I ЭКОНОМИКА |БИТВА ЗА МЕТАЛЛКАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ||)|,/У СОСЕДЕЙHHpNв\в^Кшвв\%^\^.ш\шШ . 'ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОЛ в/,^**<ЛИБ££?^^«iЗАлК в новых условиях большую часть продукции вынужден был продавать за рубеж по бросовым ценам ШПИОНСКАЯ ИСТОРИЯ Запорожский алюминиевый комби(а что, жить как-то нужно...), Автонат (ЗАлК) был самым маленьким в ВАЗ искал других поставщиков (котобывшем Советском Союзе. Куда ему до рые не всегда могли обеспечить качегигантов - Братского, Новокузнецкого! ство или просили за свой товар дороНо, как говорится, мал, да удал - именже)... А год назад правительство Укно на ЗАлКе, старейшем советском алюраины решило объявить конкурс по миниевом, в конце 60-х было освоено продаже пакета из 68,01% акций. И производство специальных сплавов, нетут такое началось! обходимых для современного автомобильного производства (читай: для СУДЕБНАЯ ИСТОРИЯ ВАЗа). Сегодня старожилы завода со ЗАлК, конечно, самый маленький из смехом рассказывают историю «внедреалюминиевых заводов, но такой «слания». ФИАТ, вообще-то, собирался поденький»! Производственные мощноставлять алюминиевые сплавы для отсти его позволяют ежегодно произволивки головки блока и других частей дить более 100 тыс. тонн алюминия, 265 двигателя сам. Но наши спецы во время тыс. тонн глинозема и 22 тыс. тонн крикомандировки в Италию по заданию сталлического кремния. А главное, он партии и правительства «свистнули» неосновной в СНГ производитель спецсколько образцов, которые затем тщасплавов для автомобильной промыштельно изучили в лабораториях. Приеленности - это раз. И два - только-тольхали итальянцы со своим алюминием, а ко итальянские специалисты смонтиромы им - не надобно, у нас свои сплавы вали здесь линию для производства есть, не хуже! Словом, так уж повелось, алюминиевой фольги, опять же, единстчто Запорожский алюминиевый традивенную в своем роде в Восточной Евроционно поставлял свою продукцию напе. Словом, желающих приобрести коншим автозаводам, в том числе ВАЗу. В трольный пакет акций хватало. 1990году,например, 85% его потребноДовольно быстро определились два стей в алюминиевых сплавах покрывафаворита: российская компания «Автоли металлурги из Запорожья. Но потом ВАЗ-инвест» и украинская «Внешнетороказалось, что живем мы в разных страговая фирма «КрАЗ». Только вот борьба нах, и на пути «алюминиевого потока» между ними завязалась очень странная. встали таможни... За десять лет поставЕсли россияне предложили за контки из Запорожья в Тольятти сократирольный пакет акций 69,1 млн. долл. лись почти втрое - до 30%, только стало США «живыми» деньгами плюс инвели от этого жить легче и лучше? стиционную программу на 200 млн.долл., то украинцы - финансовую гарантию, подкрепленную не деньгами, а... мощнейшим административным давлением со стороны тогдашнего премьер-министра В. Ющенко. И пошли суды за судами, заседания ФГИ, правительства... Решение простого, казалось бы, вопроса затянулось почти на год Был даже такой момент, когда деньги украинские власти у «АвтоВАЗ-инвеста» взяли, потратили их на выплату пенсий и зарплат, а потом заявили: решайте проблемы вступления в права собственника сами, как хотите! Так бы, наверное, и продолжались бесконечные судебные процессы, если бы не случился по весне на Украине правительственный кризис ив отставку не ушел премьер-министр В. Ющенко. А новому премьеру А. Кинаху, видимо, не так «резала глаза» национальная принадлежность инвестора, и к лету «АвтоВАЗ-инвест» безо всякого скандала стал законным собственником контрольного пакета. Председателем наблюдательного совета ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат» недавно избран В. Каданников - глава совета директоров крупнейшего российского производителя легковых автомобилей АвтоВАЗа. Он уже заявил, что стабильно растущий спрос на автомобили ВАЗа автоматически увеличивает потребности завода в алюминии - выраженная в деньгах, она составит за 5 лет около 400 млн. долл., и ВАЗ планирует потреблять около 50% от всего объема производства ЗАлК - Что изменилось на заводе с приходом новых хозяев? - задумывается коммерческий директор ЗАлКа Александр Котюк (он здесь работает 20 лет и может дать объективную оценку). - Пошли первые инвестиции. Значит, новые рабочие места появятся. Упор отныне делается не на экспорт, а на поставки на Украину ив страны СНГ, и это выгоднее - не надо платить НДС. Так что от союза с россиянами мы в любом случае выигрываем. Хотим мы этого или нет, а жили мы веками вместе, дружили, работали - так стоит ли ломать копья и бороться с собственной выгодой в ожидании мифического «дяди Сэма» (или «дяди Ганса»), который вдруг принесет нам свои денежки? Для этих дядей мы - зона высоких экономических рисков, поэтому они к нам и не спешат. Так что приходится надеяться только на себя да на друзейсоседей... 1»1