометрия - хорошо; фрикционные свойства - хорошо; прочность - хорошо. Итоговая оценка - хорошаОценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные свойства- не проверялись; прочность - отлично. Итоговая оценка - не аттестован.Оценки: геометрия - отлично; фрикционные свойства - хорошо; прочность - хорошо. Итоговая оценка - очень хорошо.Каркас колодки - правильный. Накладки приклеены очень хорошо, разрыв происходит по самой накладке. Наружный диаметр обработан, но, похоже, не от требуемой базы. Эффективность торможения в холодном состоянии - рекордная, с ростом температуры падает примерно втрое.Безасбестовые колодки имеют знак одобрения МТ-20. Каркас сделан хорошо, но с геометрией -беда... Эксперты считают, что колодки были изготовлены вообще не для «классики». Накладки приклеены лучше всех - жаль, не на ту основу... Наружный диаметр обработан. Одно из базовых отверстий смещено.Каркас хороший, накладки - безасбестовые, приклеены очень хорошо; разрыв по самой накладке. В геометрии отклонений нет. Наружный диаметр обработан. Эффективность торможения - средняя, с ростом температуры падает примерно вдвое.ждать - совершил вынужденную посадку «Локхид»! Как говорится поймите нас правильно: измерения британского изделия не выявили каких-либо перекошенных или необработанных поверхностей. Беда в другом - геометрия «Локхида» такова, что при установке на ВАЗ колодки оказываются ближе друг к другу почти на 5 мм, чем требуется! В результате их рабочие поверхности слишком удалены от поверхности барабанов - виноваты маленькие но-сики, упирающиеся в цилиндр... Такие колодки, во-первых, будут работать не всей своей поверхностью, а только малой ее частью, а во-вторых, при максимальном их износе поршни цилиндра могут покинуть насиженные места. Так что это не «жигулевские» детали. Не плохие, а просто с чужого плеча.Требование чв| Диаметр рабочей д поверхности: 249,4-250,0 129,4 А 249,4 249,2 249,9 249,0 248,0 249,9 249,9 Б/Б' 249,3/ 249,3 248,8/ 248,8 249,5/ 250,0 249,5/ 249,0 244,9/ 244,9 249,8/ 249,8 249,9/ 250,0 250,3/ 250,9 248,4/ 249,0 248,3/ 248,1 251,3/ 250,8 249,8/ 250,1 В 249,5 249,2 249,75 250,0 247,2 249,9 250,1 249,9 249,1 247,8 250,5 250,0 130,6 130 127,5 129,5 129,8 126,5 129,5 127,2 127,5 128,3 128,6 123,2 129,0Если «Локхид» оказался в компании двоечников в результате непонятной «подмены документов», то так называемые «петербургские» и «волжские» колодки, а также «Сонатэкс» делались под «Жигули», но и они непригодны. Изделия просто не влезут на свое рабочее место - барабан на них «не натянуть», Беликова-ТАБЛИЦА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ РАЗМЕРОВ КОЛОДОКПроизводитель ПримечанииОТАFerodo Samko Lucas Delphi Lockheed160158,5 159,5 159,8 156,0 159,5 157,9 162,8 158,0 156,8 154,8 159,093,5 92,5 93,5 94,3 93,7 94,0 95,3 96,5 94,5 95,0119 120,5Механическая обработка наружного диаметра. Отв. И 8 мм вместо 10 Нет механической обработки наружного диаметра Отв. И 8 мм вместо 10 Нет механической обработки наружного диаметра. Отв. И 8 мм вместо 10 Механическая обработка наружного диаметра Механическая обработка наружного диаметра. Отв. И 8 мм смещено Механическая обработка наружного диаметра. Отв. И 8 мм вместо 10 Нет механической обработки наружного диаметра Нет механической обработки наружного диаметра. Ребро 2,5 мм вместо 4 Нет механической обработки наружного диаметра Нет механической обработки наружного диаметра Ребро 2,8 мм вместо 4 Нет механической обработки наружного диаметра. Ребро 3,8 мм вместо 4 Нет механической обработки наружного диаметра119119,5 119,3 119,0 117,3 122,3 117,5 117,5ATE«Автодеталь» «СанктПетербург» -Начало»Рис. 1. Схема определения геометрических параметров тормозных колодок. Размер Б определяет диаметр «по середине» колодки, Б' - «по краю» колодки. Размер Д определяет положение отверстия под палец крепления рычага стояночного тормоза, Г - прорези распорной планки, Е отверстия крепления верхней стяжной пружины, Ж - нижней стяжной пружины, И - отверстия под «солдатик» крепления прижимной пружины.251,0249,1 248,8 250,5 250,8'Москва»•Волжские» «Сонатам»101,5 118,5 94,0 118,5 I РЫНОК I7. Производитель / «Автодеталь», с накладками ТИИР (согласно наклейкам) Цена /130 руб. 8. Производитель / якобы«Санкт-Петербург»Цена /120 руб.9. Производитель / «Начало», Набережные Челны, Россия Цена/135 руб.IUJIU.AB...