150
151
152
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ДЕГУСТАЦИЯБЕРЕМ ПРОБУ БЕНЗИНОВ/ДОЗНАНИЕводорода: изооктан и гептан. Изооктан мало поддается детонации, горит горячо и долго. Его ОЧ принято за 100%. Гептан - настоящий детонатор: вспыхивает и горит почти мгновенно. Антидетонационную стойкость его приняли за ноль. Если ОЧ бензина равно 91, это значит, что он сдетонирует при той же степени сжатия, что и изооктан, на 9% разбавленный гептаном. Октановое число бензина зависит от усло-ДВА МЕТОДА О том, что такое октановое число (ОЧ), знает, наверное, каждый. Это настолько важный параметр, что именно по нему классифицируют топливо. Нефть в каждой скважине разная и при ее перегонке бензин получается тоже разный. Внем сотни видов молекул в различных пропорциях. Стремясь упростить задачу для пользователей, химики призвали на помощь два угле-вий его измерения. Обычно используют два метода - исследовательский и моторный. Принято считать, что первый определяет ОЧ при работе двигателя на переходных режимах (так называемый городской стиль), а второй - при продолжительной работе в режиме номи- нальных нагрузок. Чтобы не путать, в название бензина ввели дополнительную букву. Так, у АИ-92 ОЧ равно 92 единицам по исследовательскому методу, а у А-76 оно составит 76 единиц по моторному. Чаще всего 92 исследовательские единицы (АИ-92) соответствуют 83 моторным (А-83). Однако впрямую переводить величины нельзя, поскольку у каждого бензина собственная характеристика, и тот же АИ-92 может показать при моторных испытаниях 80-85 единиц. И разность между ОЧ по этим методам - наилучшая характеристика стабильности поведения бензина при различных режимах работы двигателя. Еще в двадцатые годы американцы начали добавлять в бензин присадки, замедляющие горение. Так появились кислородсодержащие (например, метилтрибутиловый эфир или МТБЭ), железосодержащие (ферроцен), марганцевые (автовэм) и прочие присадки. Самым эффективным подавителем детонации оказался тетраэтилсвинец (ТЭС). Им пользовались, пока тревогу не забили экологи - свинец вреден! От ТЭС пришлось отказаться.«Брилш Петролеум»,МЕСТНЫЙ РОЗЛИВ В России нефтеперерабатывающие заводы перестраиваются на ходу. Сегодня у нас действует два стандарта: старый ГОСТ 2084-77 и новый ГОСТ РТУ 38.401-53-171-9851105-97, разработанный в соответствии с европейскими экологическими требованиями. Действуют и другие, более жесткие к экологичности топлива стандарты (например, ТУТУ 38.401.58-171-96РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ БЕНЗИНОВТУ 38.001165 97 ^"~v. ^ " \ ^ ^ \ Исследуемые параметры Детонационная стойкость октановое число: по моторному методу, не менее по исследовательскому методу, не менее Концентрация свинца, г/дм3, не более Массовая доля серы, %, не более Фракционный состав Температура начала перегонки, "С, не ниже 10% перегоняется при температуре °С, не выше 50% перегоняется при температуре "С, не выше 90% перегоняется при температуре "С, не выше Объем испарившегося бензина, %: при температуре 70°С (мин-макс) при температуре 100°С (мин-макс) при температуре 180°С мин Конец кипения бензина. °С, не выше Концентрация фактических смол мг на 100 см3, не более Концентрация железа, мг/дм , не более Содержание МТБЭ, %, не более Объемная доля бензола, %, не более3Марка бензина, ГОСТ, . ^ " \ ^ ^ \ ^ ТУСИЗМ.№1-13«Татнефть»,с иэм.1-5сin1 Е§• о. оч85,0/86,1 95,0/95,0 0,010/ОТС. 0,05/0,021ЁиШ ш1тшid21 21S а. > * _ оиос•ПК,3чо 85,0/85,3 95,0/95,0 0,013/ОТС. 0,10/0,02с изм. 1 5f!illв)Г*-tSД" ЯаIs Hi£и&85,0/85,1 96,0/95,2 0,013/отс. 0,10/0,1085,0/86,1 95,0/96,6 0,010/отс. 0,05/0,0185,0/85.0 95,0/95,1 0,010/отс. 0,05/0,0185,0/86,5 95,0/95,0 0,013/отс. 0,10/0,0385,0/86,3 95,0/95,0 0,010/отс. 0,05/0,0485,0/85,1 95,0/95,0 0,010/отс. 0,05/0,0285,0/85,0 95,0/95,1 0,013/ОТС. 0,05/0,0285,0/85,1 95,0/95,1 0,010/отс. 0,05/0,0235/35 75/55 120/82 190/16530/42 75/70 120/118 180/16730/37 75/62 120/108 180/153 190/170(15-50)/15 (15-50)725 (40-70)/40 (40-70)/46 85/94 215/195 5,0/5,0 37,0/0,75 15/3,9 5/2,7 215/210 5,0/3,2 37,0/0,75 15/9,0 5/2,9 85//Э5 215/198 5,0/2,0 37,0/0,63 15/8,3 5/0,7(15-50)726 (40-70)/48 85/95 215/200 5,0/4,8 37,0/3,0 15/1,2 5/3 205/205 10/6,6 37,0/0,63 15/0,95 5/2,8(15-50)728 (40-70)750 85/96 215/191 5,0/4,8 37,0/0,75 15/1,7 5/3,8 205/196 10/1,6 37,0/1,88 15/7,5 5/4,1(15-50)723 (40-70)745 85/95 215/200 5,0/3,2 37,0/0,63 15/1,5 5/3,1 215/196 5,0/4,6 37,0/4,5 15/ОТС. 5/4,6(15-50)/22 (40-70J/46 85/95 215/209 5,0/2,0 37,0/1,0 15/2,4 5/3,1г/гоозПримечание норм&фактичесни: arc - отсутствует.151 I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |38.401-58-171-96). Пока заводы не смогут перейти на новый ГОСТ полностью, существовать будут оба. На НПЗ налажен строгий контроль за технологическим процессом и качеством топлива, но мы-то покупаем бензин на заправке. А путь к ней от завода длинный и не всегда прямой. Торговцы порой смешивают дешевый прямогонный бензин с товарным, а чтобы ОЧ не упало ниже нормы, добавляют присадки. И если для введения 10-15% МТБЭ требуются специальная емкость и миксер, то железосодержащие присадки можно прямо засыпать в бензовоз речь идет о граммах на тонну. Так можно довести «92-й» бензин до «95го» или даже до «98-го». Не будем касаться всех последствий такого способа «улучшения» бензина, перейдем к другому. Этилированный бензин запрещен ив Москве. Именно это и решили проверить. Не представляясь, мы взяли 10 проб бензина со столичных заправок самых именитых фирм. Остановились на АИ-95, как на самом соблазнительном для махинаций: разница с «92-м» всего на три единицы, а дороже на целый рубль. На каждой АЗС просили показать паспорт: заправщик должен предъявить его по требованию клиента. На некоторых бензоколонках паспорт даже висит для обозрения под стеклом. Документ наверняка настоящий. А САМ БЕНЗИН? Анализ проводил 25 НИИ МО РФ, где не знали, откуда топливо - им передали просто пронумерованные емкости. Начали с детонационной стойкости (моторное и исследовательское октановые числа не должны быть ниже нормы). Почти во всех пробах ОЧ оказалось в норме, кроме... Если верить ТУ, бензин А-96* от «Бритиш Петролеум» - экспортный. Тем не менее до положенного ОЧ=96 он не дотянул почти на единицу. Продается же бензин как «95-й». АЗС «Коримое» от Московского НПЗ, наоборот, торгует настоящим «96-м» бензином по цене «95-го». Н о это частности. Концентрация свинца. Свинец, как и железо, может присутствовать в любой жидкости, включая питьевую воду. В неэтилированных бензинах его должно быть не более 0,013 (или 0,010 в зависимости от ГОСТ) грамма на литр. Столь малая величина служит лишь показателем того, что свинец был в сырой нефти. Лаборатория подтвердила: весь бензин неэтилированный. Массовая доля серы ограничена ГОСТами от 0,05 до 0,1%. Тут все просто: чем меньше серы, тем меньше коррозии и отложений. «Бритиш Петролеум» едва вписался в норматив. У остальных серы меньше, а у «Коримое» и «Татнефти» — вдесятеро. Фракционный состав. Чем большая доля топлива ы испаряется при заданной температуре, тем больше в бензине легких фракций и тем лучше двигатель заведется зимой. Однако их избыток чреват паровыми пробками. Зимой легких фракций должно быть больше, чем летом. Криминала не найдено. Механические примеси и вода отсутствуют. Концентрация фактических 3 смол ограничена 10 мг на 100 см для старого ГОСТ 2084-77 и5 мг для всех остальных. Смол чем меньше тем лучше: они вредят карбюратору, инжектору, откладываются на впускных клапанах. Едва вписался в ТУ «Бритиш Петролеум» - у него ровно 5 мг. Чуть меньше у «Татнефти», «Юкос» и «Нефто». Бензин от «ЛУКОЙЛа» вписывается только в старый ГОСТ - концентрация смол у него больше 5 мг. А ТНК, торгующая по тому же стандарту, щеголяет рекордно низким показателем 1,6 мг. Концентрация железа. Этот пункт призван выявить ферроцен (или его аналог) - самую любимую присадку бензосамогонщиков. Допустим, при концентрации до 37 мг/л. Найдено лишь железо, присутствующее в бензине изначально. Введенные умышленно присадки измерялись бы десятками миллиграммов на литр. Концентрация марганца. Одна из самых популярных недавно присадок, к сожалению, почти исчезла. А все потому, что месторождения марганца - в Грузии. Содержание МТБЭ. Одна из наиболее используемых кислородсодержащих присадок. Безвредна для двигателя, не опасна для здоровья. Концентрация может быть любой, но не выше 15%. Объемная доля бензола. Бензол поднимает ОЧ. Допустима концентрация до 5%: в малых дозах он действует положительно. В больших же сгорает не полностью, оседая сажей в системе выпуска. Кроме того, выделяется очень токсичный продукт. Что ж, мы не нашли самодельного бензина. Может быть потому, что солидные фирмы не занимаются мелким мошенничеством - они привыкли работать по-крупному. Мелкие же заправки проверить практически невозможно - в одной Москве более 700 АЗС. И интересно это только москвичам. А нам хочется знать, что делается во всей стране. И потому в следующий раз мы проверим, как обстоят дела в других крупных городах России. Скажем, в Ростове. Или в Екатеринбурге. 1»1СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙЗависит ли качество топлива от вывески на АЗС?Самый бензиновыйл гл >_—,5 3 % да, конечно хорошев топливо только на «импортных» колонках 127% везде из одной бочки'В названии экспортных бензинов буква «И» не используется.