*..Оценки: геометрия - хорошо; фрикционные свойства - отлично; прочность - неудовлетворительно. Итоговая оценка - сойдет.Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные свойства - отлично; прочность - неудовлетворительно. Итоговая оценка - плохо.Оценки: геометрия - удовлетворительно; фрикционные свойства - хорошо; прочность - удовлетворительно. Итоговая оценка - удовлетворительнаКолодки имеют знак одобрения МТ-14. Металлическая основа из материала нужной толщины и качественно сварена. Накладки приклеены плохо, результаты испытаний на прочность склейки несколько ниже требуемых. Изнашиваются пятнами. Наружный диаметр не обработан. Эффективность торможения очень хорошая, снижение ее при нагреве - незначительное. ты. «Московские» же, напротив, слишком маленькие: в попытке «дотянуться» такой колодкой до поверхности барабана поршень цилиндра может выскочить наружу. Механическую обработку наружного диаметра проводили только четыре фирмы: OTA, Lucas, Delphi Lockheed и ATE. Владельцам остальных изделий приходится некоторое время ездить на непритертых колодках, уповая в основном на передние тормоза. Но об этом чуть позже: мы переходим от геометрии к трению. ТРЕМСЯ И ГРЕЕМСЯ: 33 ГРАФИКА При определении фрикционных свойств используют специальный вал с инерционными массами. Барабан раскручивают до нужных оборотов, а затем затормаживают, поддерживая заданное давление в приводе (руководящий документ - Приложение 15 ГОСТ Р 41.13-99, Правило ЕЭК ООН № 13). Для начала все колодки подвергли притирке - добивались приработки 80% площади рабочей поверхности. Затем учинили проверку в разных режимах. При постоянной скорости и переменном давлении в приводе,Металлическая основа из тонкого материала (2,5 вместо 4 мм), но сварена качественно. Накладки приклеены очень плохо. Разрыв соединения происходит по клеевому шву. Большие отклонения в геометрии колодок. Накладки изнашиваются пятнами. Наружный диаметр не обработан. Эффективность торможения - средняя, сильно зависит от температуры. при постоянном давлении и разных скоростях, наконец, при нагревном цикле (15 торможений с одинаковым интервалом) и т. п. Результат испытаний - 33 графика: по три на каждую пару колодок. Почему 33, а не 36 понятно: измерять эффективность внеразмерного «Локхида» не имело смысла. Поскольку объем журнала, да и усидчивость читателей ограничены, решили на страницы все не вываливать. В общем, получилось следующее. Образцы продемонстрировали разную эффективность торможения. Безастбестовые колодки «маде ин отмомент, Ни 7 600 500 400 300 200Колодки имеют знак одобрения АЯ-02. Основа выполнена из металла нужной толщины и качественно сварена. Накладки приклеены очень хорошо, разрыв происходит по самой накладке. Размеры далеки от идеала. Наружный диаметр не обработан. Фрикционные свойства неплохие, мало зависят от температуры. Более или менее удовлетворяют техническим условиям. туда» оказались в этой номинации послабее соотечественников. Любопытно, что после нагревного цикла у всех увеличилась стабильность работы - в диапазоне скоростей от 40 до 120 км/ч создаваемый ими тормозной момент стал почти постоянным. Однако при этом едва не у всех снизился коэффициент трения - новая колодка тормозила лучше, чем «бывалая». Только изделия ATE продемонстрировали «особое мнение» - их эффективность торможения послеТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ПРОЧНОСТИ СОЕДИНЕНИЯ НАКЛАДОК С КОЛОДКАМИПроизводитель Прочность соединении, МПа (гш ГОСТР 41.90-М-неменее 1,0) Образец №1 Образец №2 2.17 1,04 1,69 1,45 2,54 1,45 0,85 0,60 1,45 0,72 1,45 0,72ч0TAFerodo31,85 1,45 1,21 1,53fc(5 10 15 Количество торможенийSamko Lucas Delphi Lockheed2,51,41 0,81 0,56 1,00 0,72 0,84 0,88ATE«Автодеталь» «Санкт-Петербург «Начало» «Москва» «Волжские» «Сонатэкс»Рис. 2. Э( ирективность торможения при нагреве колод ок: 1 - «Лукас» - лучшие в холодном состоянн и, но нестабильные; 2 - «Автодеталь» с наклад ками ТИИР понравились больше всех; 3 -«Воликские»- худшие.82 10. Производитель / якобы11. Производитель / якобы«Москва»Цена /100 руб.«Волжские»Цена / 90 руб.12. Производитель / S onatex , Россия Цена /135 руб.Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные свойства - отлично; прочность - неудовлетворительно. Итоговая оценка - плохо.tWИтоговая оценка - хуже не бывает.Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные свойства - неудовлетворительно; прочность - неудовлетворительно.Оценки: геометрия - неудовлетворительно; фрикционные свойства - отлично; прочность - неудовлетворительно. Итоговая оценка - плохо.Металлическая основа из тонкого материала (2,8 вместо 4 мм) и плохо сварена. Накладки приклеены очень плохо. Провалены все геометрические размеры. Наибольшее отклонение диаметра рабочей поверхности (в точке В по чертежу) почти 2 мм. Наружный диаметр не обработан. Утешением будут разве что хорошие фрикционные свойства: они мало ухудшаются с ростом температуры. остывания увеличилась. Похоже, эти колодки восприняли нашу проверку как часть приработки. Похвально. Любителям графиков предлагаем взглянуть на рис. 2, где приведено несколько любопытных кривых. Очевидно, идеальная колодка должна одинаково хорошо работать как при первом, так и при пятнадцатом торможении, но где ж такую взять? Лучше всех повели себя - кто бы вы думали? - колодки «Автодеталь» с накладками ТИИР. Создаваемый ими торТАБЛИЦА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРМОЖЕНИЯ ПРИ НАГРЕВЕ. ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ В ПРИВОДЕ, НмПроизводитель 1-е торможение 10-е торможение 15-е торможениеМеталлическая основа из материала недостаточной толщины и плохо проварена. Прочность приклеивания накладок у разных колодок в комплекте отличается почти вдвое. Разница в склейке видна на фото. Наружный диаметр не обработан. Накладка, используемая в колодке, не предназначена для тормозного узла автомобиля. Падение эффективности - более чем втрое. мозной момент снизился с начальных 580 Нм до 380 (табл. 3). Отметим также Sonatex - здесь эффективность упала с 530 до 380 Нм . Другие достижения? Извольте. Самыми стабильными проявили себя колодки фирмы «Начало». Тормозят одинаково - от 390 до 310 Н-м, хотя, признаемся, начальная эффективность невысока. А самыми плохими оказались «волжские» - при моменте ПО Нм тормозить будешь долго... В соответствии с законами физики температура у всех колодок поднялось практически одинаково - до 180-200°С. ОТРЫВАЕМ Осталось выяснить, умеют ли производители пользоваться клеем. Что толку от хороших фрикционных свойств накладки, если она отвалится через десяток километров? Вспыхнувшая было гордость за отечественного производителя стыдливо спряталась куда-то после знакомства с табл. 2, где приведены результаты проверки прочности соединения накладки с колодкой. Из всех «наших» только «Начало» освоило премудрости использования клея, да и то наполовину. Усилие отрыва накладки у одной из колодок при-Каркас из материала нужной толщины, а вот с геометрией изделий - полный провал. Наружный диаметр не обработан. Накладки приклеены очень плохо. На удивление хорошими оказались фрикционные свойства. С ростом температуры эффективность торможения снижается примерно на треть. шлось округлить в большую сторону, чтобы впихнуть изделие в соответствующий ГОСТ. Хуже всех выглядел «Питер» - невские бракоделы не удосужились даже убрать цинковый слой с поверхности контакта. Вне конкуренции здесь оказался... «Локхид». На голову лучше других, только что толку, если его все равно нельзя ставить на ВАЗ... Приклеено насмерть, но... не туда! А из «правильных» колодок лучшими в этой номинации оказались изделия фирмы ОТА. ПОДЫТОЖИМ У нас хорошие накладки - это раз. Мы не умеем их приклеивать - это два. Иностранцы клеить умеют, но их накладки по эффективности ничуть не лучше наших - это три. «Почти отличниками» оказались импортные изделия - ATE, Samko, ОТА. Именно их мы и рекомендуем применять при «кадровых перестановках» в тормозГ1сгй*Тигтеме«жигулей». А приверженцам дешевых рынков советуем еще раз обратить взгляд на соответствующее фото с оторванными колодками и подумать - не сэкономить ли на чем-нибудь другом. 1»1ОТАFerodo Samko Lucas Delphi Lockheed370 320 540 630240 270 360 300200 240 320 250440 580 600 390 540 510 530280 430 440 330 440 270 410240 380 350 310 400 110 380ATE«Автодеталь» «СанктПетербург» «Начало» «Москва» «Волжские» «Сонатэкс»f